Музей относительно небольшой, но интересный и познавательный. Вполне можно назвать Музеем истории железной дороги, есть старые фотографии и документы об учреждении первых паровозных депо.
Детям Младше 10 лет точно не подходит.
Адрес: Москва, Кожевническая улица, 2. Находится в пешей доступности от станции метро Павелецкая и вокзала.
Режим работы: среда-воскресенье с 10:00 до 16:00.
Стоимость билета: 210 рублей. Касса (окно) находится напротив входа.
Главный экспонат Музея Московской железной дороги
В здании всего один паровоз У-127 с багажным вагоном № 1691. Тот самый поезд, который в 1924 г доставил тело В. И. Ленина в Москву. Признан объектом культурного наследия федерального значения. На паровозе есть таблички с соответствующими надписями.
Паровоз в 1910 г создали на Путиловском заводе в Петербурге. Официально назывался "Красный паровоз" и изначально был пассажирским (П127). Его использовали на Ташкентской железной дороге.
! Галерея, необходимо влево !
В 1917 г паровоз переименовали в У-127, он ходил по Уральской железной дороге. В 1917 г получил серьезные повреждения, вернулся из Оренбурга в Москву. Стал источником испанского гриппа, вирус попал в кабину машиниста.
Провели дезинфекцию, паровоз закрыли в депо. У него была дурная слава, слишком много плохого связанного с У-127 (экипаж погиб от гриппа).
В 1923 г У-127 перевезли в Козловские паровозные мастерские, его перекрасили в красный цвет и нанесли надпись: "Беспартийные в ногу с коммунистами.......".
20 мая 1923 г паровоз вернули в депо Москвы, а старшим машинистом назначили В. И. Ленина (бригада состояла из членов ВКП(б).
Именно по этой причине 23 января 1924 г траурным поездом назначили У-127. Он проследовал со станции Герасимовская до Павелецкого вокзала.
В конце 20-х гг его использовали для пассажирских перевозок (предварительно перекрасили в зеленый цвет), в 1937 г перекрасили в красный цвет и восстановили надписи.
Паровоз поставили под открытым небом и охраняли круглосуточно. В 1941 г состав тайно эвакуировали в Ульяновск. В 1946 г вернули в Москву, в январе 1948 г открыли павильон "Траурный поезд В. И. Ленина".
Музей Московской железной дороги открыли в павильоне "Траурного поезда" в августе 2011 г. Сохранилась огромная каменная голова В. И. Ленина на одной из стен выставочного зала.
Документы и фотографии
В зале очень много старых документов и фотографий. Чтобы подробно их изучить понадобится не менее 2 часов.
! Галерея, необходимо влево !
Есть очень интересные документы начала 20-го века. К их числу относятся облигации и страховой полис, а также проекты вагонов и Казанского вокзала.
К сожалению, не во всех документах и на фотографиях хорошо читается текст.
Старая форма и атрибуты железной дороги
В музее кители работников железной дороги из разных эпох, есть современная форма.
Очень интересная коллекция старых железнодорожных фонарей. Они разного размера, у каждого своё назначение.
Есть различные приборы, они в отдельной витрине.
В огромной витрине различные переговорные устройства (витрина сейчас на оформлении).
Колокол вызывает желание позвонить.
Есть и атрибуты учащихся в железнодорожном училище (посвящён отдельный стенд). Портфель выполнен из плотной ткани.
Наградные часы и т.п.
! Галерея, необходимо влево !
В музее очень много экспонатов, в том числе различных "Композиций". Одна из них знакома ценителям советских фильмов (Георгий Иванович уже не тот).
Некоторые экспонаты косвенно связаны с железной дорогой, зато можно увидеть очень старый телевизор с крохотным экраном.
Музей можно назвать атмосферным, есть повод для ностальгии.
Макеты железной дороги и транспорта
Настоящих поездов и паровозов нет (за исключением У-127). Вместо них уменьшенные версии в витринах.
! Галерея, необходимо влево !
Это не самая большая коллекция "миниатюр РЖД" в Москве.
Залы и витрины Музея Московской железной дороги
Здание старое, совершенно несовременный интерьер. Его можно назвать изюминкой музея, запоминающимся.
Витрины можно назвать маленькими, экспозиция каждой из них посвящена определённому событию или факту.
На -1 этаже тоже есть зал, он почти такой же. Экспозиция посвящена железным дорогам второй половины 20 века и первой половины 21 века.
Есть небольшая экспозиция, которая посвящена железной дороге и работникам ЖД в период Великой Отечественной войны.
Также можно увидеть старую печатную машинку.
Музей понравится тем, кто интересуется историей и фактами.