Найти в Дзене

"Ты почто меня ударил балалайкой...", или Пишем диалог по схеме

Оглавление

Недавно я поделился с вами уникальной схемой, которая помогает сделать отличный диалог. Посмотрим на примере, как же она работает.
Я сочинил самый примитивный разговор – объяснение парочки после случайной разлуки, а вы можете открыть схему и проследить, что же будет происходить. Количество тактов, пауз, поворотов может быть разное, но я буду придерживаться данной структуры.

Предыстория диалога такая: Петя и Маша встречаются. Неожиданно Петя куда-то пропал, а появился в городе через несколько дней. Маша передумала все: от несчастного случая до разрыва отношений, пока ей не сказали, что видели Петю на вокзале. Мол, он садился в поезд.

I. Экспозиция

– Привет, Маша!
– Здравствуй, коли не шутишь, – Маша повернулась, чтобы уйти, но Петя схватил ее за руку.

🔵 Обычно один из участников диалога более активный, другой – пассивный, но, конечно, их роли могут меняться. То, что Маша все же ответила на приветствие, дает Пете надежду на продолжение разговора.

II. Часть первая с первой точкой поворота

В этой части три такта, в третьем – пауза и поворот. Важно проследить, как меняются (не повторяются!) эмоции, реакции, тактики участников диалога.

ТАКТ 1
Действие:
– Маш, прости! Мне срочно нужно было уехать, я не успел тебя предупредить.
Противодействие: – Или не захотел? – по Машиной щеке покатилась слезинка. – Тебе же наплевать, что я чувствовала? Блин, да чуть с ума не сошла, всех друзей на уши подняла, все больницы обзвонила.

🔵 Петя сразу просит прощения, но Маше этого недостаточно. Она переживает собственное, уже прошлое состояние, в тексте ей важно упрекнуть Петю в бесчувственности, подчеркнуть его вину, а подтексте – рассказать о том, как ей было больно, и получить это самое сочувствие.

ТАКТ 2
Действие:
– Я торопился, забыл мобильник дома, обнаружил только на вокзале.
Противодействие: – Что же за спешка такая? – Маша решительно вытерла щеки. – Впрочем, мне неинтересно. Если ты так поступил со мной, значит, не любишь.

🔵 Как делают многие мужчины, Петя в растерянности поначалу пытается конкретно объяснить ситуацию. Но вы уже понимаете, что Маше нужно совсем не это, потому она задает риторический вопрос и тут же делает максимально негативный вывод о Пете, об отношениях только для того, чтобы услышать желаемое. Если оно дальше не прозвучит, то разрыв неизбежен.

ТАКТ 3
Действие:
– Да что ты говоришь, родная?! Я тебя очень люблю! Мамина соседка позвонила, сказала, что у мамы приступ и ее положили в больницу!
Пауза: Маша почувствовала, как лицо покрывается густым горячим румянцем. Вот оно как! А она накрутила себе невесть что! Конечно, телефон можно забыть в спешке, когда такая ситуация. Бедный Петя, наверняка не отходил от матери ни на шаг, вон похудел даже, осунулся
Точка поворота: – Господи, что с Марьей Ивановной?

🔴 Петя возмущен словами Маши, с другой стороны – у него есть только один ход: сказать правду и о любви, и о ситуации. То есть он совершает словесное действие, которое дает Маше новую информацию, что неизбежно приведет к точке поворота.
Маша получает желаемое – признание в любви, а также понимает наконец, что же произошло.
Пауза тут к месту. Маше и радостно, и стыдно, она тут же прощает Петю, хотя и не говорит ему об этом, понимая, что сейчас не это главное. Единственный (логичный, правильный) вопрос, который она может задать – о здоровье Петиной мамы.

III. Вторая часть со второй точкой поворота и развязкой

ТАКТ 4
Действие:
– Сейчас уже хорошо, она дома. Как ее выписали, я сразу рванул к тебе.
Противодействие: – И зачем? Побыл бы с нею, в конце концов, связался бы со мной по интернету.

🔵 Петя отвечает на Машин вопрос, но ему важнее показать свои чувства.
Почему Маша снова противоречит ему? Мы с вами помним, что несколько секунд назад ей было ужасно стыдно. Снова звучит упрек, но он имеет другой смысл. В подтексте Маша уже обвиняет не его, а себя, хотя и подсказывает способы для Пети. Ну, так, на будущее.

ТАКТ 5
Действие:
– Маш, прикинь, как назло, в поселке какие-то работы проводились, все отключили! А другого способа я не нашел.
Противодействие: – Бери меня с собой в следующий раз, – заявила Маша, но прощать Петю так быстро она не собиралась. – Иначе рискуешь потом не найти меня!

🔵 Ой, ну какой мужчина не скажет, что он перепробовал все, чтобы связаться с любимой? И Маша практически подталкивает его к тому, что произойдет дальше, произнося фразу, которая состоит из нового (безоговорочного) способа и ложной угрозы – такая структура реплики, как правило, ведет к точке поворота.

ТАКТ 6
Действие:
– Я тебя давно нашел и никуда не отпущу, – сказал Петя. Он достал из кармана бархатную коробочку, открыл. Сверкнул бриллиант на массивном золотом кольце. – Мама дала. Это обручальное кольцо прабабушки. Оно переходит по сыновней линии, то есть от жены к жене… Машенька, выходи за меня замуж?!
Пауза: Маша растерялась. Она совсем не так представляла предложение, хотя и ждала его. Любит ли она Петю по-настоящему? Хочет ли провести с ним всю жизнь? И дети… она-то их хочет, а он? Сколько вопросов, а ответ только один. Маша видела, как напряженно Петя ждет этого ответа, читала в его взгляде любовь и нежность. Чего она медлит? Глупая…
Развязка: – Петенька… да. Да! – Маша засмеялась и заплакала одновременно.
Петя обнял ее и прижал к себе.
– Я самый счастливый человек на свете!

🔴 Новая точка поворота вызвана действием Пети. Можно сразу дать ответ Маши, но пусть будет пауза. Логично, что у Маши есть вопросы к самой себе.
Развязка может быть какой угодно. Тут все зависит, как дальше будет развиваться сюжет.

Конечно, это не чистовой диалог, а черновик. С точки зрения языка он никакой. Однако с точки зрения логики, достоверности в нем все выстроено так, как и задумывал автор (то есть я).
Стоит только начать повторять эмоции участников, их действия (тактики поведения), использовать только текст, минуя подтекст, убрать точки поворота, как диалог станет тусклым, затянутым. Увы, многие авторы любят, что называется, топтаться на месте. Уж очень иногда хочется, чтобы «понять и простить» или объяснение в любви звучали не в одной реплике. В результате насмерть заморенный тягомотиной читатель в лучшем случае читает конец диалога, а в худшем – вообще бросает чтение.

Теперь надо диалог оживить. Что бы я делал, если бы действительно писал такой разговор персонажей романа?
Во-первых, добавил бы деталей места и времени. Петя у Машиного подъезда, вечер, идет дождь. Петя весь промок – очевидно, ждал долго. Видно, что он не заходил домой – за плечами рюкзак, в руках увядший букетик цветов и прочее.

► Во-вторых, поработал бы с репликами. Добавил молодежного сленга, милых словечек именно этой парочки. Кое-где поменял бы темп, ритм.

► В-третьих, уделил бы внимание словам автора. Здесь важно показать эмоции в мимике, жестах, отразить реакции в каких-то действиях, добавить деталей разного рода: цветовых, звуковых и т.д.

► В-четвертых, я бы почистил диалог от лишних слов, заменил бы кое-какие слова на более подходящие, убрал клише, проверил тропы и т.п.

► В-пятых, исправил бы все другие ошибки: пунктуационные, грамматические, синтаксические, смысловые и прочее.

Короче, я бы поработал с языком произведения – отредактировал и откорректировал текст. Это легче делать, когда уже не нужно думать над логикой и достоверностью.
О других языковых особенностях диалога поговорим далее.

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература