В вопросе танкостроения Испания в основном зависела от иностранных технологий, но, как и в любой другой стране, всегда находились инженеры-энтузиасты, военачальники и политики, которые стремились создать отечественные образцы, которые учитывали и особенности ландшафта своей страны и недостатки импортных образцов и так далее. Первая такая инициатива была предпринята в 1925 году в северном городе Трубия.
Три человека с общей идеей
В 1925 году, Руис де Толедо (командир танка во время первых боев в Рифской войне) был назначен на оружейный завод в Трубии, где убедил директора завода Виктора Переса Видаля дать разрешение на строительство танка. Перес Видаль одобрил эту затею и предоставил старую мастерскую. Проект, возглавил Виктор Ландеса Доменек (офицер-артиллерист, работавший на заводе), а курировал все это главный инженер завода Рохелио Аресес. Важно отметить, финансировалось все из собственных карманов, что, как мы знаем, станет нормальной для Испанского танкостроения.
Совместными усилиями они разработали проект танка. Учитывая отсутствие информации о танковой технике, за основу они взяли лучший, по их мнению, танк, стоявший на вооружении испанской армии, - Renault FT.
Переделка Renault FT
В силу сложившихся обстоятельств танк сильно напоминал Renault FT, однако имелось несколько ключевых отличий.
Ходовая часть - прямая копия FT, а вот броня была увеличена и состояла из общей брони корпуса толщиной 18 мм. Лобовой лист имел две отличительные особенности. Первая - небольшая полукруглая пластина, прикрепленная к удлиненной носовой части танка, выполнявшая роль тарана для преодоления препятствий, таких как стены и колючая проволока. Вторая - небольшая коробчатая пристройка к верхней лобовой части корпуса, в которой имелась смотровая щель для водителя. Перед этим ящиком находилась откидная двухсекционная дверь для входа и выхода водителя из танка.
Одним из основных усовершенствований, которое хотели сделать специалисты компании Landesa Domenech, было увеличение скорости, дальности и характеристик FT за счет установки более мощного двигателя. Поскольку более совершенного двигателя не было, был использован 4-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza 40/50 (40-50 л.с.), который уже устанавливался на армейские грузовики Hispano-Suiza.
Башня с нюансом
Ярче всего выделяется башня, однако на этой были конкретные причины. Опыт в Северной Африки показал, что Renault FT был очень уязвим в случае отказа главного пулемета, так как другого оружия для защиты не было. Поэтому команда не придумала ничего лучше, чем оснастить танк вторым, точно таким же пулеметом в башне. В результате было получено две перекрывающиеся башни, движущиеся независимо друг от друга, каждая из которых была вооружена 7-мм пулеметом Hotchkiss. В связи с появлением дополнительного пулемета, возможно, для выполнения роли наводчика был добавлен еще один член экипажа, хотя, поскольку внутри было очень тесно, это маловероятно, скорее всего, командир отвечал за оба орудия и в случае отказа одного пулемета, переключался на другой.
Итог
После завершения работ, примерно в том же 1925 году, машина была передана в Центральную школу Тиро в южном районе Мадрида Карабанчель. Там она была испытана, и, судя по всему, результаты оказались удовлетворительными. В связи с этим был выделен бюджет на создание цеха по производству танков на заводе Trubia, а также создана комиссия во главе с Аресесом и Руисом де Толедо для поездки по Европе и изучения танковых технологических новшеств, которые можно было бы использовать для создания улучшенной серийной версии прототипа.
Сам прототип был доставлен в Астурию, где был представлен на технологической ярмарке Feria de Muestras в Хихоне и где его должен был осмотреть князь Астурии (титул наследника испанского престола) Альфонсо де Борбон-и-Баттенберг. Вскоре после выставки он был демонтирован.
Комиссия под руководством Аресеса и Руиса де Толедо объехала всю Европу и в Германии приобрела новые мощные двигатели и подвеску "Орион". Все это было использовано на усовершенствованной версии прототипа, получивший очень короткое официальное название "Carro Ligero de Combate para Infantería Modelo Trubia 75 H.P., Tipo Rápido, Serie A", который более известны как Modelo Trubia Serie A. Было построено четыре таких машины, которые прослужили до Гражданской войны в Испании.