У меня на канале есть статья о плате за вывоз мусора. У нее комментарии, в которых видно, что отсутствие контейнеров - больная тема, причем не только для сельских жителей или жильцов частного сектора (кстати, вы видели в сёлах больше одного контейнера для ТБО? Я нет). Горожане тоже страдают - если им слишком далеко поставят контейнерную площадку, они уже интересуются - что делать с нарушителем закона в лице регоператора?
Вот сам пост: Нужно ли платить за вывоз мусора, если контейнеров поблизости нет?
При этом граждане, которые приходят в комменты отвечать на вопросы таких же граждан, уверенными буквами чёрным по-белому отвечают: власти обязаны вам оборудовать на придомовой территории контейнеры для ТБО + стационарные контейнеры для крупногабаритного мусора, а если не оборудовали - можете выбрасывать где придется, отвечать будет регоператор.
Если контейнеров нет рядом с домом
Вот для примера ситуация:
Тут явно нарушения со стороны администрации, и проблемой должны заниматься не столько сами жильцы, сколько УК или ТСЖ (смотря чем управляется дом и кто заключил договор с регоператором). Нюанс в том, что вывоз мусора осуществляет оператор, а вот оборудование площадок и выделение мест для них - это задача местной администрации. Поэтому "долбить" прежде всего следует муниципалитет.
Но вот приходит в комментарии человек, который считает, что нарушения со стороны регоператора снимают с граждан-жильцов все обязанности и разрешают мусорить матрасами где попало.
Здесь много пожеланий и правильных мыслей, но вот с точки зрения правовой обоснованности таких мечтаний есть вопросики. Конечно, регоператор должен. Конечно, тендеры прописывают условия вывоза, а прокуратура должна долбить... Но утверждение, что суды становятся на сторону жильцов - чем это подтверждается, хоть одно решение есть для примера? Пока мне попадались исключительно решения судов, которые обязывают платить несмотря ни на что, максимум - могут снизить плату за снижение качества услуги.
Если контейнеров нет совсем
Еще там был коммент от жительницы частного сектора: у них вообще нет вблизи контейнеров. Раньше практиковался "пакетный сбор" (и это не противоречит правилам, если нет возможности сделать контейнерную площадку).
Это вопиющая ситуация, когда реально нужно "долбить" заявлениями всех: регоператора, муниципальную власть и прокуратуру в том числе. Потому что каждый населенный пункт должен быть охвачен услугой, пусть и не в классическом виде расстановки и опустошения контейнеров. Пусть вывоз пакетов - но стабильно и регулярно.
Однако и здесь граждане утверждают, что если регоператор не вывозит мусор или не ставит контейнеры там, где положено по правилам, можно с этим регоператором договор расторгнуть.
К сожалению, суды и Роспотребнадзор иного мнения. Порядок утилизации ТКО только один - через организованное складирование и вывоз регоператором, имеющим соответствующую лицензию на данный вид деятельности. Все иные способы расправиться с бытовым мусором являются незаконными и квалифицируются как нарушения в сфере обращения с отходами.
В данном случае заключение и наличие договора с регоператором - не право, а обязанность лица. И если в регионе такой оператор один, расторгуть с ним договор не получится.
А если не платить? Регоператоры ловко научились взимать плату через суд + судебные расходы + пени + административные штрафы.
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
Правила обращения с ТКО по постановлению № 1156
Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений. Основание: постановление Правительства от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Почему нельзя сжечь или вывезти мусор самостоятельно?
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку, закопать или сжечь его. Почему?
- Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
- У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
Если владелец жилья месяцами копит мусор в своей квартире или на участке частного дома, это дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Учитывая, что мало кому в здравом уме придет в голову устраивать из своей квартиры или участка мусорный полигон, можно предположить, что человек будет периодически возить мусор до ближайшего контейнера (а значит, пользоваться услугой регоператора), либо выбросит пакеты в укромные кусты, регулярно пополняя свою личную свалку.
Чтобы не выращивать несанкционированные свалки, законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
А как же принцип
свободы договора?
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров.
Но здесь же указаны исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствии:
- С требованиями закона, в том числе и ГК РФ, ЖК РФ и другими;
- С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.
Специальной нормой предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Процедура согласования и заключения договора о вывозе ТКО
Учитывая, что договор обязательный, типовой и заключается на одинаковых условиях со всеми контрагентами, законодатель установил его заключение путем совершения конклюдентных действий. Проще говоря, потребители услуг по вывозу твердых коммунальных отходов могут вообще ничего не предпринимать: молчаливое согласие субъекта расценивается как заключение договора по умолчанию на заранее утвержденных условиях. Плата рассчитывается по тарифам, действующим в регионе.
Теоретически, субъект может попытаться изменить типовые условия, направив предложение об их изменении. Однако, как правило, регоператор отказывает удовлетворить предложение.
Это интересно: Мусорного коллапса не будет: кто будет вывозить ТКО, если регоператор еще не найден
Физически договор на вывоз ТКО может быть заключен как в письменной форме (путем обращения к регоператору либо оставления заявки на сайте), так и без непосредственного обращения (если нежилое помещение находится в многоквартирном доме, все действия по заключению договора берет на себя ЖК, УК или ТСЖ. Здесь важно, чтобы региональному оператору было направлено заявление с подтверждающими документами о собственниках, видах и площади жилых и нежилых помещений. Исходя из этого будет рассчитана плата для каждого собственника.
В дальнейшем договор о вывозе ТКО пригодится для разработки проектной документации, а также при подаче отчетов по отходам.
Возможные проблемы
Если потребитель решает согласовать индивидуальные условия или отказаться от заключения договора в типовой форме, он вправе направить регоператору мотивированный отказ. Протокол разногласий рассматривается в течение 10 дней. Однако это не накладывает на регоператора никаких обязательств, договор считается заключенным даже если последний не учитывает заявленные требования.
Иногда регоператор затребует акты приема-передачи оказанных услуг по вывозу ТКО. При этом такое требование не основано на законе, максимум, что потребитель может предоставить — это сверку расчетов.
В договоре необходимо отслеживать возможные условия, ухудшающие положение потребителей или нарушающие их права. Например, регоператор может включить условие о том, что он вправе в одностороннем порядке увеличить объем вывозимых твердых коммунальных отходов. Это необходимо отслеживать и обжаловать.
При нарушениях обязательств регоператор нередко пытается обусловить их ненадлежащим выполнением обязанностей контрагентом. Например, несвоевременный вывоз ТКО оправдывает тем, что собственник не предоставил доступ спецтранспорту. Понятие «не предоставил» при этом может толковаться сколь угодно широко.
Чтобы не было подобных ситуаций, рекомендуем внимательно изучать договор и предпочтительно заключать его в виде бумажного документа.
За отсутствие договора о вывозе ТКО предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2. КоАП РФ:
административный штраф на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей;
на должностных лиц — от 10 до 30 тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц — от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как видим, просто так отказаться от договора с регоператором нельзя. Не иметь договора нельзя. И не платить за вывоз мусора нельзя.
Что делать?
Писать заявления и жалобы на работу регоператора. Собирать ответы. Обжаловать дальше в вышестоящие инстанции и прокуратуру.
Требовать соблюдения условий и хоть какой-то активности от УК и муниципалитетов (здесь принцип такой: пока не пнёшь - не полетят).
Платить, собирать чеки и квитанции, затем требовать перерасчета за некачественное оказание услуг.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить комментарии и другие интересные статьи.
Может быть интересно: