Охотская культура — это понятие из археологии. Так называют археологическую культуру, стоянки которой обнаруживают на Сахалине, Курильских островах и самом севере острова Хоккайдо. Общепризнано, что охотская культура оказала определяющее влияние на формирование культуры исторических айнов. Однако до сих пор не вполне ясно, кем были носители этой культуры, на каком языке они говорили и остались ли сегодня их прямые потомки. В этой статье я постарался собрать известные данные об этой загадочной культуре островного мира Тихоокеанской России.
Что я подразумеваю под историческими айнами?
Для начала я должен оговорить понятие "исторические айны". Дело в том, что айнов зачастую называют одним из древнейших народов, сохранившихся по сей день, а также древнейшим коренным народом Японского архипелага. Таким образом фактически ставят знак равенства между современными айнами и носителями древней культуры Дзёмон, которая действительно охватывала весь Японский архипелаг примерно с 10 до 1 тысячелетия до н. э. Однако нужно понимать, что жителей архипелага настолько отдаленных времен можно называть айнами лишь очень условно.
Во-первых, в эпоху Дзёмон существовало несколько культурных комплексов, похожих в своей основе (тип хозяйства, производство керамики), но довольно отличных друг от друга в деталях (различный "удельный вес" охоты, рыболовства, собирательства и огородничества в зависимости от территории расселения). Поэтому говорить о каком-то лингвистическом или этническом единстве на такой обширной, разной и очень изрезанной горами и морскими проливами территории, как Японский архипелаг, едва ли возможно. Судя по всему, далёкие предки айнов были лишь одним из племён, живших на архипелаге.
Во-вторых, культура айнов, зафиксированная в письменных и изобразительных источниках XVII–XIX вв., и культура их далёких предков эпохи Дзёмон сильно отличаются друг от друга. Да, в основе хозяйства по-прежнему были охота, рыбная ловля, сбор моллюсков, собирательство диких растений, огородничество. Но многие аспекты материальной культуры — одежда, жилище, ритуальные предметы, а также духовной культуры — культ медведя, например, — не обнаруживаются на древнейших стоянках. Культура, как и её носители, постоянно меняются, а с эпохи Дзёмон прошло ни много ни мало — более двух тысяч лет.
Именно поэтому учёные отделяют "исторических айнов" от их более далёких по времени предков. "Историческими" называют тех, чья культура, язык, внешний облик нашли отражение в письменных источниках, преимущественно XVII–XIX вв. и отдельных более ранних записях. Так что под историческими айнами обычно понимают население Хоккайдо, южной части Сахалина и Курильских островов XII–XIX вв.
Что такое "охотская культура" и когда она существовала?
"Охотской" культура названа потому, что её стоянки в основном обнаруживаются на побережье южной части Охотского моря — Сахалине, севере Хоккайдо и Курильских островах. Стоянки эти датируются периодом с III по XIII вв. н. э. При этом стоянки, обнаруженные на севере Хоккайдо и Курилах, датируются более узким промежутком с V по IX вв. н. э.
Изначально считалось, что охотская культура распространилась из района устья Амура на юг по Сахалину и далее на Хоккайдо и Курилы, однако в последнее время всё больше учёных склонны считать, что центром зарождения этой культуры был юг Сахалина, а уже оттуда её носители продвигались как на север — к устью Амура, так и на юг и восток — на Хоккайдо и Курилы. Таким образом предшественницей охотской культуры была сусуйская археологическая культура, стоянки которой как раз охватывают южную часть Сахалина.
Основной хозяйства носителей Охотской культуры был морской зверобойный промысел — охота на морских млекопитающих (тюленей, сивучей, котиков и т. д.). Считается, что во многом распространение и границы охотской культуры определены районами, где в зимний период надежно встают льды у побережья, делающие возможной охоту на морского зверя — именно поэтому, например, культура не распространилась южнее северного побережья Хоккайдо.
Вспомогательными промыслами служили также рыбная ловля, охота на лесных зверей, разведение свиней и собак на мясо. Орудия промысла были каменными, костяными или деревянными, а вот металлических было мало — их в основном получали в рамках торговли от соседей.
С осени до весны охотцы жили в крупных поселениях на морском побережье, причём в одном большом доме могли одновременно жить несколько семей. В летний же период семьи жили поодиночке в более мелких жилищах и уже в отдельных поселениях. Дома представляли собой скругленные полуземлянки с одним или несколькими открытыми очагами внутри. В определенном месте внутри дома размещались черепа и кости убитых животных, прежде всего медведей.
На каком языке говорили носители охотской культуры?
Вопрос о лингвистической принадлежности носителей охотской культуры остаётся во многом нерешённым. Наиболее правдоподобной звучит версия, что прямыми потомками носителей охотской культуры стали нивхи, живущие сегодня на севере Сахалина и в районе устья Амура, а значит и языком той культуры был предок нивхского языка.
С другой стороны, данные генетики говорят о том, что общие гены, вероятнее всего восходящие к охотцам, унаследовали не только нивхи, но и сахалинские и курильские айны, и даже ительмены и коряки Камчатки, а потому ответ на вопрос о языке охотцев не столь очевиден. Язык, в отличие от генов, передаётся не на физическом уровне, а сообщается от поколения к поколению, поэтому язык может быть перенят одним народом от другого — сегодня мы видим в мире множество примеров, когда целые народы переходят на языки вчерашних колонизаторов.
Есть версия, что язык носителей охотской культуры вообще не сохранился, а был "заменен" языком людей, пришедших на смену охотцам. Так что вопрос о языке охотской культуры тесно связан с её последующей судьбой: почему она исчезла? какая культура пришла ей на смену? И здесь мы подходим к самому важному вопросу: как соотносятся охотская культура и культура "исторических айнов"?
Исторические айны и охотская культура
Начиная с IX в. на стоянках охотской культуры на севере Хоккайдо начинает быть заметным сильное влияние другой археологической культуры — Сацумон. Эта культура была распространена на большей части Хоккайдо и на севере японского Хонсю в VII–XII вв. Именно она ассоциируется с прямыми предками айнов, которые в японских письменных источниках того времени именовались словом "эмиси". Также мы можем смело утверждать, что именно носители культуры Сацумон говорили на айнском языке — на севере Хонсю зафиксировано множество топонимов айнского происхождения.
Однако материальная и духовная культура "сацумонцев" заметно отличались от таковых у исторических айнов. Как можно было заметить по описанию основных черт охотской культуры, очень многое исторические айны позаимствовали от неё, особенно в северных районах своего ареала — как раз в тех местах, где жили охотцы. В частности это: тип жилища с открытым очагом (у сацумонцев были закрытые печи), культ медведя (знаменитый "медвежий праздник", "отправление души медведя" — у сацумонцев следов этого ритуала не обнаружено), охота на морских животных и её методы (у сацумонцев она не была распространена), и т. д.
Кроме того, сравнительный анализ диалектов современного айнского языка показал, что его распространение шло из северной части Хоккайдо: раньше всего "отделились" сахалинские диалекты, затем — курильский, и только потом разделились диалекты Хоккайдо. Поэтому считается, что распространение айнского языка шло из северо-западной части Хоккайдо в трёх направлениях.
Это дает основания предполагать, что культура исторических айнов сложилась в результате тесного взаимодействия и взаимовлияния носителей охотской культуры и культуры Сацумон, которое происходило в северо-западной части Хоккайдо. В результате сложился наиболее устойчивый культурный комплекс, который и стал распространяться как на бывший ареал охотской культуры, так и на остальной Хоккайдо — ареал культуры Сацумон.
Таким образом, ядром айнской культуры стали айны-сацумонцы, испытавшие сильное влияние охотской культуры на севере Хоккайдо, а затем распространившие получившийся комплекс и свой вариант айнского языка на Сахалин, Курилы и остальной Хоккайдо. "Охотцы" же, жившие на Сахалине и Курилах, смешались с ними и восприняли от них айнский язык. Их же изначальный язык или исчез, или действительно "осколком" охотцев стали нивхи, а нивхский таким образом и был изначальным языком охотцев.
----------------------
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам интересна тема происхождения айнов, приглашаю вас на свою лекцию, которая состоится послезавтра 31 августа в 19:30 по московскому времени. Организатором лекции выступит Культурно-просветительский центр "Архэ". Очно можно прийти в Петербурге в здание Русской христианской гуманитарной академии (Фонтанка, 15), а онлайн-трансляцию посмотреть из любой точки мира. Для регистрации переходите по ссылке: https://arhe.msk.ru/?p=125921.
До новых встреч на моём канале! Не забудьте поставить лайк и подписаться, если вы ещё не сделали этого.