Если вы когда-нибудь работали в любой госорганизации, то вживую сталкивались с бюрократическим стилем управления. Несмотря на то что слово «бюрократия» с годами приобрело негативный оттенок, есть причины, почему этот стиль руководства продолжают использовать на протяжении многих лет.
Что такое бюрократическое лидерство
Бюрократический стиль руководства предполагает точное следование правилам, регламентам и инструкциям. Руководитель в первую очередь отвечает за поддержание порядка, следит за тем, чтобы все подчиненные выполняли свою работу согласно плану. В бюрократическом лидерстве важную роль играет следование принципам компании и соблюдение формальных процедур.
Такие лидеры чаще всего консерваторы, традиционалисты. Стабильность для них важнее инноваций. Все новые веяния проходят долгую стадию обсуждений и сомнений перед воплощением в жизнь.
Особенности бюрократического стиля управления
Черты, по которым можно узнать компанию с бюрократическим укладом:
- Концентрация на процессах и результатах, а не на целях. Руководители-бюрократы обычно отлично знают, как делается тот или иной процесс, но не всегда понимают зачем. Особенно это относится к руководителям среднего звена.
- Управление организацией преимущественно происходит в письменной форме. Указы и директивы более информативны, чем устное поручение.
- Формализм и обязательное соблюдение правил. Они нужны для строгой последовательности всех действий. Считается, что только соблюдение регламента помогает сотрудникам выполнять свои задачи в максимально короткий срок и с наибольшей эффективностью.
- Иерархия и субординация. Каждый сотрудник находится на своем месте и не может выходить за круг полномочий, которые на него наложены. Иерархическая структура приводит к длинным цепочкам согласований. При этом снимается часть ответственности, ведь у каждого сотрудника есть один непосредственный руководитель, который принимает решения. Высоко ценится субординация.
- Внимание к специализации. Бюрократический стиль управления предполагает распределение кадров по специальности. Здесь не ценятся универсалы, намного важнее, если человек имеет узкую специализацию и хорошо разбирается в одном конкретном вопросе. Это позволяет повышать квалификацию сотрудников, но не расширять ее. В результате можно добиться высокого качества при выполнении конкретных задач.
- Отсутствие личных связей. Руководители общаются с подчиненными достаточно холодно и отстраненно, большее внимание уделяется рабочим вопросам. Панибратство и фамильярность не приветствуются. Общение — в строго отведенные для этого рабочие часы. Часто для обращения к руководству нужны специальные формы, например, запись через секретаря.
- Большое внимание уделяется показателям эффективности. Цифры и отчеты имеют высокий приоритет при принятии решений. Для повышения производительности руководители оптимизируют расход ресурсов, в том числе трудовых.
- Отсутствие необдуманных решений. Бюрократические лидеры не любят риск. Любое новое предложение тщательно взвешивается, проходит этапы согласования. Из-за этого адаптироваться к новым условиям рынка бывает сложно.
💡 Стили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали памятку по использованию стилей руководства.
Преимущества и недостатки бюрократического стиля руководства
Характерные черты менеджмента подходят не любому бизнесу. Бюрократия может стать преградой на пути к развитию или надежным фундаментом для медленного, но уверенного роста. Чтобы выбрать стиль управления, сравните все плюсы и минусы.
Преимущества:
- стабильность и предсказуемость бизнеса, низкий уровень риска;
- четкая иерархия помогает упростить взаимоотношения между сотрудниками, исключается путаница в полномочиях;
- высокое качество выполняемых процессов, так как они прошли проверку временем и ряд согласований;
- низкая вероятность принятия субъективных решений;
- низкая текучка кадров на управляющих постах, руководители-бюрократы ценят стабильность и зачастую не стремятся найти более выгодное место.
Недостатки:
- плохая адаптивность к новым условиям: обычно организация долго раскачивается, нередко из-за этого теряет возможности, которые дают инновации;
- при столкновении с новой проблемой компаниям с бюрократическим лидерством сложнее быстро ее решить, так как руководители не привыкли принимать решения без опоры на правила и опыт;
- у сотрудников низкая мотивация из-за недостаточно дружелюбного микроклимата в коллективе, руководители не стремятся исправить это;
- при бюрократии очень сложно развить творческие или экспериментальные начинания, потому что система не подстроена под любой риск.
Где применяется метод
Стиль управления является эффективным, чтобы подчинить большое количество сотрудников, добиться структурированности организации и сделать ее развитие максимально стабильным и последовательным.
Такой менеджмент часто используется в государственных учреждениях и военных структурах. Бюрократию можно встретить в поликлиниках, научных сообществах, юридических компаниях и других сферах деятельности, где многолетний опыт и следование правилам ценится больше, чем креативность, риск и инновации.
Бюрократический стиль управления находит применение в бизнесе, он больше подходит для крупных организаций, которыми сложно управлять без четкой иерархии и регламентов. Один из примеров — сеть ресторанов McDonald's. В ресторанах быстрого питания каждый сотрудник на своем месте, при приготовлении заказов все следуют рецептуре, даже речь менеджеров строго регламентирована. Это позволяет систематизировать деятельность ресторанов в разных странах, привести их к единообразию.
Бюрократия не приживется в сферах, где важно творчество, а также там, где быстро меняются внешние условия, например, IT, digital и реклама точно не смогут эффективно развиваться под руководством бюрократического лидера. Зато он может показать хорошие результаты при управлении крупной производственной компанией, например, в горнодобывающей отрасли или металлургии.
Не стоит относиться к бюрократии предвзято, стиль управления имеет свои преимущества и недостатки. При правильном применении он может оказаться эффективнее других.
Что мы делаем?
- Пишем полезные материалы на Дзен (: