Найти тему

От слободы ямщиков к Рижской площади. Путешествие во времени

Площадь между Рижским вокзалом и метро Рижская называется, конечно же, тоже Рижской. А когда-то здесь была Крестовская застава, называвшаяся еще Троицкой.

Переяславская ямщицкая слобода

В этих местах еще при Иване Грозном (середина 16 века) селились ямщики. Здесь проходил тракт, ведущий в Троицкий монастырь, Александрову слободу и дальше на север. Слева от Троицкой дороги возле села Напрудного было несколько дворов для царских ямщиков. Уже в конце 16 века при Борисе Годунове сюда же, только справа от Троицкой дороги, перевели ямскую слободу, находившуюся раньше около Земляного города.

Слободы Москвы на карте 17 века
Слободы Москвы на карте 17 века

Ямщики новой слободы обязаны были обслуживать дорогу от Москвы до Переяславля (сегодня этот город называется Переславль-Залесский). Именно поэтому слобода стала называться Переяславской, а нам в память о тех временах сохранились Малая, Средняя и Большая Переяславские улицы и Переяславский переулок.

В первой половине 18 века с введением подушного налога слободы перестали существовать.

Храм иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе

Еще в конце 16 века упоминается храм «Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе». А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: "В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы". Причины переосвящения неизвестны. В 1712 храм сгорел, через год уже был выстроен новый с главным пределом, освященным в честь иконы Божией Матери Знамение. А в в 1757-1766 годах был выстроен каменный храм в стиле позднего барокко.

-2

В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. Главная святыня храма – икона Божией Матери Знамение (список 16 века с новгородского подлинника).

Фото взято с znamene.ru/albums/ikons/slides
Фото взято с znamene.ru/albums/ikons/slides

Храм оставался действующим все время. В него были перенесены реликвии из близлежащих закрытых храмов. В 1931 году из закрытого храма святого Трифона в Напрудном перенесена чудотворная икона святого Трифона с его тремя частицами мощей. После этого храм иногда стали называть Трифоновским. В ноябре 1980 году был освящён приставной престол во имя мученика Трифона. Новый престол работы краснодеревщика В. И. Кудинова, прихожанина храма, изготовлен из 250-летнего дуба.

Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html
Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html

Еще одна православная святыня – животворящий крест-распятие из Страстного девичьего монастыря, что стоял на нынешней Пушкинской площади.

Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html
Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html

Образ святой равноапостольной княгини Ольги находился ранее в приемном отделении детской больницы, которая располагалась в Орлово-Давыдовском переулке и называлась Ольгинской.

Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html
Фото взято у vladimirdar.livejournal.com/72318.html

Сегодня храм отделен от Рижской площади третьим транспортным кольцом.

Почему Крестовская, не Троицкая?

В 1742 году Москва была окружена высокой земляной насыпью со рвом снаружи и заставами на дорогах. Заставы получили название по дороге, на которой они стояли, или по прилегающей местности. На Троицкой дороге заставу назвали Троицкой, но в народе ее называли Крестовской. Потом это название стало и официальным.

Еще в середине 17 века здесь, на месте встречи царем Алексеем Михайловичем мощей казненного Иваном Грозным митрополита Филиппа, был установлен дубовый крест. Позже здесь установили часовню, а местность стали называть "У креста".

В часовню, расположенную около дороги в Троицкий монастырь (позже Троице-Сергееву лавру), обязательно заходили все паломники, в том числе и венценосные. В 1929 году часовня была разобрана, крест перенесен в храм Святой Троицы «на Капельках», а после его закрытия – в Знаменский храм, где хранился в алтаре Предтеченского придела. По благословению Патриарха Алексия II на территории Знаменского храма был построен храм в честь Воздвижения Креста Господня.

Храм-часовня
Храм-часовня

На западной стене храма появился образ Святой Троицы – дань памяти старинной Троицкой заставе.

-9

Поклонный крест был перенесен из алтаря и установлен в храме-часовне. Фотографии храма-часовни взяты у vladimirdar.livejournal.com/72318.html

-10

Заставы Камер-Коллежского вала

Заставы были оформлены одинаково: два столба-обелиска, караульные помещения – кордегардии (от французского corps de garde, что означает "помещение для караула"), чуть поодаль амбары и избы сторожей.

Вид Крестовской заставы. Литография неизвестного художника 1839 г.
Вид Крестовской заставы. Литография неизвестного художника 1839 г.

Кордегардии и столбы у застав сохранялись до конца XIX века, а некоторые и позже.

Кордегардии Серпуховской заставы 1925-1930
Кордегардии Серпуховской заставы 1925-1930

Крестовский мост

В 1881 году у Крестовской заставы был построен Крестовский мост через Николаевскую железную дорогу.

-13

Мост на карте 1935 года:

Мост на карте города 1935 года
Мост на карте города 1935 года
Так выглядел мост на фотографии 1939 года
Так выглядел мост на фотографии 1939 года

Этот мост еще был до начала реконструкции площади, по нему был переход между платформами станции Ржевская Ленинградской ж/д. Сегодня от него осталось лишь несколько опор, но думаю не надолго.

В 1937 году для спрямления дороги к ВСНХ (сегодня это ВДНХ) был построен новый Крестовский мост. На карте Москвы 1940 года старый мост даже не показан (он пересекал железную дорогу практически под прямым углом):

-17

Начало и конец моста украшали четыре гранитных фонтана. Крестовский мост был сразу спроектирован очень широким.

-18

Мост украшали четыре монументальных гранитных фонтана. Они и сегодня действуют:

-19

Крестовские водонапорные башни

В 1892 году перед старым Крестовским мостом по проекту архитектора Максима Геппенера были построены две Крестовские водонапорные башни Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе башен размещались резервуары весом в 78,5 т и ёмкостью 1850 м3 каждый. На пяти нижних этажах находились жилые и служебные помещения, Контрольная станция водомеров. Башни были построены на деньги купца купца Николая Александровича Алексеева, который в то время был Московским головой.

В 1896-1914 годах в одной из башен размещался Музей московского городского хозяйства. После пуска Восточной водопроводной станции в 1937 напоры в водопроводных сетях возросли и надобность в водонапорных башнях отпала, и в начале 1940-х годах они были снесены.

А нам на память остался только Водопроводный переулок, идущий от Крестовского путепровода вдоль железной дороги до третьего транспортного кольца. Останется ли он после реконструкции?

Вокзал на площади

Следующей значительной постройкой на площади Крестовской заставы стало здание Виндаского вокзала. В 1897 году Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги обязалось «построить железную дорогу нормальной колеи протяжением около 1030 вёрст (примерно 1100 км) для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне – порт Вентспилс в Латвии. Вокзал построен по проекту петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса в древнерусском стиле, открыт 11 сентября 1901 года.

Общий вид Виндавского вокзала. 1901–1906
Общий вид Виндавского вокзала. 1901–1906

В 1930-м году вокзал стал Балтийским, в 1942 – Ржевским, в 1946 году – Рижским. В начале 2000-х в связи с малой загруженностью вокзал хотели снести. В 2000-2010-х годах в начале каждого часа, перед боем, куранты вокзала отбивали первые две строки из припева песни Раймонда Паулса «Вернисаж».

В 2004 году на реконструированной территории бывшего отстойника вагонов открылся Музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги.

Изменение площади в 20 и 21 веке

С изменением названия вокзала менялось и названием самой площади: до 1942 года это была Крестовская площадь, в 1942-1946 Ржевская, с 1946 года площадь называется Рижской.

Так выглядела площадь в 1909 году:

-23

В 1958 году на площади открылась станция метро Рижская:

Станция метро Рижская, 1958
Станция метро Рижская, 1958

В 1963 году перед метро был установлен памятник "Создателям первого спутника Земли. 1957" (скульптор Ковнер С. Я.).

-25

В 1975 году в составе третьего транспортного кольца была построена эстакада, соединяющая Сущевский Вал с улицей Гаврикова.

1976 год
1976 год

Так выглядела площадь в 1986 году:

В 1999 году в дополнение к Рижской построили Новорижскую эстакаду:

Строительство эстакады. 1999
Строительство эстакады. 1999

Вместо сквера на площади установили АЗС:

Фото август 2023
Фото август 2023

Сегодня на Рижской площади опять идет строительство: строят ТПУ

Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на базе Рижского вокзала станет одним из крупнейших подобных проектов в столице. В рамках работ власти планируют преобразить свыше 70 гектаров территории, (подробнее на www.m24.ru/articles/gorod/15102021/158677)

Так должна будет выглядеть Рижская площадь к моменту завершения строительства:

-30

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Муравьев В.Б. Московские легенды. По заветной дороге российской истории
Смирнов М.И. Переславская ямская дорога. Доклады Переславль-Зелесского Научно-Просветительского общества. -М. MelanarЁ, 2004
Древо. Православная энциклопедия.
retromap.ru
pastvu.com