Кто такая Нелли Уварова, знают все, даже те, кто не смотрел популярнейший в начале 2000-х сериал "Не родись красивой", и прежде всего – благодаря этому сериалу.
Кроме того, Уварова снялась в фильме Глеба Панфилова "В круге первом", с Андреем Краско в "Я остаюсь" и еще в более чем сорока удачных и неудачных картинах.
Но не все знают о ее главном проекте. О деле, которому она посвятила более десяти лет. Проекте, который, наверное, поважнее всяких сериалов, фильмов, театральных постановок.
Нелли Уварова родилась в литовском городе Мажейкяй, детство провела в Тбилиси, а получила образование и стала знаменитостью в Москве. Она видела своими глазами ужасы, происходившие в начале девяностых в Грузии. Но вспоминает о них без трагизма в голосе, без всяких намеков на детские травмы.
Когда в республике начались беспорядки, ей было девять.
«Я была ребенком, видела все в иных красках. Помню ощущение безграничного счастья - бесконечного солнца, бесконечной любви. В это счастья вдруг врывается война, какие-то совсем другим картинки появляются, постоянные похоронные процессии», - рассказывала актриса в одном из интервью.
Она вспоминала, что ей и ее друзьям было странно, что большие и сильные взрослые вдруг стали бояться, что веселые люди стали грустными. Но подчеркивает: им это все пережить было проще, чем родителям.
Дети познают жизнь, им некогда углубляться в горе, и это их спасает и страшных "картинок". Взрослым спрятаться от них, бывает, негде.
Во время войны "большие и сильные" взрослые начинают делить друг друга на своих и чужих. Такое происходило и происходит в разных точках мира, не только в бывших советских республиках.
В Тбилиси в начале девяностых начали притеснять "чужих" – в их категорию тогда попадали русские, в том числе семья Уваровых.
Родителям пришлось уйти с работы. На новую устроиться людям с русской фамилией было почти невозможно. Настали мрачные времена. От этой мрачности и беспросветности семья, как и многие другие семьи, бежала в Россию. На машине с грузинским номерами (по пути ее обстреляли, но обошлось, к счастью, без жертв).
В 90-х непросто жилось всем. Но особенно сложно было беженцам. Нелли долго не могли устроить в школу – из-за проблем с документами. Родителям долгое время не удавалось найти работу – по той же причине.
О том, что пережила семья Уваровых, известно многим в нашей стране - кому-то на собственном опыте, кому-то из рассказов знакомых. Но суть не в этом. Это история не о несчастных людях. Это история о том, что переживать невзгоды и мрачные времена проще, если «в сердце живёт любовь».
«Наши родители все это выдержали, потому что они всегда верили в людей. Не в политическую систему, не в идеи. В людей. Вокруг нас всегда было много хороших людей», - говорила Уварова в том же интервью.
В 2011 году Уварова основала фонд «Наивно? Очень». Проект создан для социализации людей с психоневротическими расстройствами личности. Это если официальным языком. На самом деле там трудятся художники с особенностями развития. Работают, получают зарплату. Их немного, и фонде их принято называть не подопечными, а сотрудниками.
На создание проекта Уварову вдохновила дочь подруги с особенностями развития, а также выпускники "Особых мастерских" при Московском технологическом колледже № 21 - там получают образование люди с тяжёлыми психоневрологическими нарушениями.
Первое время о проекте мало кто знал, а о том, кто ее основатель - и вовсе только узкий круг друзей и коллег Уваровой. Ребята рисовали картины, она их продавала. Таким образом обеспечивала работой, которую им, несмотря на талант, найти было сложно.
Долгое время она не рассказывала покупателям о том, кто авторы этих картин – чтобы их покупают не из жалости и не ради участия в благотворительности.
Однажды она показала картины искусствоведу. Он их очень высоко оценил. Когда узнал, кто художники, посоветовал говорить об этом покупателям: это повысит стоимость. Она с ним на согласилась, но ей было очень важно, что он оценил работы до того, как узнал историю их авторов.
Между тем Уварова и другие участники проекта начали постепенно рассказывать о сотрудниках «Наивно? Очень». Она перестала стесняться говорить о том, что это она основала фонд (у Уваровой нет соцсетей, она не любит пиар, и только с годами ее убедили, что медийность можно и нужно использовать на благое дело).
«Сейчас сами ребята знают, что их картины покупают не потому, что они "не такие"», – говорит актриса.
Осенью 2021-го Нелли Уварова дала интервью Екатерине Гордеевой (признана иноагентом), в котором рассказала о своем детстве, о проекте, о сотрудниках. В этом интервью много интересного. Помимо прочего, там идет речь:
- О том, как актриса избавилась от грузинского акцента.
- О том, как Георгий Тараторкин принял ее в свою мастерскую, несмотря на этот акцент.
- О том, что ей дала и чего лишила роль Кати Пушкаревой.
- О том, как Нелли спела с маленькой девочкой на сцене хит из сериала, хотя никогда прежде этого не делала. Потому что той девочке было отведено всего девять лет жизни.
Прошло почти два года с выхода того интервью, и, может быть, кому-то покажется, что все это сейчас неважно, на фоне происходящего. Однако его стоит посмотреть. Это интервью с очень светлым, жизнерадостным человеком, которого даже на сотую часть, конечно же, не может раскрыть эта статья. В нем много грустного, но оно, как ни странно, поднимает настроение.
У актрисы Нелли Уваровой в сердце живет любовь. К родным, друзьям, знакомым, сотрудникам проекта. К людям. И это главное достижение звёзды некогда самого популярного сериала в России.