Змея — один из древнейших мифологических символов, который в разные эпохи и в разных культурах олицетворял как добро, так и зло, а также мудрость и бесконечность. Древний и загадочный образ змеи вызывает множество споров. В христианской традиции змий неразрывно связан с грехопадением. Именно змея соблазнила Еву съесть яблоко в Эдемском саду, и на протяжении веков люди считали змей и пугающими, и пленительными.
При этом не многим известно, что в Древнем Риме змеи олицетворяли отнюдь не утерю целомудрия, а напротив — молодость, плодородие и вечное обновление.
Первые украшения со змеями появились очень и очень давно. Золотые кольца, браслеты и каффы носили еще древние греки, которые ассоциировали такие змеевидные предметы с богиней любви Афродитой. Древние цивилизации, например, майя и ацтеки, поклонялись богам-змеям и считали, что они символизируют мудрость и защиту, а из-за способности сбрасывать кожу их считали символом обновления и возрождения.
Змеи вообще очень часто встречаются в искусстве, но если говорить о ювелирных украшениях, то драгоценные змейки сыскали особую популярность из-за женитьбы Принца Альберта с королевой Викторией в 1839 году (обратим внимание, что это - Викторианская эпоха). Помолвочное кольцо для невесты было выполнено в форме змеи из золота с изумрудной головой. Такого до Альберта еще никто не делал — многоликая змея вызвала в голове множество образов, но мало кто ассоциировал ее с нежными чувствами. Выполнена она была виртуозно: голову змеи венчал изумруд, а глаза сверкали рубинами. Это кольцо произвело фурор в мире свадебной моды — все девушки Викторианской эпохи мечтали получить такое же кольцо от своих возлюбленных. Королева Виктория носила змеиное кольцо постоянно и считала, что змея символизирует их бесконечную любовь.
Поскольку королева пожелала, чтобы ее похоронили вместе с этим кольцом, сейчас мы можем увидеть только реплики этого украшения. А уже по-новому змеиная тема в ювелирном искусстве зазвучала в эпоху ар-нуво. Рене Лалик и Альфонс Муха очень часто использовали змеиные мотивы в своих работах. Для мастеров модерна змея была ожившей абстрактной линией, в которой воплощалась идея неподвластного человеку мира, живущего по собственным законам. Конструкция браслета, созданного по эскизам А. Мухи необыкновенно сложна: змея буквально ползет по запястью и поднимается выше по руке. Чешуя на голове создана в технике витражной эмали, а гибкое тело усыпано рубинами, опалами и бриллиантами. От браслета тянется золотая цепочка, к которое присоединяется змеиное кольцо. Когда браслет надевали на руку, змеи словно «оживали» и начинали пронзительно смотреть друг на друга. Тело змеи было гибким и подвижным: под золотыми пластинами скрывалась целая система шарниров, позволяющая змее свободно «ползать» по руке.
Потом на ювелирной арене возникли Bvlgari со своей знаковой коллекцией Serpenti. Расскажу чуть подробнее об этих змейках. Змея — символ силы, соблазна, искушения и трансформации — самый узнаваемый мотив римского дома Bvlgari. Первый прототип змеи Bvlgari появился в конце 1940-х годов — это был разомкнутый гибкий браслет в технике тубогас, один конец венчал круглый корпус часов. Далее последовали эксперименты с размерами, цветовыми сочетаниями, разными материалами и формой. Интересным ходом в 1960-х стало решение вручную покрыть каждую чешуйку змеиной кожи красочной эмалью или инкрустировать чешуйки рубинами, изумрудами и бриллиантами. Постепенно змейки Serpenti из часов переползли и на другие украшения, обернулись колье, кольцами, поясами.
Со времени появления в середине ХХ века коллекция Serpenti видоизменялась не раз: змейки булгари сбрасывали старую кожу, чтобы засверкать новой. И не так давно этот ювелирный дом представил очередных змей, ювелирную коллекцию Serpenti Viper («Гадюка»), современную, геометрически стилизованную, предназначенную и для женщин, и для мужчин.
Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)