Найти в Дзене

Митра и Варуна - Дракон и Феникс

#Удушающая сладость, заинтеделвый пепел

Дракон и Феникс из кино
Дракон и Феникс из кино

Феникс и Дракон - персонажи популярной китайской дорамы "Пепел любви" ("Удушающая сладость, заиндевелый пепел"). В китайской мифологии Дракон соединен с мужским началом ян, а Феникс - с женским началом инь. Но в кино это два брата, чьи отношения движутся от близости к конфликту, от ревности к вражде, и в конце приходят к примирению. Из-за того, что оба персонажа мужчины, становится видна удивительная мифологическая основа, связанная с символикой водного дракона и солнечной птицы.

В дихотомии феникса (крыталого, как эмблема зорастризма) и звездного дракона (космическая ночь) проявляется древняя архетипическая пара Митра-Варуна.

Митра умирает символической смертью: как солнечный бог он "закатывается" каждый день, после восставая снова, что отражено в его мистериях "спуском в пещеру" (ну, вы поняли - он там лежал в кино перед воскрешением!). Первая ступень инициации - Ворон. В мистериях используется мёд. Кто смотрел "Удущающую сладость" должен насторожиться.

заставка фильм
заставка фильм
Кто ничего не смотрел:
В фильме Удушающая_сладость_заиндевелый_пепел Феникс впервые появляется перед героиней в качестве обгорелой птицы, упавшей с неба. Героиня тут же называет его вороном (даже «глупой вороной»). И выхаживает с помощью некого тысячелетнего мёда. Впоследствии, умерев от предательского удара, он оказывается скрыт в пещере, где ждет возрождения. В конце мы видим его во главе армии в битве небес и мира демонов, а в эпилоге — обитателем Земли, где он вечно рождается и умирает, оставаясь духом Пламени.

ДВА АСПЕКТА ВЛАСТИ

В ведийской мифологии оба божества связаны с мировым порядком ритой (rta), пара Варуна-Митра характеризуется противопоставлением внешний/внутренний, далёкий/близкий. Гимны Вед сближают Варуну с небом и ночью, Митру с землёй и днём. Варуна - чёрный, Митра - сверкающий. Шатапатха-Брахмана заходит ещё дальше: Митра - этот, посюсторонний мир, Варуна - тот, потусторонний.

Митра - "очень благосклонный", "рождённый как царь с доброй властью". Он priya, "дорогой, любимый", и ahimsana - сострадательный и не причиняющий зла.

Варуне в свою очередь приписывается магическая способность - 
maya, которая может выступать и как положительная, творческая энергия, и как вводящая в обман "иллюзия" (В кино персонаж-дракон имеет вдасть над снами, ему подчиняется зверь Сновидений); а сам он mayin, бог-маг. Митра же ведает вполне земным средством - законодательством, это "бог-законник".

Пара богов-суверенов состоит "в отношениях дополнительного распределения": равно необходимые элементы бытия, они взаимно дополняют друг друга.

Отношения между "варуническим" и "митраическим" началами подобны ленте Мёбиуса – идя все время прямо, вдруг оказываешься на противоположной поверхности. "Земной", "видимый", "близкий" Митра оказывается воплощением сакрального аспекта власти, он brahman, а таинственный и "потусторонний" Варуна воплощает "мирской аспект власти, зиждущейся на силе" - kshatra. Не удивительно, что в кино именно Дракон стал императором, воплотив зримую и в том числе военную власть, а Феникс стал отшельником.

Митра - "понимающий" (abhigantr), Варуна - "действующий" (kartar).

Миф об Урваши

Апсара Урваши, прекраснейшая из небесных дев, сошла на землю, покинув обитель богов. Когда Митра и Варуна, старшие сыновья Адити, узрели ее в божественной роще, сердца их воспламенились страстью. Могучий Митра, бог дневного света, отважный победитель, взял Урваши в жены. Но сердце ее лежало к Варуне. Она родила двоих сыновей – великих мудрецов Агастью и Васиштху, но кто был их отцом – Митра или Варуна, – осталось неизвестно. Когда Митра узнал об измене Урваши, он изгнал ее с небес и проклял, предсказав, что ей суждено стать женою смертного и жить на земле, среди людей.

НУ ВЫ ПОНЯЛИ

Героиня "Удушающей сладости" Цзинь Ми, в чьей судьбе тут и там проглядывает Урваши
Героиня "Удушающей сладости" Цзинь Ми, в чьей судьбе тут и там проглядывает Урваши

ПОДРОБНОСТИ, РЕЙТИНГ РАСТЕТ К КОНЦУ

Варуна वरुणः  — старший из двух братьев — бог водной стихии и небесного пространства, отвечающий за соблюдение справедливости и порядка в мироздании (охранитель Риты – мирового закона), а также за поддержание Сатьи (правдивость, честность). Он является локапалой Запада (хранитель стороны света). В противоположность ему Митра был локапалой Востока до того, как это место прочно занял Индра.

Варуна также владыка скрытых и тайных миров (подводного, подземного, может и бессознательного в человеке тоже), правитель царства ночи, бог ночного неба — властелин тёмного небесного океана, космического пространства, «направляющий Солнце» (с Солнцем связан Митра). Согласно его воле движутся Луна и звёзды, символично представляющие собой тысячи глаз Варуны, которыми он взирает с небес на землю.

Его именуют Асурой — таким эпитетом в ведах обозначают высших божеств. Варуна наблюдает за теми, кто свернул со стези праведности, и самое ненавистное ему действие - ложь (нарушение договора, что роднит его с Митрой).

Варуна — один из главных защитников справедливости - является также владыкой эмоционального мира (
ну, это понятно, потому что Вода!). Он напутствует не нарушать гармонию и приучать себя обуздывать свои эмоции, которые подвластны нашей воле и мысленному контролю. Негативные эмоции, будь то агрессия, гнев, обида — это состояния противостояния, вызванного несогласием с существующим положением дел, то есть с тем, что нам воздаётся по закону справедливости.

Психологи говорят, что терпение является тем же состоянием несогласия, что и гнев, только непроявленным вовне. Терпением мы замыкаем в себе эмоции, но это не является контролем и властью над ними; мы всё также продолжаем находиться в рабстве у них и реагировать, только в скрытой от окружающих форме. Поэтому лишь принятием того, что всё, происходящее с нами, заслуженно, можно победить в себе вечного борца с мнимой «несправедливостью», преследующей нас в жизни.

Бог справедливости Варуна, как и Митра, связан с Ахимсой («Ахимса — непричинение зла - первый шаг в мир без боли»), показывая, что главное – не искажать сердце злом. Варуна олицетворяет необходимость держать ответ не только за неконтролируемые эмоции, но и за обман и безответственное нарушение обещаний и клятв. Самый важный урок, преподносимый Варуной — принятие.

Жунь Юй: добровольный ответ за последствия плохих решений
Жунь Юй: добровольный ответ за последствия плохих решений

На уровне символики Варуна владеет путами, петлями, которыми он мгновенно захватывает того, кого должен удержать/наказать. Они неоднократно упоминаются в гимнах, Брахманах (разделах Вед) и в ритуальных трактатах как характеристики этого бога.

Здесь содержится примечательный казуистический трюк, потому что путы, даже когда они символически необходимы для ритуала, заключают в себе ряд неудобств, главное из которых - предоставление Варуне
того, что связано, но что, однако, ему не предназначается.

Такова, например, ситуация с привязыванием коровы, предназначенной для обмена на ритуальный товар (животное как мера стоимости) – если ее не связать, она может ускользнуть из-под присмотра и исчезнуть. Но из-за этой привязи корова фактически достается Варуне и не может больше выполнять свои функции в сакральной торговле.

                                     НУ ВЫ ПОНЯЛИ - нерасторжимая помолвка
НУ ВЫ ПОНЯЛИ - нерасторжимая помолвка

Жрецы выходили из положения, доверив Митре привязать ее за одну ногу; таким образом, она оказывалась и на привязи и под присмотром, но при этом не являлась абсолютной собственностью Варуны.

Феникс и невеста Дракона. Свадьба в мире смертных.
Феникс и невеста Дракона. Свадьба в мире смертных.

Тесная связь Митры с Варуной позволяла Митре пользоваться путами, нейтрализуя их базовый, карающий смысл; это всего лишь одалживание никто помолвку не расторг, причем Варуна не отстаивал своих прав, а Митра не извлекал выгоды из собственности, которой у него нет. У него есть только Варуна.

Кроме пут другим важным орудием Варуны является майя - способность изменять и создавать новые формы (магия воплощения). Рождение звезд, утренней зари, равновесие неба и земли, моря и рек, чередование дня и ночи (или солнца и луны), изменение климата - короче говоря, динамические аспекты Риты, вызывающие движение и изменение, обязаны своим возникновением этой высшей майе. В Ригведе майя одного Варуны (без Митры) упомянута семь раз и чаще всего в связи с актом творения или установления порядка; майя одного Митры - никогда.

Средства, которыми владеет Митра, совершенно иные: юридические и связанные с ними. Его постоянный эпитет «ятайджана» содержит намек на то, что Митра как-то связан с "правом" и "законом". Точный смысл слова дискутируется; наиболее правдоподобны две интерпретации: одна - "кто ставит людей на их истинное место (в отношениях с другими)" и другая - "кто приводит людей к союзу".

Контраст между образом действия Митры и Варуны иллюстрируется в Брахманах большим количеством примеров, бьющих в одну точку: Митре принадлежит то, что ломается само собой, а Варуне - срубленное топором.

Дева, легко сломавшая свою невинность о Феникса, и при том постоянно идущая замуж за Дракона; брак с Драконом никак не может быть завершен, оформлен до конца, так что мотив принуждения становится в конце просто вопиющим.
Дева, легко сломавшая свою невинность о Феникса, и при том постоянно идущая замуж за Дракона; брак с Драконом никак не может быть завершен, оформлен до конца, так что мотив принуждения становится в конце просто вопиющим.

…тут можно бы поставить точку, но дальше тоже прекрасное:

• Митре принадлежат сливки, сами образующиеся на молоке, а Варуне - масло, которое сбивают (SB 6);

• Митре принадлежит то, что сварено на пару, а Варуне - жареное, "схваченное" огнем (SB 8);

• Митре принадлежат дикие растения (например, дикий рис), вырастающие на необработанной земле, а Варуне - то, что растет на вспаханном участке (благородные культуры) (SB 5, 3, 3, 8);

• Митре - кипяченое молоко (т.е. то, которое не скиснет), Варуне - сырое молоко (которое может скиснуть) (KS 27, 4);

• Митре принадлежит в жертвенной смеси успокаивающее молоко, а сома (сильное, возбуждающее средство) - Варуне (SB 4, 1, 4, 8).

Учитывая существенность сомы в ритуалах, эта последняя формула вызвала много интересных интерпретаций. "Сома часто смешивается с молоком, так что на вкус смесь становится слаще и менее едкой, чем сома в чистом виде".

Сома повышенной едкости
Сома повышенной едкости

Конечно, любая классификация такого рода однобока, но все вместе они выявляют одну и ту же оппозицию: "связь неприродного, или искусственного, с Варуной (человек, изуродованный культурой) - и природного, не подвергшегося особому воздействию, с Митрой (доброжелательный дикарь)".

Противопоставление же заключается в насильственности или внезапности процесса, связанного с ВАРУНОЙ, и в постепенном увеличении воздействия или смягчении субстанции (
вскипяченное и охлажденное молоко) всех вещей, связанных с МИТРОЙ.

Митра структурирован, человекоориентирован и доступен пониманию; Варуна неподконтролен, потусторонен и непостижим.

Непостижимое
Непостижимое

Все, что материально или духовно наиболее близко к человеку (земное, видимое, обычное и т. д.), будет тяготеть к Митре, а наиболее удаленное от человека (небесное, невидимое, таинственное и т. д.) - к Варуне; наиболее светлое будет связано с Митрой, наиболее темное - с Варуной. Можно констатировать именно такой отбор, в ведийской прозе выраженный ясно, а в гимнах - в виде намеков. "Митра - этот мир, Варуна - иной мир". Упоминание неба притягивает к себе "великого Варуну", земные же обиталища человека защищены именем Митры. Варуна обосновался на небе, Митра обитает на земле.

ФИНАЛЬНАЯ РАЗДАЧА: как уже говорилось, в фильме Дракон остается на небе в качестве Императора, Феникс обитает только на земле как защитник смертных.

Хотя Варуна и Митра вместе участвуют в Рите, Варуна сам по себе днем столь же активен, как и ночью, он даже назван сверкающим и восседающим на золотом троне. Тем не менее, когда поэты или теологи хотят различить части суток, Митре всегда без исключения принадлежит день, а Варуне - ночь.

Митра и Варуна часто называются "царями", однако из них двоих в большей степени "царем" является Варуна: на уровне ритуала именно Варуна покровитель и модель царя в церемонии посвящения (раджасуя), где многие сцены, как это удостоверяют комментарии, являются воспроизведением того, что совершил или испытал Варуна "во время своего посвящения".

* * *

Митре приписывается рождение пламени, а его последняя вспышка, характеризуемая бурностью, но не сиянием (вспышка перед угасанием) - Варуне. Рассвет – Митра; закат – Варуна. 

Ну как не вспомнить перевод имени Чу Ваньнин (楚晚宁, chǔ wǎnníng)! "Закатный свет, благой вечер". 

Чу Ваньнин со съемок в дораме. Как это связано с Варуной и драконом? Дракона и Чу Ваннина играет один актер.
Чу Ваньнин со съемок в дораме. Как это связано с Варуной и драконом? Дракона и Чу Ваннина играет один актер.

* * *

Марсель Гране (Marcel Granet, La pensée chinoise, с. 115-148) рассмотрел употребления терминов Ян и Инь в древнейших текстах V п III вв. до н. э. Это противопоставление образовалось очень рано благодаря иерогамной дихотомии: Небо и Земля, Огонь и Вода и т. д., столь важной во всех китайских построениях. В Китае конкретная и абстрактная вселенная была очень рано разделена на Ян и Инь; предметы и понятия, всё без исключения требовало для своей организации бинарной классификации.

Но в Индии эти многочисленные контрастные описания служат иллюстрацией
только пары Митра-Варуна. Это, в частности, призывает обратить внимание на редкие, но убедительные случаи, когда Митра и Варуна распределены в соответствии с женским и мужским полами.

Дальше недетское чтение
Дальше недетское чтение

Шатапатха-брахмана говорит по поводу чередования лунных фаз, что "Митра изливает семя в Варуну" (mitro varuna retah sincati). Та же Брахмана (12, 9, 1, 17) утверждает, что Варуна - лоно (yonir eva varunah). Это сексуальное первенство и это оплодотворение Варуны Митрой связано с концептуальным превосходством Митры (ясный день, мужское начало, дружба как атрибут мужского мира) и концептуальным разделением божеств на того, кто задумывает план, и того, кто его осуществляет (Варуна - осуществитель).

«В то время как Митра (brahman, брахман) мог существовать без Варуны (ksetra, кшатрий), обратное было непостижимо, и тогда Варуна сказал Митре: Повернись ко мне (upa mävartasva), чтобы мы соединились (samsf jävahai); я уступаю тебе первенство (puras tvä karavai)».

Китайцы снимали одно, но все зрители увидели другое. Не без мифических оснований.
Китайцы снимали одно, но все зрители увидели другое. Не без мифических оснований.

Система санкхья говорит, что Пуруша (индивидуальное начало) и Пракрити (природа) противопоставлены друг другу как Митра и Варуна. В другой великой философской школе два противопоставленных начала - Брахма (Brahma) и Майя (Maya) - также определены в сексуальном плане: с одной стороны, небесное мужское извержение брахмана соотнечено с Митрой (он «сущность мира», brahman), с другой стороны, творческая иллюзия майя соотнесена с Варуной (майя - его техническая характеристика согласно Ригведе).

* * *

Эволюция индо-иранского пантеона шла таким образом, что в Индии метафизическое место Митры фактически взял себе Индра (лучник и метатель смертельного белого света из ваджры (ср. с хрустальным пламенем лотоса, которым владеет феникс Сюэ Фэн). А в Иране, гнапротив, Митра совершенно вытеснил Индру и воплотил в себе черты Бога Воинов. В результате появился знакомый нам Митра, которого пространно описывает Яшт 10 на протяжении 145 стихов - как рассеивателя вражеского войска, обладающего священной неистовостью, но в то же время покровителя всех форм согласия между двумя партиями и бога договора (война – способ договориться и все устаканить, если иначе не выходит).

В таком виде он попал в Рим и стал любимым божеством легионеров. Варуна же в Иране назван «мудрым Асурой» - Ахура-Маздой (Ормузд), и в таком виде стал единственным верховным богом пантеона, далеко отставленным от остальных божеств. Верховный владыка и его генерал – пара сохраняет свои функции)).

В Авесте есть триада:

1) Ахурамазда (Варуна, который правит)
2) Митра (воин и социальный деятель)
3) "Влажная, Сильная, Непорочная» Ардвисура Анахита (Aradvi Sura Anahita). Это богиня воды и плодородия в иранской мифологии.

Глвные герои фильма "Удушающая сладость, заиндевелый пепел"
Глвные герои фильма "Удушающая сладость, заиндевелый пепел"

В статье использована работа Дюмезиля (1986 г.)