обувным ремонтным машинам всех обувщиков. «Капризные,
сложные». Требующие постоянного внимания и ухода, в общем ,
как любая техника, вечный источник негатива для работающих
в этой сфере мужиков. (работа грязная, пыльная с разным
ударным, колюще-режущим-электро инструментом явно не
женская)
На обычных швейных производствах настройки под
определённую операцию, нитку, делаются раз, опытным
настройщиком, и порой навсегда. Заправил 3-х километровую
бабину и жми педаль.
С бытовыми машинками, часто решают вопрос вызовом
«мастера по объявлению». В ремонтах обуви так эти вопросы не
решаются. Шить приходится каждый раз разное, чуть ли не с
каждой парой что-то нужно подкрутить(!) «Нормальным
мужикам» это никогда не нравилось, «бабки нужно зарабатывать,
а не с ниточками возиться!» Кому это надо(!?)
Пока существовали более менее крупные мастерские,
отдельных, относительно хватких мастеров (чаще из молодёжи со светлой головой) обучали именно
работе на ремонтных машинах. Ну как обучали(?) Есть упорство, соображалка работает. Учишься методом проб и ошибок. Если в голове «одни опилки», т. есть денег да побыстрей, тогда бесполезно. Как правило, освоивших машину было один-два
на цех, они как бы «прикреплялись» и отвечали за
неё. Остальные «крутили колесо» от случая к случаю (если
разрешали), т. е. делали мелкие ушивки крутя рукой приводное
колесо.
Отмечу,... эксплуатация ремонтных, обувных машин сложнее, чем промышленных заготовочных или бытовых, из-за конструкции. На них нет нижнего привода протаскивающего материал, материал тянется только верхней лапкой в разном
направлении. Обувь, изделие сложной формы, с разными толщинами. Именно из-за этого мастеров, которые «понимают»
это руками, головой и ногами ( при ножном приводе), немного. Сравнение со швейным производством неправильно.
Конструкция классических ремонтных машин неизменна в общем с 19 века, с момента
изобретения.
Сами ремонтные машины в «Союзе» не производились. Не
потому что какие-то особо сложные. Было разделение функций в
социалистическом содружестве, и такие машины делались в ГДР(Текстимы) и ЧССР(Минервы). Критического значения
производство данного оборудования для экономики не имело, вот
и решили отдать это союзникам.
Для военных нужд, кстати, выпустили в Подольске машины
кажется 378 класса для ремонта обуви и не только. Она способна
была прошивать огромные толщины материала, на все случаи
нелегких военных нужд. Очень длинная игла однако, усложняет
работу. Требует от обувщика, совсем уж нечеловеческой ловкости.
Большинство нас, во время своей службы об этом не знали
поскольку….
Разворачивание походно-полевых ремонтных пунктов
предполагались в случае крупных конфликтов, когда спецов-
сапожников можно призвать с «гражданки». Откуда им взяться
из «срочников» 18-20 годов от роду?
Считалось, что немецкие Текстимы, надёжнее, дают лучший
стежок, легче в работе. Минервы, попроще, менее удобны в
настройках, но стерпеть можно. Общенародное же мнение
мастеров, что «все они стервы!», осталось.
В начале нулевых, появились, маленькие, ремонтные машинки
китайского производства «Версаль».
Простотой своей,
дешевизной быстро завоевала популярность. Начало своё, эта
машинка возможно берёт в США, где предполагаю, ковбои
использовали её для своих нужд на дальних ранчо. Настройка
стежка в общем одна, на пружинках. Подьём лапки один
максимальный, достаточно большой, хоть седло шей, но с
тонкими материалами сложно. Используемая нитка одна на все
случаи жизни! Соответственно иглу можно поставить одну на
весь сезон. И к тому ещё игла короткая, сломать, нужно
постараться. Ну что ещё мужику нужно!!... Крути «шарманку» и
считай «бабки»!
Предприимчивые китайцы быстро уловили, что нужно нашим
«ковбоям» и не только нашим. Машинки стали использовать и в
Европе, там в ремонтах давно работают иммигранты, арабы,
турки, вьетнамцы. «Гансы, Джоны, Франчески» про это уже
забыли. Возможно в Италии, ещё где-то в подворотнях остались,
итальянца сложнее заставить носить дешевое. Но не знаю, может
и там «прогресс идёт».
Разумеется, народ попроще и оборудование использует
простое. Для мелкого ремонта она вполне пойдёт и даже в чём-то удобна, есть свои плюсы. Высота подъёма лапки, длина стежка большая, хоть и непостоянная. Для среднего и крупного ремонта, там где шить нужно относительно много, желателен стежок
помельче, и так далее, «Версаль» уже никак не пойдёт. Прежние
проблемы вернутся.
В России машины для ремонта обуви и сейчас не производятся.
Если даже сделать в Подольске по старой памяти, то для кого??.
(неплохо для начала завод точной механики восстановить).
Сначала нужно мастеров «произвести», которые эти машины
использовать умеют и будут покупать для своих мастерских. С
этим делом и в советское время были проблемы. Сейчас,
появившиеся упрощенные машинки сократили количество
умеющих работать на классических ремонтных, до исчезающе-
малого числа. В ныне работающих мастерских, если машины от
прежнего, советского завоза ещё и остались, они стоят как
дорогой, ненужный сувенир, занимают место, скорее для
солидного вида, а подшивают по мелочи на той- же «шарманке».
( «шарманкой» называю из-за привода, он только ручной).
Да по приводам, китайской сборки новые машины идут все с
электрическим приводам, как на обычных промышленных
машинах, что неудобно в ряде случаев, и удобно, тоже в ряде
случаев. Ножной привод был предусмотрен производителями
раньше потому, что ремонт, это не пошив заготовок под новую
обувь. Тут большие скорости не нужны, даже нежелательны.
Ногой обувщик-ремонтник не только приводит, но и остановить
может вовремя. Сейчас в Китае машин специализированно под
ремонт не делают (или я не знаю), поэтому и применяют в
комплекте обычные столы с двигателями. А там пусть сами
обувщики выкручиваются как могут. Впрочем, обычные
считалась социально-значимой в иные годы нашей страны. А
именно годы войны и послевоенного восстановления. Страна
судорожно-отчаянно сражалась, экономила на всём, трудилась на
заводах, значит отношение к устройству бытовых дел было
посерьёзней. Намучились без нормальной бытовки за эти годы, сделали выводы.Сейчас об этом только говорят, в лучшем случае. Если конечно «гром не грянет...». Бывает,…..прошлое возвращается по щелчку.
Для молодого человека в настоящий момент желательней выучиться на
допустим, сварщика, того-же водителя самосвала или иной спец.
техники. Масса профессий, которым учиться побыстрей. .....Если конечно здоровье не убито, и все иные пути
трудоустройства закрыты.
В моём случае было именно так. Повреждение шейных
позвонков в 9 случаях из 10 летально, сейчас многие это знают в
свете текущих событий СВО.
Думаю в целом, освятил вопрос полно. Покупка и эксплуатация
обувного оборудования дело хлопотное и сравнительно дорогое.«Сравнительно» потому, что иные граждане на пьянку в
ресторане могут «престижно» спустить больше. Но не для них я
пишу. Перед покупкой нужно качественно оценить ситуацию
именно в вашем населённом пункте. На каком уровне она
находится у вас?
Или лет через пять народ весь начнёт в текстильной обуви
ходить и зимой и летом. А может ситуация локально благоприятна именно у вас, Подход
руководителя района окажется более широкоохватным, помещения удачно расположенные имеются, средний достаток народа достаточен для приобретения нормальной обуви.
Всем удачи, добра и здоровья!
Фото ремонтной промышленной машины Vista SM. Конструкция в общем неизменна с XIX века.