Найти тему
Наталья Баева

"Вы не смогли его заинтересовать!"

Фраза, которую слышал каждый учитель. Каждый.

А так как мы народ ... послушный, так и придумываем в меру своих сил всевозможные развивалки-запоминалки, правила рифмуем, картинки к ним рисуем. Некоторым помогает. Но только некоторым.

Сама грешна - зарифмовала все 180 стран с названиями их столиц. И некоторые правила по русскому.

-2

-3

Но, признаюсь, не из желания кому-то помочь, а только потому что "самой интересно".

Но можно ли учителя ОБЯЗАТЬ этим заниматься? Ясно, что нет. А как предлагается "заинтересовать"? Что такого можно придумать по химии - даже не представляю...

-4

Самая общая рекомендация - "учитель должен любить свой предмет". Что ж, может, и есть те, кто свой предмет НЕ любит, но я, пожалуй, не встречала. А должен ли учитель любить учеников?

Лев Толстой, наставляя молодых учителей, говорил: "Тот, кто любит детей - хороший учитель. Тот, кто любит свой предмет - тоже хороший учитель. Но совершенный учитель любит и предмет, и детей!"

Встречали таких? Если да - то повезло. Совершенные учителя, конечно, есть, но... один-два на школу! И наверное, так было всегда.

Почему же вопрос "заинтересовать" даже не ставился? В той же царской гимназии, в кадетском корпусе или в Смольном институте?

-5

Ответ на поверхности: потому, что образование было ПРИВИЛЕГИЕЙ. Для немногих. Аттестат давал путёвку не просто "в жизнь" - в элиту. И было совершенно логично, что для соответствия будущему месту в обществе нужна определённая сумма знаний. Не можешь - не претендуй. Отсев из гимназий был очень серьёзным: в "хорошие" годы каждый десятый, а в достопамятном 1888 году отчислили едва ли не каждого второго (закон о кухаркиных детях). Чтобы без денег, без взяток остаться на гимназической скамье - как же надо было УЧИТЬСЯ!

Оказывается, у самого слова "заинтересовать" смысл не один. Минимум два. Это и "дать материал в увлекательной форме", и "объяснить, какие преимущества в жизни дают знания".

И вот тут- то мы с ужасом понимаем, что по второму пункту нам сказать нечего. По крайней мере не можем сказать ничего такого, чтобы не получить увольнение с волчьим билетом. Объяснить честно, что особи с двумя словами в запасе не интересны ни ВУЗу, ни работодателю? Помилуйте, "онижедети"! И тройки им всё равно будут нарисованы, чтобы избавили от себя школу.

Лет пять назад прошла заметка, забавная и грустная. О японском учителе, который отчаялся "заинтересовать" великовозрастных деток. И тогда он завопил, "потеряв лицо", зато от души:

- Кретины! Если не вы, то ваши дети будут счастливы пристроиться на китайский завод. Потому что китайцы, в отличие от вас, УЧАТСЯ!

А в самом деле, зачем напрягаться японцу, если он не амбициозен? Голодным не будет, даже если станет "хикимори" - домашним затворником, с единственным развлечением - интернетом... Родители напряглись - и заработали на пару поколений вперёд!

-6

Вспоминается "Дорога уходит в даль" Бруштейн - эта настоящая энциклопедия России последних лет девятнадцатого века.

Институтки - пятиклассницы в полной растерянности разглядывают нового учителя литературы. "Злокачественный мужчина по прозвищу Лапша" с актёрским восторгом говорит о "возвышающих душу творениях Карамзина , Батюшкова..." - и тут же называет Некрасова "певцом лаптей и портянок". Ну хоть повод посмеяться.

-7

Но как не затосковать по прежней учительнице, Анне Дмитриевне, влюблённой в свой предмет?!

Некоторым эта любовь передалась. Не всем, "потому что в таких ..... как Меля Норейко, никакой учитель, будь он как сам Пушкин, не заронит даже малую искорку любви к литературе и родному языку!"

(Характеристика Мели, нормальная для детской советской повести, оказалась неприемлемой для Дзена. Пришлось ограничиться отточием).

Грустно. Потому что Меля по природе - человек очень неплохой. На глазах у читателя её здоровая натура борется с влиянием семьи, для которой нет и не может быть ничего "выше сытости". И к пятому классу семья победила.

После "учения-мучения" Меля займёт место за стойкой в папулькином ресторане - и кто и когда заглянет в её аттестат?! Сама она себе определила потолок - или всё-таки семья? А какая разница?

И сто лет спустя этот незримый потолок существует. Для каждого. Пробить его настроены очень немногие.

Так может, "грядущему светлому миру" этих немногих будет необходимо и достаточно? Тех, кто сумел ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ себя сам?