Примечание
Словарь можно создавать на основе
1) литературных произведений 18 - 19 века (выбираем слова с неизвестным значением, узнаем значение данных слов),
2) исторических литературных произведений (отвечаем на вопрос: «Как автору удается воссоздать историческую эпоху?»
3) фантастических литературных произведений (отвечаем на вопрос: «Как автору удаётся создать картину будущего?»)
Проблема
Возможные проблемные вопросы
Преодоление кризиса чтения в современных условиях
Как автору удается воссоздать историческую эпоху?
Как автору удаётся создать картину будущего?
Гипотеза
Чтобы нарисовать для читателя картину будущего (прошлого), нужные особые слова, называющие предметы будущего (прошлого), то, чего нет, но, по мысли автора, обязательно будет (или было).
Тема проекта
Создание толкового словаря
* Создание словаря Гоголя (по произведению….
* Создание словаря Л.Н. Толстого (по произведению «Кавказский пленник»)
* Создание словаря М.Ю. Лермонтова (По стихотворению «Бородино»)
* Создание словаря Кира Булычёва (По повести «Девочка с Земли»)
Цель проекта
Создание толкового словаря
Изучение новых (или устаревших, или диалектных) слов
Задачи проекта
1. Найти в тексте литературного произведения новые (или устаревшие, или диалектные) слова.
2. Дать определения найденным словам.
3. Подобрать цитаты из произведения с использованием новых (устаревших, диалектных) слов.
4. Оформить карточки (слово, толкование, пример из рассматриваемого литературного произведение, указание источника : издание, кника, страница)
5. * Определить, как образованы рассматриваемые слова.
6. Систематизировать слова и собрать их в словарь.
7. *Можно создать иллюстрации для словаря.
8. * Можно использовать QR-коды в словаре (в них можно зашифровать какую-то дополнительную информацию).
Примечание
Основная часть включает
1) Рассмотрение теоретического вопроса
· Что такое новые слова языка (неологизмы)?
· Что такое устаревшие слова?
· Что такое диалектные слова
(в зависимости от темы)
2) Практическая часть
· Классификация слов и объяснение значений этих слов.
· Способы образования изучаемых слов
· Происхождение изучаемых слов
· Стилистическая окраска изучаемых слов
3) Структура толкового словаря
1. Сколько словарных статей?
2. К каким толковым словарям пришлось обратиться при составлении словарных статей?
3. Как расположены слова в словаре?
4. Сколько тематических разделов в словаре?
4) Вывод о значимости проекта
1. Работа над словарём позволила обогатить словарный запас?
2. Словарь можно использовать на уроках русского языка и литературы.
Приложение 1
Примерная работа (в сокращении)
План
1. Введение
А) Актуальность
Б) Проблема
В) Гипотеза
Г) Цели
Д) Задачи
2. Классификация слов
3. Способы образования новых слов
4. Структура «Умного» толкового словаря
5. Выводы. Практическая значимость
6. Приложение 1
*Значение латинских и греческих морфем (таблица)
7. Приложение 2
*Иллюстрации и фотографии
Введение
Пример
Будущее! Каким оно будет? Мало, кто может ответить на этот вопрос. Но всё-таки есть такие люди, которые моделируют будущее, приближают его к нам. Это писатели-фантасты.
Такое открытие я сделал, когда познакомился с повестью советского писателя-фантаста Кира Булычёва «Девочка с Земли».
Открываешь книгу и оказываешься в далёком 2074 году. Хочу заметить, что автор создавал книгу в 1970-е годах. Мы погружаемся в мир будущего: узнаём о предметах, которые окружают людей, представляем технические и транспортные средства, вместе с Алисой Селезнёвой отправляемся в путешествие к дальним планетам за пределы нашей Галактики.
Проблема
Преодоление кризиса чтения в современных условиях
Так во время прочтения у меня возник проблемный вопрос: «Как автору удалось создать мир будущего?»
Гипотеза
Чтобы нарисовать для читателя картину будущего, нужны особые слова, называющие предметы будущего, то, чего ещё нет, но, по мысли автора, обязательно будет.
Цель моей исследовательской работы:
· изучение новых слов, которые использовал Кир Булычёв
· создание «Умного» толкового словаря
Задачи
1. Найти в тексте повести «Девочка с Земли» новые слова, которые автор придумал, чтобы нарисовать мир будущего.
2. Дать определение этим словам.
3. Определить, как образованы новые слова.
4. Систематизировать слова, созданные Киром Булычёвым, и собрать их в словарь.
5. Создать иллюстрации и ЛЕГО-модели для словаря.
6. Подобрать цитаты из произведения «Девочка с Земли» с использованием новых слов.
7. Сделать QR-коды для словаря.
Классификация слов, созданных К.Булычёвым
Итак, моё исследование показало, что картины будущего Кир Булычёв создаёт за счёт новых слов. Их можно разделить на 5 групп.
1 группа
Предметы быта
2 группа
Технические средства, в том числе технические средства обучения.
3 группа
Инфраструктура
4 группа
Профессии и род занятий
5 группа
Названия животных, растений, существ-жителей других планет
6 группа
Планеты
Способы образования новых слов в произведении К.Булычёва «Девочка с Земли»
Картину будущего автору удалось изобразить благодаря созданию новых слов. При этом Кир Булычёв использовал следующие словообразовательные способы:
Сложение слов,
Сложение основ
Суффиксальный
Бессуффиксный
Добавление прилагательного к существительному
Совмещение несовместимого
Структура ««Умного» толкового словаря»
«Умный» толковый словарь состоит из 58 словарных статей. При составлении каждой статьи использовались сведения из толковых словарей разных авторов: В.И. Даля, С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой, Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой, а также текст произведения К.Булычёва «Девочка с Земли». На основе сопоставления определений были созданы новые формулировки для слов, обозначающих предметы будущего и существ с других планет.
Открывает словарь портрет К. Булычёва. Рядом размещен QR-код. По нему можно узнать краткие сведения о биографии писателя.
Некоторые словарные статьи тоже содержат QR-код. В них зашифрована информация об образовании и происхождении слов.
Слова расположены по алфавиту, но в словаре выделяется 4 тематических раздела. В каждой словарной статье приводятся примеры употребления данного слова в тексте произведения с указанием страниц.
Многие статьи сопровождаются иллюстрациями и фотографиями ЛЕГО-моделей. Они помогают представить предметы, описанные или упомянутые К.Булычёвым в повести «Девочка с Земли».
Вывод
Значимость проекта.
««Умный» толковый словарь» можно использовать на уроках русского языка и литературы.