Найти тему
Умелец 56

Текстимы, Минервы, и прочие "стервы"!!

Оглавление

Текстимы, Минервы и прочие «стервы»!!

Таким выражением можно выразить общее отношение к

обувным ремонтным машинам всех обувщиков. «Капризные,

сложные». Требующие постоянного внимания и ухода, в общем ,

как любая техника, вечный источник негатива для работающих

в этой сфере мужиков. (работа грязная, пыльная с разным

ударным, колюще-режущим-электро инструментом явно не

женская)

На обычных швейных производствах настройки под

определённую операцию, нитку, делаются раз, опытным

настройщиком, и порой навсегда. Заправил 3-х километровую

бабину и жми педаль.

С бытовыми машинками, часто решают вопрос вызовом

«мастера по объявлению». В ремонтах обуви так эти вопросы не

решаются. Шить приходится каждый раз разное, чуть ли не с

каждой парой что-то нужно подкрутить(!) «Нормальным

мужикам» это никогда не нравилось, «бабки нужно зарабатывать,

а не с ниточками возиться!» Кому это надо(!?)

Пока существовали более менее крупные мастерские,

отдельных, относительно хватких мастеров (чаще из молодёжи со светлой головой) обучали именно

работе на ремонтных машинах. Ну как обучали(?) Есть упорство, соображалка работает. Учишься методом проб и ошибок. Если в голове «одни опилки», т. есть денег да побыстрей, тогда бесполезно. Как правило, освоивших машину было один-два

на цех, они как бы «прикреплялись» и отвечали за

неё. Остальные «крутили колесо» от случая к случаю (если

разрешали), т. е. делали мелкие ушивки крутя рукой приводное

колесо.

Отмечу,... эксплуатация ремонтных, обувных машин сложнее, чем промышленных заготовочных или бытовых, из-за конструкции. На них нет нижнего привода протаскивающего материал, материал тянется только верхней лапкой в разном

направлении. Обувь, изделие сложной формы, с разными толщинами. Именно из-за этого мастеров, которые «понимают»

это руками, головой и ногами ( при ножном приводе), немного. Сравнение со швейным производством неправильно.

Конструкция классических ремонтных машин неизменна в общем с 19 века, с момента

изобретения.

Сами ремонтные машины в «Союзе» не производились. Не

потому что какие-то особо сложные. Было разделение функций в

социалистическом содружестве, и такие машины делались в ГДР(Текстимы) и ЧССР(Минервы). Критического значения

производство данного оборудования для экономики не имело, вот

и решили отдать это союзникам.

Для военных нужд, кстати, выпустили в Подольске машины

кажется 378 класса для ремонта обуви и не только. Она способна

была прошивать огромные толщины материала, на все случаи

нелегких военных нужд. Очень длинная игла однако, усложняет

работу. Требует от обувщика, совсем уж нечеловеческой ловкости.

Большинство нас, во время своей службы об этом не знали

поскольку….

Разворачивание походно-полевых ремонтных пунктов

предполагались в случае крупных конфликтов, когда спецов-

сапожников можно призвать с «гражданки». Откуда им взяться

из «срочников» 18-20 годов от роду?

Считалось, что немецкие Текстимы, надёжнее, дают лучший

стежок, легче в работе. Минервы, попроще, менее удобны в

настройках, но стерпеть можно. Общенародное же мнение

мастеров, что «все они стервы!», осталось.

В начале нулевых, появились, маленькие, ремонтные машинки

китайского производства «Версаль».

Простотой своей,

дешевизной быстро завоевала популярность. Начало своё, эта

машинка возможно берёт в США, где предполагаю, ковбои

использовали её для своих нужд на дальних ранчо. Настройка

стежка в общем одна, на пружинках. Подьём лапки один

максимальный, достаточно большой, хоть седло шей, но с

тонкими материалами сложно. Используемая нитка одна на все

случаи жизни! Соответственно иглу можно поставить одну на

весь сезон. И к тому ещё игла короткая, сломать, нужно

постараться. Ну что ещё мужику нужно!!... Крути «шарманку» и

считай «бабки»!

Предприимчивые китайцы быстро уловили, что нужно нашим

«ковбоям» и не только нашим. Машинки стали использовать и в

Европе, там в ремонтах давно работают иммигранты, арабы,

турки, вьетнамцы. «Гансы, Джоны, Франчески» про это уже

забыли. Возможно в Италии, ещё где-то в подворотнях остались,

итальянца сложнее заставить носить дешевое. Но не знаю, может

и там «прогресс идёт».

Разумеется, народ попроще и оборудование использует

простое. Для мелкого ремонта она вполне пойдёт и даже в чём-то удобна, есть свои плюсы. Высота подъёма лапки, длина стежка большая, хоть и непостоянная. Для среднего и крупного ремонта, там где шить нужно относительно много, желателен стежок

помельче, и так далее, «Версаль» уже никак не пойдёт. Прежние

проблемы вернутся.

В России машины для ремонта обуви и сейчас не производятся.

Если даже сделать в Подольске по старой памяти, то для кого??.

(неплохо для начала завод точной механики восстановить).

Сначала нужно мастеров «произвести», которые эти машины

использовать умеют и будут покупать для своих мастерских. С

этим делом и в советское время были проблемы. Сейчас,

появившиеся упрощенные машинки сократили количество

умеющих работать на классических ремонтных, до исчезающе-

малого числа. В ныне работающих мастерских, если машины от

прежнего, советского завоза ещё и остались, они стоят как

дорогой, ненужный сувенир, занимают место, скорее для

солидного вида, а подшивают по мелочи на той- же «шарманке».

( «шарманкой» называю из-за привода, он только ручной).

Да по приводам, китайской сборки новые машины идут все с

электрическим приводам, как на обычных промышленных

машинах, что неудобно в ряде случаев, и удобно, тоже в ряде

случаев. Ножной привод был предусмотрен производителями

раньше потому, что ремонт, это не пошив заготовок под новую

обувь. Тут большие скорости не нужны, даже нежелательны.

Ногой обувщик-ремонтник не только приводит, но и остановить

может вовремя. Сейчас в Китае машин специализированно под

ремонт не делают (или я не знаю), поэтому и применяют в

комплекте обычные столы с двигателями. А там пусть сами

обувщики выкручиваются как могут. Впрочем, обычные

низкооборотистые фрикционные двигатели, при

соответствующей ловкости, швейном навыке, сгодятся.

Поскольку ремонтные машины продаются редко, (машина

сейчас экзотико-ремесленная для отдельных «сумашедших») то и

собирают их с качеством не очень. Если кто из обувщиков вдруг

решит приобрести новую машину китайской сборки, будьте сразу

готовы к тому, что возможно, сразу после покупки придётся стать

механиком (мастерам «по объявлению», проще «бабки зашибать»

обычными настройками бытовых машин), слесарем и прочими

специальностями. Китайские товарищи по части «особотворческого» подхода к делу, не уступают нам(!) Доводить

напильником что-то придётся скорее всего. И надо ещё

соображать, что можно доводить, а чего нельзя. Немало

дорогостоящих машин, в течении последних десятилетий, наши

«умельцы» так «довели», что теперь и стоят они в качестве

престижной мебели.

По загрузке работой данных машин.

Теоретически, умелое использование машин увеличивает

диапазон выполняемых работ значительно. Многие виды работ

без этих машин выполнить просто невозможно, или без них очень

трудоёмко, страдает качество.

Практически же, очень важно место, где вы работаете. В одном

случае машина будет загружена так, что вам и другой работы не

нужно будет. В другом, многие клиенты просто не узнают про

ваше существование. Или, если помещение арендное, вам

приходиться часто переезжать. Сейчас время рыночное, и

арендная плата часто имеет привычку расти. Каждый переезд

сродни пожару, наводнению.

Обувщику, перед покупкой дорогого оборудования, нужно

учесть всю совокупность факторов в вашем конкретном случае.

Даже многоопытные обувщики, предпочитают обходиться

простой «шарманкой». Вроде и приобрести что-то посерьёзней

теперь несложно. Ремонт обуви, это много чего ещё, тут и химия,

и умение работать разным ручным инструментом. Человеческий

фактор, это уже половина мастерской. В общем хватает работы

многим мастерам и без серьёзной машины.

В случае с ремонтной машиной важна не только она, но и

умение мастера, которое не продаётся ни в каком магазине.

С одной стороны есть такое понятие как качество стежка, на

промышленных, оно гораздо стабильней, относительно

«шарманок». При соответствующем, ответственном отношении к

работе конечно.

С другой, ...для 9 из 10 клиентов надо чаще «как нибудь зашить»

«как нибудь приклеить» и всё. Особой разницы в шве они не

видят. Редкие исключения бывают, но исключения..(?)

Ремонтные машины в нашей стране не так, что-бы давно и

появились. Многие «дедки» вполне прилично работающие, к

машинам не знают с какой стороны подступиться. Учиться, уже поздно, и … зачем(?) Обходятся и так, всё равно клиенты «не

врубаются» (!?)

При Хрущёве, «погулявшем» по Америке, увидевшем «как

люди живут», машины для ремонта обуви у нас стали появляться

в более-менее товарных количествах. Постепенно и мастера

стали учиться на них работать. Сейчас это поколение отходит, но

пока найти можно. Я встречал их, даже чаще…. в малых городах,

чем в крупных центрах. Вроде по логике, народу больше, значит и

загрузка на машину должна быть. Но не всегда …

В мегаполисах больше крутится денег, а значит больше

слетаются «любители заработать». Больше магазинов дешевой,

китайской обуви, различных «грачей-шабашников».

В малом городе народ лучше знает друг друга, и хорошая кожаная

обувь ценится больше. До магазинов дешевой обуви часто не

наездишься, дорого встанет. Носить предпочитают крепкую

обувь, ремонтировать у своего, проверенного годами сапожника.

Вот многие из прежних мастеров и продолжают подрабатывать,

на пенсии уже, в малых городах. То есть, даже если вы живёте, в

не слишком большом населённом пункте, вероятность, что

купленная машина будет лучше «отбивать» себя, может вдруг,

оказаться выше, чем в каком нибудь мегаполисе. Тут нужно

думать и считать.

Возможен и другой вариант, если в вашем городке один или два

китайских обувных магазина , ваши соседи возможно, предпочтут

покупать обувь на один сезон. Моднее, современней, дешевле в

данный момент. Рекламные ролики «заботливо» подскажут, что

покупать каждые три месяца и где брать кредиты если не

хватает.

В этом случае затраты на машину могут оказаться совсем

бессмысленными. Она, даже прекрасно работающая, будет так же

стоять в виде дорогой мебели. Ещё и не продашь никому.

Нужно так же учитывать и административный фактор, иногда в

связке с так называемыми «шабашниками -грачами». Сейчас

под «грачами» понимают «граждан с югов». Но понятие это

было и раньше, под ним понимались крестьяне с окрестных

деревень приезжающие по весне на заработки в город. Брались за

любую работу, в том числе «холодными» уличными сапожниками,

работали до осени и уезжали домой. Теперь ребята с «юга»

работают так-же. В России «зашибают бабки», в своей республике строят дом. В общем, такая практика была даже при

царях, только не в таком количестве.

Почему в связке с административным фактором?

Вполне естественно, если явление столь массовых трудовых

миграций имеет место, этим пользуются практически все. От

частных лиц до строительных фирм и местных администраций.

Всем иногда нужно что-нибудь построить, отремонтировать,

откопать-закопать-сломать. Такие дела затратны, хочется всегда

сэкономить на оплате труда. Вот и ждут «грачей» каждую весну к

началу сезона.

Ввозимых каждый год иммигрантов, желательно каждый год

трудоустраивать, чтоб не шлялись без дела. Занимаются

вопросами трудоустройства, помогают своим землякам

этнические диаспоры. Не обошли возможность занять их

ремонтом обуви при случае.. Что-бы с одной стороны не сидели

они на ящиках возле базаров, пейзаж не портили, при этом

какую-то копейку за аренду пустующих тех. помещений заносили.

Деньги «лишние» в казне администраций и строительных фирм

не всегда бывают. Заказы на тяжёлый строительно-ремонтный

труд непостоянные, сезонные.

Если такая практика сложилась в вашем населённом пункте,

шансы на успех всех ваших начинаний несколько сокращаются.

В том числе целесообразность покупки недешёвого оборудования.

Можно подумать,... при низком качестве услуг «грачей», разве кто к ним пойдёт сдавать(?) «Мастеров по ремонту обуви» в

кишлаках, деревнях вроде не обучают.

Дело обстоит посложнее. В наших «кишлаках»-деревнях тоже

ремонту не обучают. Зависит от обстоятельств и человека.

Повезло иметь знакомца неплохого мастера, хорошо. Подскажет,

подправит ошибки.

Не повезло, и гражданин решил подработать ремонтом, пока

допустим, водительских прав лишили. Качество услуг таких

товарищей не намного лучше «шабашников с юга». «Ценник» же

услуг «лишенцев прав» часто высоковат, даже относительно

опытных мастеров. Они ведь работу слабо понимают, при

завышенном самомнении о своих способностях. Ведь если он

умеет управлять такой сложной техникой как самосвал (!), уж

«лапти то чинить» чего проще!?. Точек ремонтных услуг в такой

ситуации появляется много, так много, аж отремонтировать

негде!

Средний клиент, действует исходя из личного опыта. Чаще

«наобум», на удачу. Сколько материального ущерба в виде

испорченной обуви он себе наносит, подсчитать сложно. И

многие…. просто отказываются от любых услуг по ремонту

обуви. Что делать (?), если вокруг одни халтурщики или

«любители заработать». Переходят на обувь дешевую, на один

сезон.

Это ситуация самая печальная. Падает доверие клиентской

базы в городе, общее кол-во заказов сокращается. Рынок услуг,

который, возможно, кажется некоторым, бездонным

источником «денег из воздуха» обнуляется….

Иным гражданам забавно выражение «рынок услуг», что это? В

сравнении с рынками продовольствия, спиртных напитков и

иных…

Он есть, ....просто он поменьше и правила в нём несколько иные.

По продовольствию, водке, понятно. Сколько населения(?),

сколько съедят и выпьют(?). Можно подсчитать, рассчитать на

годы вперёд. Здесь,..на рынке услуг, ушли бывшие мастера

работать допустим, водителями в "Газпром", и попроще, социальные гарантии.

И "рынок услуг" сократился, обнулился лет за 10-15.

При том, что спрос на доброкачественные услуги никуда не

девается. У обеспеченных граждан кладовки бывает забиты

обувью требующей ремонта. Выбросить жалко, отремонтировать негде, хоть от афиш с предложениями

ремонтных услуг в глазах рябит.

Менее обеспеченные, с удовольствием бы приобрели, что-то

посерьёзнее обычных китайских лаптей. Наш климат не

располагает к легкомыслию. Ходить в сырой обуви дешевого

сегмента, весной, зимой, осенью, значит рисковать простудиться.

Эту, нехитрую в общем особенность рынка услуг хорошо знали

чиновники «старой закалки», думающие о жителях своего

района. Если в в вашем городе такие сохранились, то и для

социалки они условия создадут. И помогут при случае. Только

делай добросовестно. Ведь качество услуг, при земной

соответственно цене, будет во главе интереса. Живые примеры

грамотной организации бытовых предприятий в отдельных

областях есть. В целом же, одна песня везде, включая даже

столицы. «Голый бизнес», дерзкие «любители заработать»,

«реально мыслящие чиновники», хваткие «мужики с прищуром»

от ремонтов и так далее… Об общей деградации этой сферы

говорят многие.

Если вы молодой человек и вдруг задумались о «надёжной»

профессии сапожника, проясните, предварительно для себя,

какова ситуация именно в вашем населённом пункте. Вариантов

трудовых карьер много, и лучше выбирать, хоть с какими-то

социальными гарантиями. Профессия обувщика-ремонтника

считалась социально-значимой в иные годы нашей страны. А

именно годы войны и послевоенного восстановления. Страна

судорожно-отчаянно сражалась, экономила на всём, трудилась на

заводах, значит отношение к устройству бытовых дел было

посерьёзней. Намучились без нормальной бытовки за эти годы, сделали выводы.Сейчас об этом только говорят, в лучшем случае. Если конечно «гром не грянет...». Бывает,…..прошлое возвращается по щелчку.

Для молодого человека в настоящий момент желательней выучиться на

допустим, сварщика, того-же водителя самосвала или иной спец.

техники. Масса профессий, которым учиться побыстрей. .....Если конечно здоровье не убито, и все иные пути

трудоустройства закрыты.

В моём случае было именно так. Повреждение шейных

позвонков в 9 случаях из 10 летально, сейчас многие это знают в

свете текущих событий СВО.

Думаю в целом, освятил вопрос полно. Покупка и эксплуатация

обувного оборудования дело хлопотное и сравнительно дорогое.«Сравнительно» потому, что иные граждане на пьянку в

ресторане могут «престижно» спустить больше. Но не для них я

пишу. Перед покупкой нужно качественно оценить ситуацию

именно в вашем населённом пункте. На каком уровне она

находится у вас?

Или лет через пять народ весь начнёт в текстильной обуви

ходить и зимой и летом. А может ситуация локально благоприятна именно у вас, Подход

руководителя района окажется более широкоохватным, помещения удачно расположенные имеются, средний достаток народа достаточен для приобретения нормальной обуви.

Всем удачи, добра и здоровья!

Фото ремонтной промышленной машины Vista SM. Конструкция в общем неизменна с XIX века.