Здравствуйте, Друзья. Сегодня на нашей волне рубрика "тёмные века трудоустройства". Но спешу Вас заверить не всё так страшно.
Всегда очень интересно читать различных футурологов. Они замечательные в своей незамутнённости люди. Как только на рынок выходит очередная инновация, как например беспилотные автомобили, метавселенные, блокчейн, нейросети (список можно продолжать долго), так сразу появляется прогноз о том, что данная инновация изменит всё. Нет не так... ИЗМЕНИТ ВСЁ!!11
Но не сейчас, конечно. А по принципу Ходжи Насреддина. Через несколько десятилетий. Потому, что тогда или осёл, или эмир, или... ну вы поняли.
И сейчас можно наблюдать много прогнозов на тему того, что
1. Рабочие специальности заполонят роботы. Вон как они развиваются. Скоро будет вполне себе сносный андроид, который сможет заменить человека прямо на созданном под человека рабочем месте. А уж беспилотная техника явно заменит пилотов и водителей.
Белые воротнички передают привет из офиса и ухмыляются.
2. Нейронные сети автоматизируют интеллектуальный труд. Оставят без работы авторов Дзена, копирайтеров, журналистов, художников и чиновников. И даже инстаграмщиц всех мастей.
Синие воротнички передают привет из цеха и тоже ухмыляются.
Выходит, все кругом будут слоняться без работы. Грустные и голодные.
Возможно. Однако...
Вернёмся на 10 лет назад и посмотрим исследования очередных футурологов о том, какие профессии исчезнут в скором времени:
Впрочем, футурологов можно понять. У них единственный инструмент - линейка, которую они прикладывают к графику и продлевают его дальше, на сколько хватает листа. В результате всегда получается некий эклектичный мир, которые в изобилии создаёт массовая культура с приставкой "панк". Когда, не учитывая контекст эпохи, один технологический пакет кладётся в основу всей мировой цивилизации.
А в мире кроме всего прочего периодически происходят технологические революции. Которые не скидывают фигуры со стола, а ставят рядом ещё одну доску для игры. особенно в медиасфере. Радио не уничтожило газеты, телевидение не уничтожило радио, интернет не свёл на нет ни одно ни другое ни третье. Если даже люди смотрят через интернет IP TV, это старое доброе кабельное телевидение, завёрнутое в другую оболочку.
То же самое, смею вас заверить, произойдёт и с беспилотным транспортом, и с нейросетями и с прочими новшествами нашей эпохи.
А теперь давайте сами попробуем аккуратно рассмотреть вопрос о профессиях будущего и профессиях, которые находятся под угрозой.
Итак. Мы живём во время фазовой катастрофы. А значит впереди у нас тёмные века. Промышленные революции, навроде той, которая началась в XVIII веке, нам не грозят. На них нужно очень много дармовой энергии. На порядок больше, чем мы имеем сейчас. Но мир давно и прочно сидит в энергодефиците.
Человек это наиболее энергосберегающая мыслительная система, которой располагает наша экономика. Также человек это довольно энергосберегающий работник физического труда. Особенно, когда он использует простые механизмы.
Итак. Чтобы у нас на стройке дома массово трудились роботы-андроиды, нам необходимо пропорционально поднять генерацию. Чтобы дома проектировал ещё и робот-архитектор, а по месту подгонял робот-инженер, им надо давать в помощь большие вычислительные мощности и питать огромные датацентры. Также массово. И назначить огромную толпу людей содержать это всё в порядке. К тому же за свои ошибки человек может нести ответственность. Хотя бы материальную. А вот робот- нет. С него нечего взять.
И, конечно, рано или поздно у нас появится куча бесплатной энергии (я в это верю), но кто знает каким будет прогресс в других областях знания.
А пока традиционные профессии никуда не денутся. А рабочим специальностям у нас в стране я предрекаю ещё больший спрос на рынке труда.
Но кое-кого те же нейросети могут таки заменить. Например, специалистов умственного труда с приличной заработной платой, чей труд на самом деле не интеллектуальный, а алгоритмический.
И да, блогеры, дизайнеры, журналисты, айтишники и чиновники частично попадают в группу риска.
А таких рабочих мест не так уж и мало, хоть в общей массе трудоспособного населения это меньшинство.
Ещё роботы лучше людей делают холодные обзвоны (это чисто алгоритмическая работа). А в службу поддержки роботов будут "брать", даже если это дороже. Ведь задача бизнеса, чтобы туда никому не хотелось звонить. Задача же Минздрава с его автоматическим единым телефоном, чтобы никто не болел:) Кто пытался вызвать врача на дом, тот знает.
Итак, что в среднем ждёт мир:
1) Технологические откаты. Упрощение технологий.
Цепочки поставок будут всё более хилыми. Локализация "по последнему слову техники" это слишком дорого и не нужно. Придётся делать как проще. С возрастающей долей ручного труда и универсальных приспособлений.
2) Падение уровня жизни и сжимание сферы услуг.
У людей в ближайшее десятилетие денег точно не прибавится. Поэтому они будут больше экономить и потреблять меньше услуг. Особенно услуг для среднего класса (необязательных, но не сверхдорогих). Это довольно сильно скажется например на туристической отрасли.
3) Сжимание социальных государственных программ.
Социальное обеспечение в целом является функцией от экономики. Когда в ней всё хорошо, то оно улучшается, когда нехорошо - ухудшается. В принципе такие вещи как медицина и образование могут быть доступны далеко не каждому. Хотя нам странно об этом слышать.
На ближайшие 10 лет это вполне отчётливые тренды.
А дальше даст о себе знать уже другой, более долгосрочный тренд:
Старение трудоспособного населения и демографический кризис за счёт детей которые не родились сейчас. И 10 и 20 лет назад тоже.
Потому, что рождаемость уже достаточно давно по миру падает. И во всех без исключения развитых странах она ниже уровня воспроизводства населения. А менее развитые страны пока воспроизводятся, но уже куда более вяло, чем раньше.
Итого, количество рабочих рук индустриальной фазы (с соответствующими навыками и образованием) будет только падать. И вот только тогда, чтобы не похерить технологические цепочки окончательно, надо будет внедрять автоматизацию и роботизацию любой ценой, пока это возможно. Но в случае, если демографический тренд переломить не удастся, технологии всё одно будут утрачены, как и цивилизация вообще. Впрочем, не впервой.
В России же, хоть и нет мощного энергетического профицита, но мы сидим на своих ресурсах и можем побороться за выход в следующий тур.
А для этого придётся реально много работать. У нас трудовой рынок дефицитный. И с каждым днём он будет всё больше и больше ощущать нехватку рабочих рук. Потому, что нас вообще мало по современным меркам.
А в связи с этим востребованы будут специалисты наверно всех мыслимых специальностей но в особенности:
- учёные
- инженеры
- производственные рабочие
- учителя
- военные
- библиотекари
- философы и писатели
Поскольку наших учёных сейчас фактически отделили от мировой науки (её приватизировал Запад, как и мировой спорт), встал вопрос о том, что нам нужна своя суверенная наука. А для этого нам надо отказаться от мирового разделения научного труда, и воспроизвести у себя изыскания по всем основным научным направлениям. И, возможно, искать другой, более эффективный метод познания. Для этого нужны учёные. Причём больше всего младшие научные сотрудники.
Перед нашей страной стоит задача реиндустриализации и импортозамещения. Для этого нам нужны инженеры и рабочие. В количествах больших, чем мы имеем на данный момент.
Кризис кадров в области образования уже наметился. Там скорее всего будут какие-то тектонические сдвиги и явно потребуется больше учителей (ведь их и так не хватает).
СВО на самом деле просто отборочный тур перед реально крупным конфликтом за статус мирового перевозчика, который нас ждёт впереди. Да и с НАТО по всей видимости мы схлестнёмся в открытую, когда США перейдут на свой антикитайский фронт.
Внезапно, в нынешнем смысловом вакууме вакантно место позитивного сценария будущего. Пусть это будет утопия, но такая, к которой хочется стремиться. Пока такой на горизонте нет. И этот запрос адресован как раз к писателям и философам, чей вес будет расти. Хотя в больших количествах они не потребуются.
И конечно я предрекаю возрождение истинных библиотек как фабрик мысли и центра притяжения культурной жизни. Библиотекарь это не оператор склада с книгами, а тот, кто читал их очень много и ориентируется в галактике Гутенберга лучше других. Внезапно такие люди потребуются в каждый уважающий себя город, а ещё большой запрос на них будет в сфере IT.
Ну или мы сложим лапки и будем накрываться белой простынью. Во что я, честно говоря, не верю.