Всех приветствую на своем канале посвященном настольным играм.
Данный пост больше ознакомительного плана, что бы вам было понятно о моих предпочтениях, какой я настольщик и т. д. За свою настольную карьеру я собрал определенные параметры, по которым теперь понимаю буду ли я играть в данную игру или нет, понравится она мне или моей ячейке или нет, стоит вписываться в предзаказ или нет и т.д.
Однако, прежде чем перейти непосредственно к главному блюду, минутка полезных советов, относительно покупки настольных игр:
1. Подходите к покупке с холодной головой - не нужно сразу кидать деньги в монитор, как только открыли предзаказ. Почитайте информацию на страничке, посмотрите правила, видеообзоры, статьи. Благо мы получаем релизы позднее запада и на момент выхода игры в интернете уже полно информации об игре. «Остыньте», прикиньте все плюсы и минусы и вы поймете нужна вам игра или нет.
2. Старайтесь попробовать игру в электронном формате – в интернете сейчас можно предварительно сыграть в любую игру в электронном виде (кроме совсем новых). Вам в помощь BoardGameArena (в простонародье BGA), TabletopSimulator (TS), GamePark и т.д. Обычно после одной партии сразу становиться понятно будешь ты в такое играть или нет.
Ну а теперь переходим непосредственно к критериям при покупке настольных игр. Постараюсь указывать примеры, которые соответствуют данному пункту или наоборот:
1. Время партии – это раньше я был молодой, горячий с кучей свободного времени. Сейчас к сожалению свободного времени не так уж много, поэтому приходится сильно ужиматься во временные рамки. Идеальное время партии для меня сократилось до часа максимум, но есть и в этом и плюсы: от игры не успеваешь устать и можно сыграть еще во что-нибудь. Сюда же можно отнести и быстрые ходы игроков. Обычно это время максимально сконцентрировано на игре, и времени сидеть в телефоне не остается.
Примеры быстрых игр: Роскошь, Архитекторы Западных Королевств, Семь чудес
2. Сложность игры – я думаю нужно признать тот факт, что настолки все же нишевый продукт (кроме совсем уж хитов вроде манчкина или кодовых имен), и поэтому объяснять людям незнакомым с настольным хобби правила настольной игры дело неблагодарное и муторное (кроме случаев когда игроки действительно заинтересованы). И если простые игры ты объяснил и вы сразу сели ИГРАТЬ, то вот после объяснения сложных правил вы обычно еще 10 минут проговариваете спорные моменты до игры, и 20 минут во время партии. К тому же заметил, что сложность игры не всегда говорит об интересном игровом процессе, скорее об усталости после партии, и более долгих ходах.
Примеры простых игр: Роскошь, Этот безумный мир, Затерянные города. Антипримеры: Пакс Памир, Любая игра Ласерды.
3. Взаимодействие между игроками – очень важный показатель. Все-таки когда я играю в настолки, я хочу чувствовать борьбу и толкание локтями во время партии. Если нужно поиграть в соло, то я скорее предпочту видеоигры.
Примеры: Каменный век, Плотина, Кровь и ярость.
Антипримеры: Вал адриана, Покорение марса без драфта.
4. Количество нюансов – данный пункт, можно рассматривать вместе с предыдущим. Если в правилах игры часто встречается слова «но» или «исключение», то 90%, что она не понравится. Каждое следующее «но» в геометрической прогрессии отталкивает от игры, поскольку стопорит игру для подсматривания правил, вместо постоянного игрового процесса.
Антипримеры: Война кольца, Карточный ужас аркхэма.
5. Элегантность – это внутреннее ощущение от игры, что все работает, как надо и нет лишних элементов.
Пример идеальной игры в этом плане «Иниш» (играть строго на двоих!): 13 карт, 12 солдатиков, тайлы поля, простые правила, ничего лишнего. Антипример «Войны черной розы»: много информации на каждой карте действия, шесть различных школ со своей специализацией, убогая и перегруженная система планирования, когда у тебя есть ВОСЕМЬ возможных вариантов действий, а на руке 6 ДВОЙНЫХ карт, и в дополнение к этому можно всегда разыграть быстрое действие. Ну и БОТ в виде самой розы (ЗАЧЕЕЕЕМ???) окончательно убивает эту игру.
6. Визуальное оформление – данный пункт конечно больше подходит прекрасному полу, но поскольку мой главный оппонент - моя жена, то приходится также смотреть и на графическую сторону вопроса. В принципе геймдизайнеры и издательства современных настольных игр вроде научились в красивую картинку. Давно не видел прям некрасивого оформления, в основном это проблема старых игр (привет Клеменс Франц). Сюда же можно отнести и иконографику. В некоторых играх до сих пор путаюсь, и подсматриваю в правила, что означает тот или иной символ.
Примеры плохой иконографики: Архитекторы западного королевства, плотина, борьба за галактику. Примеры хорошей: как ни странно у Клеменса Франца с иконографикой все хорошо, ну и допустим покорение марса, поскольку иконографика дублируется на картах текстом.
7. Рейтинг БГГ – противоречивый пункт поскольку, надо смотреть скорее не на место в общем рейтинге, а на оценку пользователей и количество сыгравших. Также тут стоит учитывать так называемую инфляцию оценок: это когда пользователи со временем становятся более лояльными и ставят больше хороших оценок. И например раньше оценка 8.0 давалась только действительно уникальным играм, то сейчас восьмерки с половиной не такая уж и редкость (особенно у новых релизов.
Пример справедливой оценки: сквозь века (8,3), покорение марса (8,4), война кольца (8,5).
Антипримеры: Каскадия (за что там 8,0????, гениальные механики, великолепное оформление, инновационный гемплей?, у азула 7,8), Войны черной розы (8,0), Пандемия наследие (8,5).
8. Сеттинг – последний пункт моих критериев он скажем так опциональный. Тут чистая вкусовщина, поскольку просто я являюсь фанатом, сеттинга зомби, дикого запада, чужих и властелина колец с гарри поттером. Игры с данными сеттингами у меня вызывают двойной интерес. Вы же смотрите для себя сами, но мне кажется колдовать в школе магии и волшебства поинтереснее, чем менять стены в своей ферме и пытаться прокормить свою семью (мне и в жизни такого добра хватает).
На этом пожалуй закончу данное полотно! Надеюсь вам понравилось, до скорых встреч, выбирайте сердцем и «холодной» головой)