Найти в Дзене
Ваш психолог

Агрессия и выгорание в педагогической среде. Часть 1

Сколько себя помню, всю жизнь хотела быть педагогом и работать в школе. Однажды моя бабушка, которая всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы в деревне, узнала о моём намерении и долго крутила пальцем у виска. Первый большой опыт случился у меня на четвертом курсе обучения в педагогическом университете. Я была принята на пол ставки в одну среднюю красноярскую школу. Раньше мне всегда казалось, что школа, это место для людей, лишённых амбиций. Возможностей подняться по карьерной лестнице – раз, два и обчёлся: пара завучей и директор, которые до пенсии занимают свои должности. Ясное дело, в школу и вообще в образование идут исключительно за идею и по велению души. Сеять разумное, доброе, вечное. Как же я ошибалась. Очень быстро выяснилось, что большая часть педагогов крайне амбициозна, а ещё токсична, критична и цинична. Позже я ещё открыла для себя, что педагоги очень уважают водку, вне ушей обучающихся, а то и не стесняясь их присутствия, разговаривают матом и никогда

Сколько себя помню, всю жизнь хотела быть педагогом и работать в школе. Однажды моя бабушка, которая всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы в деревне, узнала о моём намерении и долго крутила пальцем у виска.

Первый большой опыт случился у меня на четвертом курсе обучения в педагогическом университете. Я была принята на пол ставки в одну среднюю красноярскую школу.

Раньше мне всегда казалось, что школа, это место для людей, лишённых амбиций. Возможностей подняться по карьерной лестнице – раз, два и обчёлся: пара завучей и директор, которые до пенсии занимают свои должности. Ясное дело, в школу и вообще в образование идут исключительно за идею и по велению души. Сеять разумное, доброе, вечное.

Как же я ошибалась.

Очень быстро выяснилось, что большая часть педагогов крайне амбициозна, а ещё токсична, критична и цинична.

Позже я ещё открыла для себя, что педагоги очень уважают водку, вне ушей обучающихся, а то и не стесняясь их присутствия, разговаривают матом и никогда не упускают возможности посудачить за спиной коллег.

Да, совсем не как в советских фильмах, на которых я росла…

Почему же так происходит?

Ну, во-первых, любая система стремится развиваться идентично любой другой более крупной системе, отражая её пороки и успехи. Дедуктивно: если в государстве неспокойно, царит воровство и взяточничество, места наверха себе пробивают через постель, доносы и взятки, это отразиться на всех схожих по структуре системах, в том числе потому, что её глава, директор, вращается в кругах повыше и впитывает там то, что потом принесёт и распространит на вверенной ему территории. Индуктивно: если посмотреть на то, что происходит в небольших учреждениях, можно смело предполагать, что ровно тоже самое происходит и в крупных.

Возможно это звучит жёстко, но только для тех, кто никогда не работал в сфере образования.

Во-вторых, работа в системе «человек-человек» требует огромного напряжения всех человеческих ресурсов, а значит, ведёт к быстрому истощению нервной системы. И если эти ресурсы не пополнять отдыхом с возможностью смены обстановки, психологическими разгрузками, спортом, витаминами, позитивными эмоциями, то добрая и улыбчивая учительница превратиться в агрессивного зомби, черпающего последние силы из резервов, оставленных для семьи, увлечений и всяческий досуг. «Вас много – я одна» - фраза из лексикона зомби. А ещё зомби рычит, ворчит, кричит и машет руками, и всё это в попытке сохранить остатки своих сил и защитить свою нервную систему.

Вы спросите, а что мешает отдыхать педагогам? Пол дня ведь работают! Это большое заблуждение, на самом деле педагог работает 36 часов в неделю, включая субботы, а ещё есть внеклассная работа, проверка тетрадей, заполнение бумажных и электронных отчётных документов, общение с родителями…

Наш большой брат МинОбр никогда не дремлет, заботливо подкидывая всевозможные проекты, конкурсы, методразработки, разговоры о важном... В общем, трудиться, не покладая наманикюренных рук, чтобы нам, простым педагогам, скучно не было. Ведь просто хорошо делать свою работу уже недостаточно. Качественная подготовка к урокам и мероприятиям давно перестала считаться чем-то, подлежащим оценке и поощрению. Есть – хорошо, нет – ну, и ладно, дети всё равно не отличат.

Ну, какие сейчас дети, думаю, рассказывать не нужно, про свои права и обязанности они знают, а таблицу умножения нет. Родители поддерживают в них свободу суждений и вольность изречений, но от школы требуют поддерживать дисциплину. Занятно, правда? Чтобы дисциплину поддерживать, ребёнок сначала должен знать, что это такое, из дома, из семьи.

Сталкиваясь со всеми этими резонансными апгрейдами воспитательной и образовательной повседневности, естественно, что у педагогов копится и раздражение, и разочарование, и руки опускаются, и глаз не горит, а дёргается. Если бы в ситуации выгорания их сразу отправляли в отпуск, на санаторно-курортное лечение, хоть в космос, где сплошная тишина и темнота, возможно справляться с выгоранием было бы легче. Но на сегодняшний день по части космоса - это собрать ребёнка в школу и обновить свой преподавательский гардероб из заначки, заменив изношенные в попытках догнать время туфли.

Поэтому, раздражение и недовольство выплескиваются в форме табуированного языка. Если послушать, как разговаривают наши преподы на обеде, можно подумать, что вы оказались где-то на зоне, но это всё очень правильно с точки зрения видосохраняющих функций. Если педагоги не будут сливать негативную энергию в течение рабочего дня, она польётся на детей, а этого они не хотят. Что касается алкоголя, то он гораздо дешевле и доступнее походов к психологу или туристической путевки даже не в очень жаркие страны.

Продолжение следует…

Из жизни педагогов | Ваш психолог | Дзен