Найти тему

Темповая задержка речи или алалия? Как заговорила Мила

Оглавление

Так много факторов влияет на развитие речи, что я иногда задумываюсь, как вообще удаётся ребёнку проскочить между всеми препятствиями и заговорить... Несомненно приоритетное значение речи как высшей психической функции, поэтому она имеет несколько степеней защиты. Одна из них - это отсроченное начало речевого развития в случае, если имеются неблагоприятные для ребёнка факторы или просто осложняющие запуск речи обстоятельства.

Поговорим о тех случаях, когда нет поражения центральной нервной системы, нет механических повреждений органов артикуляции. Но речь не появилась по нормам онтогенеза.

Есть такой слегка загадочный термин в логопедии. Его используют, когда ребёнок до 3 лет помалкивает, а потом вдруг начинает говорить практически сразу фразами и минуя все те сложности, которые характерны для алалии или дизартрии. В этих случаях логопеды разводят руками и глубокомысленно говорят о темповой задержке речи.

На этот диагноз очень рассчитывают родители, когда дают себе время на ожидание, надеясь, что речь у ребёнка вдруг появится и её дальнейшее развитие пойдёт обычным путём.

Но особо рассчитывать на это не стоит. Объясню почему. Все-таки для того, чтобы речь задержалась без очевидных внутренних причин, нужны очень серьёзные внешние неблагоприятные факторы. Ниже я привожу некоторые из них. Когда вы прочтёте этот список, то поймёте, что ребёнок, растущий в обычной среднестатистической семье просто не оказывается в ситуации, которая может задержать развитие его речи. И если уж это случилось, причина скорее всего в некорректном формировании реакций ЦНС.

Что же может спровоцировать темповую задержку развития речи?

Соматическая ослабленность малыша.

Часто болеет ОРВИ, к нему вообще непрерывно "липнут" все болячки. На борьбу с ними уходят все невеликие силы ребёнка. Их остаётся маловато для того, чтобы заговорить. Когда иммунная система малыша крепнет, речь начинает развиваться по законам, характерным для онтогенеза.

Неблагоприятная обстановка в семье.

Не просто мама с папой слегка поссорились. Имеются в виду семьи, в которых настолько тяжёлый психологический климат, что ребёнок растёт в состоянии страха. Это настолько сильная и превалирующая эмоция, что она блокирует начало развития речи.

Госпитализм.

Дети, растущие вне семьи, по каким-то причинам вынужденные жить в больничных условиях. Сюда же относятся и дети, растущие в детских домах. Я ни в коем случае не имею в виду, что там созданы плохие условия для детей. Есть разные детские дома и условия жизни в них порой коренным образом отличаются. Речь не идёт о том, что все дети, живущие вне семьи, имеют темповую задержку речи. Но вероятность такого диагноза для них выше.

Голод, холод.

Дети войны часто начинают говорить позже. Не могу не вспомнить близкие мне примеры.

Папа мой родился через два дня, после установления Блокады великого города Ленинграда.

Не буду здесь рассказывать о том, как его мать спасала своих детей. Главное, что она сохранила всех, 10 детей было в семье моего отца! Младшие дети заговорили позже, чем старшие. Потому что голод. Когда нормы выдачи хлеба в городе выросли, плюс появились продукты со своего огорода, маленький мальчик смог думать еще о чём-то кроме еды. Началось развитие речи. Нужен был не логопед, а нормальное питание!

И еще один пример из рассказов моей коллеги. Она была значительно старше всех в нашем коллективе. И тема эвакуации часто звучала, мы сами просили, чтобы Людмила Николаевна делилась бесценными воспоминаниями. У нее был младший брат, который родился за 3 месяца до начала войны. Раннее детство его прошло в эвакуации. Рос он практически под присмотром старшей сестры. Так вот, у него как раз была классическая темповая задержка речи. Он долго не мог начать говорить, сил не было, они тоже голодали. Но зато любимый братик прекрасно умел без слов ябедничать на свою сестру, когда мама вечером возвращалась с работы. Понимание речи, коммуникабельность были на высоте. Как только стало чуть посытнее и потеплее, ребёнок набрался сил и заговорил. До сих пор вижу его иногда по ТВ (он стал весьма известным человеком), с речью у него всё отлично!

Двуязычие в семье

Родители говорят на разных языках. Проблема ли это для ребёнка? Нет, это не является отрицательным фактором для развития речи, скорее наоборот, можно считать билингвальную среду положительным бонусом. Но мозг ребёнка обрабатывает лексику, фонетику и грамматику в бóльшем объеме, поэтому может случиться незначительная темповая задержка развития речи, буквально на 2-4 месяца по сравнению с нормой.

Теперь хочу рассказать о моей ученице, Милочке. Мне, как логопеду, повезло встретить случай темповой задержки речевого развития и своими глазами наблюдать, как ребёнок выходил из этого состояния.

По каким признакам я заподозрила у Милочки темповую задержку речи

Во первых, возраст.

Мама привела ко мне Милу, когда ей было 2 г. 2 мес. Принято говорить о том, что некорректно ставить диагноз ребёнку до 3 лет, но на деле логопеды думают о темповой задержке, если ребёнку не больше 1г. 10мес.

Максимальный возраст, когда можно рассчитывать на самопроизвольное появление речи - это 2 г. 4 мес. Дальше уже не ждём!

Милочка вполне укладывалась во временной лимит.

Во-вторых, имелись причины, которые могли спровоцировать задержку.

Жизнь не сразу повернулась к девочке светлой стороной. Но на момент нашей встречи всё уже было в порядке, так что можно было ожидать появления речи. Однако мама не тот человек, кто будет пассивно ждать, а я не тот специалист, который может спокойно смотреть на молчащего ребёнка. Поэтому приступили к занятиям.

В-третьих, хорошее понимание речи.

Никаких трудностей с выполнением просьб у Милы не было. Девочка понимала нас полностью, был прекрасный указательный жест, показывала все предметные картинки, которые по своему возрасту должна была знать.

В-четвёртых, хорошие коммуникативные навыки.

Девочка прекрасно справлялась без речи. С помощью мимики и жестов могла объяснить всё, что ей было нужно.

В-пятых, развитые игровые навыки.

Игрушки Мила любила, толк в них знала. Куклы у неё делали всё, что им было предписано девочкой: ели, пили, гуляли, спали, меняли наряды.

В-шестых, отсутствие гиперактивности и хорошее произвольное внимание.

Мила в свои 2 года могла подолгу заниматься одним делом, с удовольствием включалась в те занятия, которые предлагали ей взрослые. Проблем с организацией внимания девочки у нас не было.

Быстрый выход в речь, которая соответствовала возрасту девочки, говорил о том, что перед нами темповая задержка речи.

Почему не алалия и не дизартрия?

Итак, первое впечатление о состоянии девочки у меня сложилось. Но первое, не значит бесспорное. Самым верным критерием, который мог подтвердить или опровергнуть мои догадки, должен был стать динамический процесс развития речи девочки. Мы начали курс занятий. По своей сути они были расширенной диагностикой. Параллельно с развитием речи я исключала алалию и дизартрию.

Кратко опишу, к каким выводам я пришла в процессе диагностической коррекции.

  • Звуки речи Мила начала говорить по подражанию. НЕ АЛАЛИЯ
  • Не было особой разницы, произнести короткое или длинное слово. НЕ АЛАЛИЯ
  • Словарный запас набирался ровно, в равной мере в речи появлялись и существительные, и прилагательные, и глаголы. НЕ АЛАЛИЯ
  • Фразовая речь пошла сразу, не было ограничений по количеству слов в предложении. НЕ АЛАЛИЯ
  • Развитие речи протекало без негативизма и без невротических реакций в виде истерик. НЕ АЛАЛИЯ
  • Артикуляторная моторика развивалась без нарушений: подвижность органов артикуляции, переключаемость и точность движений языка и губ были в пределах возрастной нормы. НЕ ДИЗАРТРИЯ

Дополнительным оценочным критерием для меня стало то, как Мила начала рисовать. Как-то она попросила у меня карандаш, захотела что-то изобразить. Получилась обычная для двухлетнего ребёнка каляка-маляка. Я спросила, что ей хотелось нарисовать. Оказалось, кошку. Фломастером я схематично показала, как она может выглядеть. Мила внимательно изучила мой рисунок, взяла свой карандаш и нарисовала такую же кошку. Нужно было всего лишь показать, как расположить на бумаге кошку, не требовалось ничему учить. Связь рука-взгляд уже работала! Это тоже подтвердило моё мнение, что ЦНС действует сбалансировано.

Ниже на фото одна из работ Милы. Рисовать девочка полюбила сразу.

Работами Милы украшен весь дом!
Работами Милы украшен весь дом!

Надеюсь, мы разобрались с тем, что такое темповая задержка речи.

Всем успехов в развитии речи!