Найти тему
Задача выжить

Конкурент "Адмиральской" серии или ненужный фрегат - "Северное ПКБ" представило полностью переработанный проект 11356.

Оглавление

И вновь в огонь дискуссии по поводу черноморских фрегатов подкинули дров, представив публике его полностью переработанный вариант, в котором учтены многие минусы, что многими уже ставит его в один ряд с пр. 22350. Так ли это, что за переработанный фрегат мы увидим и нужно ли его вообще строить - обо всём этом мы сегодня и поговорим.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Приветствую на канале!

В самом начале хотелось бы поднять следующий вопрос - а что же такое фрегаты проекта 11356Р? Звучит банально, но ответ до безобразного прост - корабли эти нашему флоту понадобились только лишь с той целью, чтобы закрыть проблемы куда более серьёзного пр. 22350. Дело в том, что в конце нулевых-начале десятых стало очевидно, что наш аналог "Арли Бёрка" буксует. Проблем было вагон и маленькая тележка - от общего состояния кораблестроения в стране, неготовностью строить большие и мощные кораби океанской зоны, и заканчивая недоработкой ряда элементов. Как пример можно привести абсолютно нерабочее состояние зенитного комплекса "Полимент-Редут", а точнее связки из ЗРК "Редут" и РЛС "Полимент", решить которые удалось только ближе к 2018 году, когда головной "Горшков" пополнил ряды ВМФ. Иными словами, 11356Р никогда не рассматривался как основной фрегат, а представлял собой лишь временное решение, пусть и построенное вокруг крайне удачного фактора - скорости строительства. Они прям как пр. 636.3, только среди надводных кораблей. "Адмирал Макаров", третий в серии, строился так и вовсе 3 года. Правда это без учёта испытаний, но и с ними общий срок составил 5 лет, что на фоне продвинутого 22350 - небо и земля. Так как так вышло, что для подводных лодок руководство ВМФ выбрало куда более быстро строящиеся "Варшавянки", а продвинутые "Лады" отодвинуло в сторону, а вот с надводными кораблями ровно наоборот?

Источник: forums.wrk.ru, автор - Erne.
Источник: forums.wrk.ru, автор - Erne.

А дело здесь в том, что, как ни крути, но пр. 11356Р очень компромиссный корабль, но начнём по пунктам. Во-первых, ударное вооружение. На борту у достаточно крупного фрегата всего 8 ячеек под дальнобойные ракеты. Касаемо количества, то это не плохой показатель, скорее стандартный, но вот его вариативность оставляет желать лучшего - по непонятным причинам среди его вооружения присутствует только КР "Калибр". Никакого гиперзвука, и даже "Ониксов". Вероятно, сделано это с целью максимально упростить проект, а также удешевить его, но в нынешней ситуации плюсов это особых не даёт. Также непонятно есть ли у фрегата возможность применять "Ответы" - если да, то ударный функционал падает ещё сильнее. Если же нет, то серьёзно сокращается работа по подлодкам противника - это особенно критично в Средиземном море, где они постоянные гости в рамках нашей эскадры. Во-вторых, есть очень много претензий к ЗРК. Известно, что на фрегат поставили экспортный "Штиль", являющийся ничем иным, как морской версией "Бук-М3". В целом, это хороший комплекс, но порядком устаревший морально - его довольно просто перегрузить большим количеством целей, особенно малогабаритных беспилотников, и тогда привет. Достаточно одному угодить в РЛК корабля, и он ослепнет, после чего попрут уже ПКР и прочие "радости". "Штилю" уж очень сильно не хватает ракет с активной ГСН, которых в избытке на проекте 22350. Хотя по единичным целям, летящим высоко, он работает прекрасно.

Источник: Минобороны России.
Источник: Минобороны России.

Ну и последний гвоздь - это газотурбинная установка. Точнее её отсутствие. И проблема ровно та же, что и у пр. 22350, только масштаб несколько иной. Если у фрегатов более продвинутого проекта создание ГЭУ являлось первостепенной задачей, так как потрачено было много денег, сил и прочего, то вот для временного решения разворачивать масштабные работы никто не планировал. Точнее планировать-то можно, но, когда начались работы и пошла оценка стоимости, решили задвинуть это дело в долгий ящик - экономически, мягко говоря, оказалось нецелесообразно, и лучше сфокусироваться на пр. 22350. Напомним, что это решение оказалось успешным и первый представитель на российской ГЭУ "Адмирал Головко" буквально на днях должен войти в состав ВМФ.
Ну а теперь вернёмся к переработанному 11356, вероятно под литерой "М". Если к проекту вернулись, то, скорее всего, вопрос энергетики решён целиком и полностью. Каким образом непонятно, но, как нам кажется, продавать корабль без "движка" особого смысла не имеет, и проектант об этом прекрасно осведомлён, а значит что-то да придумали. Вариантов два - либо отложенный в долгий ящик проект создания отечественной ГЭУ под пр. 11356 увенчался успехом (каким именно образом неважно), либо нашли замену на стороне. Вполне возможно, что помог Китай, но это лишь предположение.

Источник: Спутник, автор - Andrey Stananov.
Источник: Спутник, автор - Andrey Stananov.

Это первое, что бросается в глаза. А второе - обновлённые обводы корпуса, что говорит о ставке на технологию "Стелс". Корабль получился действительно красивый, жаль фото приложить не удастся. Так что переходим к вооружению. Согласно опубликованным данным, на фрегате появится ЗРАК "Палаш", что очень положительно скажется на его живучести против тех же морских и летающих дронов. Плюс к этому ещё и "Пакет-НК", а значит появится возможность отражать атаки подлодок. Своеобразный ЗРК, только подводный. Ну а теперь ложка "дёгтя". Судя по всему ЗРК останется ровно тот же - это вышеописанный "Штиль". Нет, он не плохой, но не под современные реалии, где атаковать корабль может целая стая дешёвых расходников в виде дронов-камикадзе, а отразить их напор будет нечем. Да и ракет не то чтобы много - всего 24. Ну и второй неприятный пункт - это всё те же 8 ячеек под основное вооружение. Если для какого-нибудь корвета или МРК это является вполне себе неплохим решением, то вот для весьма крупного фрегата - так себе. Если данный корабль проектируется под нужды ВМФ России, то, скорее всего, новое вооружение там будет априори, но что-то подсказывает, что вся эта затея направлена на экспорт. В общем, вырисовывается интересный, но не лишённый недостатков корабль, который вряд ли заинтересует наш флот.

Источник: charly015.blogspot.com.
Источник: charly015.blogspot.com.

Подведём итог. Представленный на форуме "Армия" переработанный пр. 11356 вряд ли имеет под собой задачу повторить успех начала 10-х годов, когда застопорились фрегаты куда более серьёзного проекта. Дело в том, что сейчас они как раз-таки "раскочегарились", и их производство стало выходить на достаточно приемлемый уровень, который нужно "дожать" совсем немного. Да, он не такой быстрый, как хотелось бы, но, говоря о флоте, лучше сосредоточиться на чём-то одном. Тем более проект 22350 крайне трудно считать компромиссным - сейчас его смело можно назвать лучшим в своём классе.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас почти 79 000. Спасибо каждому!