Найти в Дзене
Настолкин

Мои критерии выбора настольных игр

Всех приветствую на своем канале посвященном настольным играм.

Данный пост больше ознакомительного плана, что бы вам было понятно о моих предпочтениях, какой я настольщик и т. д. За свою настольную карьеру я собрал определенные параметры, по которым теперь понимаю буду ли я играть в данную игру или нет, понравится она мне или моей ячейке или нет, стоит вписываться в предзаказ или нет и т.д.

Муки выбора знакомые большинству настольщиков
Муки выбора знакомые большинству настольщиков

Однако, прежде чем перейти непосредственно к главному блюду, минутка полезных советов, относительно покупки настольных игр:

1. Подходите к покупке с холодной головой - не нужно сразу кидать деньги в монитор, как только открыли предзаказ. Почитайте информацию на страничке, посмотрите правила, видеообзоры, статьи. Благо мы получаем релизы позднее запада и на момент выхода игры в интернете уже полно информации об игре. «Остыньте», прикиньте все плюсы и минусы и вы поймете нужна вам игра или нет.

2. Старайтесь попробовать игру в электронном формате – в интернете сейчас можно предварительно сыграть в любую игру в электронном виде (кроме совсем новых). Вам в помощь BoardGameArena (в простонародье BGA), TabletopSimulator (TS), GamePark и т.д. Обычно после одной партии сразу становиться понятно будешь ты в такое играть или нет.

И во все это великолепие можно сыграть бесплатно!
И во все это великолепие можно сыграть бесплатно!

Ну а теперь переходим непосредственно к критериям при покупке настольных игр. Постараюсь указывать примеры, которые соответствуют данному пункту или наоборот:

1. Время партии – это раньше я был молодой, горячий с кучей свободного времени. Сейчас к сожалению свободного времени не так уж много, поэтому приходится сильно ужиматься во временные рамки. Идеальное время партии для меня сократилось до часа максимум, но есть и в этом и плюсы: от игры не успеваешь устать и можно сыграть еще во что-нибудь. Сюда же можно отнести и быстрые ходы игроков. Обычно это время максимально сконцентрировано на игре, и времени сидеть в телефоне не остается.

Примеры быстрых игр: Роскошь, Архитекторы Западных Королевств, Семь чудес

Эта красота играется максимум за час любым составом!
Эта красота играется максимум за час любым составом!

2. Сложность игры – я думаю нужно признать тот факт, что настолки все же нишевый продукт (кроме совсем уж хитов вроде манчкина или кодовых имен), и поэтому объяснять людям незнакомым с настольным хобби правила настольной игры дело неблагодарное и муторное (кроме случаев когда игроки действительно заинтересованы). И если простые игры ты объяснил и вы сразу сели ИГРАТЬ, то вот после объяснения сложных правил вы обычно еще 10 минут проговариваете спорные моменты до игры, и 20 минут во время партии. К тому же заметил, что сложность игры не всегда говорит об интересном игровом процессе, скорее об усталости после партии, и более долгих ходах.

Примеры простых игр: Роскошь, Этот безумный мир, Затерянные города. Антипримеры: Пакс Памир, Любая игра Ласерды.

Уже по картинке можно понять, что "Лиссабон" игра не из простых.
Уже по картинке можно понять, что "Лиссабон" игра не из простых.

3. Взаимодействие между игроками – очень важный показатель. Все-таки когда я играю в настолки, я хочу чувствовать борьбу и толкание локтями во время партии. Если нужно поиграть в соло, то я скорее предпочту видеоигры.

Примеры: Каменный век, Плотина, Кровь и ярость.
Антипримеры: Вал адриана, Покорение марса без драфта.

Только эти карты обеспечивают взаимодействие игроков во всей игре Вал Адриана. Сможете догадаться какие символы за это отвечают?
Только эти карты обеспечивают взаимодействие игроков во всей игре Вал Адриана. Сможете догадаться какие символы за это отвечают?

4. Количество нюансов – данный пункт, можно рассматривать вместе с предыдущим. Если в правилах игры часто встречается слова «но» или «исключение», то 90%, что она не понравится. Каждое следующее «но» в геометрической прогрессии отталкивает от игры, поскольку стопорит игру для подсматривания правил, вместо постоянного игрового процесса.

Антипримеры: Война кольца, Карточный ужас аркхэма.

Внимание на карту справа. На ней всего-то ШЕСТЬ ключевых слов! И за каждым вы на первых порах (иногда не только на первых) полезете в справочник!
Внимание на карту справа. На ней всего-то ШЕСТЬ ключевых слов! И за каждым вы на первых порах (иногда не только на первых) полезете в справочник!

5. Элегантность – это внутреннее ощущение от игры, что все работает, как надо и нет лишних элементов.

Небольшая стопка карт, которую вы после пары партий будете знать наизусть, но сколько разнообразных ситуаций будет происходить на поле! Верх элегантности!
Небольшая стопка карт, которую вы после пары партий будете знать наизусть, но сколько разнообразных ситуаций будет происходить на поле! Верх элегантности!

Пример идеальной игры в этом плане «Иниш» (играть строго на двоих!): 13 карт, 12 солдатиков, тайлы поля, простые правила, ничего лишнего. Антипример «Войны черной розы»: много информации на каждой карте действия, шесть различных школ со своей специализацией, убогая и перегруженная система планирования, когда у тебя есть ВОСЕМЬ возможных вариантов действий, а на руке 6 ДВОЙНЫХ карт, и в дополнение к этому можно всегда разыграть быстрое действие. Ну и БОТ в виде самой розы (ЗАЧЕЕЕЕМ???) окончательно убивает эту игру.

Быстро ли у вас получится прочитать КАЖДУЮ из 6-8 карт, с учетом того что текст и иконографика на альтернативных способностях перевернуты? Добавьте сюда непонятные символы и количество возможных действий, и получите АНТИэлегантную игру!
Быстро ли у вас получится прочитать КАЖДУЮ из 6-8 карт, с учетом того что текст и иконографика на альтернативных способностях перевернуты? Добавьте сюда непонятные символы и количество возможных действий, и получите АНТИэлегантную игру!

6. Визуальное оформление – данный пункт конечно больше подходит прекрасному полу, но поскольку мой главный оппонент - моя жена, то приходится также смотреть и на графическую сторону вопроса. В принципе геймдизайнеры и издательства современных настольных игр вроде научились в красивую картинку. Давно не видел прям некрасивого оформления, в основном это проблема старых игр (привет Клеменс Франц). Сюда же можно отнести и иконографику. В некоторых играх до сих пор путаюсь, и подсматриваю в правила, что означает тот или иной символ.

Примеры плохой иконографики: Архитекторы западного королевства, плотина, борьба за галактику. Примеры хорошей: как ни странно у Клеменса Франца с иконографикой все хорошо, ну и допустим покорение марса, поскольку иконографика дублируется на картах текстом.

Игре срочно нужен редизайн (как визуала, так и иконографики)!
Игре срочно нужен редизайн (как визуала, так и иконографики)!

7. Рейтинг БГГ – противоречивый пункт поскольку, надо смотреть скорее не на место в общем рейтинге, а на оценку пользователей и количество сыгравших. Также тут стоит учитывать так называемую инфляцию оценок: это когда пользователи со временем становятся более лояльными и ставят больше хороших оценок. И например раньше оценка 8.0 давалась только действительно уникальным играм, то сейчас восьмерки с половиной не такая уж и редкость (особенно у новых релизов.

Пример справедливой оценки: сквозь века (8,3), покорение марса (8,4), война кольца (8,5).
Антипримеры: Каскадия (за что там 8,0????, гениальные механики, великолепное оформление, инновационный гемплей?, у азула 7,8), Войны черной розы (8,0), Пандемия наследие (8,5).

Для сравнения у гениальной Крови и Ярости 7,9 на BGG, а тут 8,0!
Для сравнения у гениальной Крови и Ярости 7,9 на BGG, а тут 8,0!

8. Сеттинг – последний пункт моих критериев он скажем так опциональный. Тут чистая вкусовщина, поскольку просто я являюсь фанатом, сеттинга зомби, дикого запада, чужих и властелина колец с гарри поттером. Игры с данными сеттингами у меня вызывают двойной интерес. Вы же смотрите для себя сами, но мне кажется колдовать в школе магии и волшебства поинтереснее, чем менять стены в своей ферме и пытаться прокормить свою семью (мне и в жизни такого добра хватает).

Фанаты видеоигры Left 4 dead сейчас должны поймать "вьетнамские" флэшбеки!
Фанаты видеоигры Left 4 dead сейчас должны поймать "вьетнамские" флэшбеки!

На этом пожалуй закончу данное полотно! Надеюсь вам понравилось, до скорых встреч, выбирайте сердцем и «холодной» головой)