Найти тему
Сайт психологов b17.ru

СМИЛ и психотипы. Глава 4. Эмотивность.

Шкалу 7 в СМИЛе называют шкалой тревожности или психастении.

И создана она была именно для выявления тревожности. Но почему тогда эмотив?

Почему на мой взгляд она хорошо отражает эмотивный радикал?

Давайте разбираться.

В чем суть эмотивной стратегии? Каковы ее корни? Как и у кого формируется?

Начну с того, что напомню, что стратегии поведения или радикалы в психотипах это формы адаптации личности к проживанию в социуме.

На эти формы адаптации влияет ряд факторов, которые я в своей второй книге «Анализ судьбы» (напомню, что эта третья книга) назвал психокварками, по аналогии с кварками в физике.

Там масса элементарных частиц состоит всего из нескольких кварков. Так и с психотипами или с характерами.

Большое количество психотипов или лучше сказать предпсихотипов формируются просто различными сочетаниями нескольких так скажем элементарных качеств нервной системы данной при рождении.

И затем уже психотип - это адаптационные стратегии, которые сформировались в результате приспособления личности с учетом особенностей своей нервной системы (теми самыми психокварками) к окружающему миру.

А так как основные ресурсы человек получает в результате взаимодействия с социумом, то это приспособление направленно именно на это взаимодействие.

То есть психотип - это тип нервной системы, полученный при рождении, плюс воздействие на него окружением. Эх, чувствую, что сложновато, но не волнуйтесь дальше будет понятней.

Так вот шкала 7 одно из названий которой шкала психастении прямо указывает на то, что психика слабая (мы еще говорим астеники).

А что значит слабая? Что подразумевается под значением «слабая» в психике?

Можно сказать, что «слабая» - это слабая стрессоустойчивость и соответственно и слабая конфликтоустойчивость, ведь конфликт это стресс. И это верно, но это следствие слабой нервной системы. Но что за этим стоит, какие причины, какие психические механизмы?

И чтобы это понять, мы опять как и в прошлых главах будем разбирать работу той части мозга, которая отвечает за эмоции. И опять начнем с того, что эмоции, это инструмент управления организмом для его лучшего выживания (ну и размножения конечно).

И одной из главных задач для любого организма является избегание опасностей. То есть избегание тех ситуаций, которые могут снизить жизнеспособность организма или вообще его убить.

Причем такие ситуации часто появляются в процессе получения ресурсов (ну или в попытке получения), без которых организм тоже не выживет.

И теперь перед организмом появляется задача, где надо определить степень опасности тех или иных действий и вероятность получения при этих действиях нужных для организма ресурсов. И здесь как мы понимаем, у разных индивидов могут быть разные настройки по определению степени опасности и вероятности получения ресурса.

Так вот слабость определяется высокой восприимчивостью к возможным опасностям.

То есть в одной и той же ситуации индивид с сильной нервной системой опасности не чувствует, а со слабой - эту опасность ощущает.

Индивид с сильной нервной системой в процессе захвата ресурсов мало обращает внимание на возможные опасности, он их не замечает, не прогнозирует. А индивид со слабой нервной системой учитывает все возможные опасности и отказывается от многих действий направленных на получения ресурсов.

Сильный в результате совей стратегии получает (захватывает) больше ресурсов, но и вероятность попадания в опасные для жизни ситуации выше.

А слабый получает меньше, но и снижает вероятность опасностей для себя. Эти стратегии точно соответствуют стратегиям получения прибыли на капитал. Чем выше процент возможной прибыли, тем выше риск потерять деньги.

В общем у астеников, лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Так вот, как такое устройство нервной системы ведет к эмотивной стратегии?

Хочу заметить, что не всегда ведет к эмотивной стратегии, но как правило.

Все развитие человека последние наверное миллион лет происходило в стае (в социуме) себе подобных.

Это способствовало лучшему выживанию. В одиночку выжить было гораздо сложней, а скорей всего и просто невозможно. Ну а произвести потомство так и вообще невозможно. Это происходило даже не потому, что одному сложно защищаться от диких зверей или ловить мелкую добычу, а потому что если человек не имел свою стаю, то он становился легкой добычей других человеческих стай.

Это явление человеческой психики можно наблюдать даже сейчас в современном мире. Например, в девяностые годы, во многих городах России стали организоваться молодежные банды. Членство в такой банде гарантировало защиту этой банды, как от чужих банд, так и от членов самой этой банды. А вот подросткам не входящими ни в одну из банд, было очень сложно отстаивать свои интересы.

И поэтому инстинкты человека или по другому сказать, поведенческие стратегии гомо сапиенса передающиеся по наследству и управляемые эмоциями, всегда направленны на то, чтобы человек стремился находиться в социуме. Просто другие стратегии отсеялись в процессе эволюции.

Почти для каждого человека очень важно быть членом группы, даже возможно той, которая ему не нравится, но это все же менее неприятно, чем быть изгнанным из группы.

Все, наверное, знают что такое бойкот в классе?

Ведь давления на того, кому объявили бойкот нет, его не бьют, над ним не смеются, его просто не замечают, а ведь как больно.

Ну то есть все стремятся находиться в социуме, но в зависимости от психотипа стратегии разняться. Так вот какую стратегию выбирают астеники? (прошу помнить, что этот выбор происходит не сознательно, а скорей импринтингом в раннем детстве, и потом закрепляется на бессознательном уровне).

Астеники больше других беспокоятся о неодобрении окружающих их людей в процессе их взаимодействия в социуме.

Так как это неодобрение с точки зрения бессознательного, с точки зрения инстинктов, увеличивает вероятность изгнания из группы. И поэтому астенические типы под влиянием страха изгнания стараются стать удобными для окружающих даже в ущерб своим другим личным потребностям. А если у них еще и хорошо развиты зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию, то тогда эмотивность увеличивается еще больше. Думаю, читателю теперь понятно почему психастения формирует эмотивный радикал.

Конечно, эмотивный радикал может находится в психотипе и со стеническими (сильными) нервными системами. То есть эмотив может быть и со стеничекой нервной системой. И здесь я вижу объяснение этому в воспитании.

В раннем действе, какая бы сильная нервная система не была у ребенка, но она все равно гораздо слабей чем у взрослых, ну конечно в том случае, если окружение этого ребенка тоже имеет стенические типы нервной системы. И если ребенок имеет также и хорошую работу зеркальных нейронов, то он сильно любит и уважает своих родных. И у него их неодобрение также вызывает чувство сильнейшей тревоги, а одобрение вызывает чувство воодушевления, удовлетворения, спокойствия и в общем радость. И таким образом у него закрепляется эмотивная стратегия.

Но в этом случае, в отличие от астенических эмотивов, которые стараются быть удобными для всех, не деля их на своих и чужих, стенические эмотивы свою эмотивную стратегию направляют на ту группу людей, которых считают своими.

Это могут быть либо, только близкие родные, либо еще родственники, друзья, знакомые, земляки, профессиональные сообщества или даже все люди той национальности, к которой относит себя этот человек.

И так, по СМИЛу.

Чаще всего вместе с повышением по 7 шкале встречается повышение и по шкале 2 (пессимистичности).

Здесь все понятно, так как и шкала 7, и шкала 2 отражают в модели психотипов астенические типы. В модели психотипов это тревожный эмотив.

Тревожный радикал включается по отношению к чужим, а эмотивный по отношению к своим.

Если Вы встретите такого человека, то в начале он в общении с Вами будет использовать тревожный радикал. Но по истечению определенного времени, привыкнув к вам, у него включится эмотивная стратегия.

Так же часто вместе с повышением по седьмой шкале встречается и повышение по 8 шкале (шизоидности). Такое сочетание указывает на шизоидного эмотива. Верней здесь как, если 8 шкала (шизоидность) выше чем седьмая, то можно говорить, что это эмотивный шизоид, а если выше седьмая, то шизоидный эмотив.

Немного реже, чем первые два описанных, вместе с повышением по шкале 7 встречается повышение по шкале 3 (лабильности).

Шкала три также, как и шкалы 7 и 2 относится к астеническим типам. Она указывает на слабую и быструю нервную систему, что больше всего соответствует истероидному радикалу. Поэтому повышение по седьмой и третей шкале будет указывать на истероидного эмотива. И здесь также как и с шизоидностью, выше шкала три - больше истероидности, выше шкала семь – больше эмотивности.

Теперь сочетания со стеническими шкалами.

Повышение по седьмой вместе с повышение по шкале 9 (оптимизм) точно указывает на гипертимного эмотива, и здесь нет каких-либо вариантов. А вот повышение по седьмой и шестой (ригидгности) скорей будет указывать на паранойяльного эмотива, но и может быть и эпилептоидный эмотив.

Чтобы различить их, думаю, надо будет смотреть на высоту шкалы 4 (психопатии). У паранойяльного эмотива она будет выше, чем у эпилептоидного. А также смотреть на шкалу 0 (интроверсии). Опять же у паранойяльного эмотива интроверсия как правило ниже, чем у эпилептоидного.

Ну а если есть два сильных повышения по шкале 7 и шкале 4 и при этом шкала 6 низкая? Тогда можно говорить о признаках неустойчивого эмотива.

Это не будет точно указывать, на неустойчивого эмотива, это даже может указывать и на истероидного эмотива.

Здесь важна высота шкал. Если при повышенной седьмой шкале шкала 4 (психопатии) уходит далеко за семьдесят, а шкала 6 (ригидности) в пределах пятидесяти или даже ниже, то это больше неустойчивый эмотив. А вот если шкала 4 в пределах нормы до семидесяти, да еще и есть повышение по третей шкале лабильности, то это больше истероидный эмотив.

Ну в общем то по этой шкале все.

продолжение следует...

Автор: Мироненко Евгений Викторович
Психолог, СМИЛ диагностика

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru