Во время Великой Отечественной танковые части играли решающую роль в сражениях. Их сокрушительные удары были бы невозможны без кропотливой работы техников. Так, за годы войны было выполнено 430 000 ремонтов боевых машин. В среднем каждый выпущенный промышленностью танк и САУ прошел через руки ремонтников более четырех раз. В этом была заслуга и гвардии капитана Севера Алферьева, который был грамотным техническим специалистом. Рассказываем, как он под огнем врага восстанавливал танки и за что был удостоен боевых наград.
Боевой путь
Север родился 25 августа 1923 года в поселке Чернь Тульской области. В 1940 году после окончания школы Алферьев приписал себе год и поступил в танковое училище в Орле. Когда началась война, курсантов ускоренно выпустили и отправили в Челябинск, где выпускали бронетехнику. Так, в 18 лет, Север стал учить механиков-водителей, которые на новых танках отправлялись на фронт. Алферьев и его товарищи, которые были назначены инструкторами, постоянно писали рапорты с просьбой отправить на фронт. Однако они оставались без положительного ответа.
Только в конце 1942 года Север Александрович был отправлен в действующую армию заместителем командира танкового полка по технике, так как он был хорошим специалистом по материальной части. Он попал под Сталинград, где в это время развивались решающие события по окружению немецких войск. За эти бои Север Александрович получил благодарность от Сталина.
В 1943 году старший техник-лейтенант отличился в Курской битве. Он участвовал в сражении под Прохоровкой в качестве помощника командира танковой роты по технической части. Прямо на передовой под разрывами вражеских снарядов он лично отремонтировал шесть танков Т-34. Еще две машины были восстановлены под его руководством. За свои заслуги Север Александрович Алферьев был награжден медалью «За отвагу».
За годы Великой Отечественной Алферьев был трижды ранен, два раза горел в танке. Весной 1945 года он получил тяжелое ранение при штурме Кенигсберга. После капитуляции Германии война для Севера Александровича не закончилась. Он был направлен в Монголию и в августе 1945 года участвовал в Советско-японской войне.
К тому моменту он уже имел звание гвардии капитана и занимал должность заместителя командира 527 отдельного дивизиона самоходок СУ-76 по технической части. Он провел большую работу для подготовки машин к длительному маршу в трудных условиях пустынной степной местности. Благодаря этому дивизион совершил марш через хребет Большой Хинган.
Изначально эта местность считалась непроходимой для этих самоходок, но благодаря грамотной работе Алферьева и его подчиненных удалось выполнить задачу и совершить марш без поломок и вынужденных остановок. За свои заслуги Север Александрович Алферьев был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Семья Алферьева вспоминала, что фронтовик не любил говорить о войне. После Победы ветеран служил ещё в Германии до 1955 года. Великая Отечественная сильно подорвала его здоровье. В 64 года Север Александрович умер.
Эта история представлена в историческом депозитарии «Лица Победы». Расскажите и вы о своем героическом предке на сайте проекта.
#МузейПобеды #ЛицаПобеды