Часто мы сами обесцениваем необходимость продуктивных контактов с родителями. Выступаем с критикой их действий без поиска причин, принижаем их опыт, строим негативные прогнозы общения. В конечном итоге это вредит не столько родителям, столько самому педагогу.
Прочувствуйте это через вот эту историю:
Ранним холодным осенним утром воспитатель уныло идет на работу в детский сад. Идем с опущенными плечами и понурой головой. В голове мысли: «Опять целый день шумные, непослушные дети, ворох бумаг и несговорчивые, требовательные, капризные родители». За плечом женщины ангел-хранитель грустно вздыхает: «Странно, каждое утро она загадывает одно и тоже. Но ничего не поделаешь, придется исполнять!»
К сожалению, в этическом кодексе некоторых педагогов нет места улыбкам, добрым словам родителям, слову «извините», когда действительно не прав. Все это расценивается, как признак слабости, а не профессиональной компетентности.
Правила эффективного взаимодействия с родителями не так уж сложны. Но напомнить их хочется не в лекционной форме (все мы усваивали эти истины при получении образования), а при помощи позитивных установок:
- Родители видят, что я смотрю на них открыто, доброжелательно, мои глаза излучают интерес к общению.
- Родители слышат, что я зову их не «мамочка» или «папочка», а по имени отчеству.
- Родители знают, что я не жалобщик и доносчик всего плохого про их ребенка. Я начну с хорошего и успешного, даже если это капля в море по сравнению с остальным, что случилось за день.
- Я хороший слушатель. Не только сама говорю, но и задаю родителям вопросы о ребенке: доброжелательно и с участием.
- Я не даю оценок и не вешаю ярлыков: «ребенок-драчун», «девочка-неряха» «гиперактивный ребенок» и т.п. Ничего не оценивая, я просто описываю ситуацию, которую нужно обсудить, такой, какой она была в тот момент.
- Я не боюсь обращаться к родителям за помощью и советом. Делаю это заинтересованно и не высокомерно. Родителям нужны помощники, которые принимают искреннее участие в воспитании их детей.
- Я искренне подчеркиваю в разговоре с родителями, что вклад родителей в личность ребенка очень важен. Настолько важен, что важнее этого быть ничего не может.
- Я всегда стараюсь поставить себя на место конкретного родителя. Обычно, многое сразу становится понятно: мысли, действия, поступки. Поэтому в моей речи есть слова «Я вас понимаю. И со своей стороны могу еще добавить вот, что…».
Работа с родителями не будет эффективна без позитивных установок. И хотя 100% оптимизма в нашей работе нет и быть не может (да он и не нужен в таких огромных количествах) важно формировать более позитивный взгляд на работу с родителями не поддаваясь преждевременному унынию и мыслям о плохом.
Если педагог часто говорит плохо о родителях, окружающим несложно прочувствовать его «скрытую выгоду» которая звучит примерно так: «Я информирую окружающих о «плохих родителях», чтобы от меня не требовали постоянных и неизменных успехов в моей работе, т.к. в этой ситуации всё зависит не от меня».
А если это заменить более честной установкой? Например, такой: «Да, у меня не все получается идеально, потому что в педагогике множество нюансов. Но чтобы делать работу как можно лучше, я ищу опору в родительском сообществе. Большинство из них нормальные, адекватные люди, заинтересованные вырастить здоровое поколение детей. Мои знания и их родительский опыт могут очень помочь в этом деле».
Еще для педагогов:
Для родителей: