Найти тему
Музыкальный критик

Зачем критиковать музыку? Отвечаю на комментарий.

Оглавление

Будучи одним из топовых музыкальных экспертов, я постоянно получаю различные комментарии - за 4 года повидал многое. Не так давно замечена вот такая мысль на одной из публикаций.

Краткое описание: как можно критиковать музыку, даже если ты в ней разбираешься?

Мысли автора вызвали заинтересованность. На канале часто говорится о подобном, но сегодня, для количества контента, не помешает повторить. Сегодня я расскажу, почему критика - отнюдь не бесполезное занятие.

Начать стоит с одного интересного когнитивного искажения.

Вы сами его прекрасно знаете, но не помешает рассказать об этом подробно. Слово “критиковать” очень сильно искажается массовой аудиторией и от этого носит негативный окрас. Следует отметить, что у рядового слушателя не совсем правильное понимание критики. Психология “среднестатистического” работает так: если ему что-то понравится - он просто получит удовольствие и уйдёт, однако если ему что-то не понравится - обязательно поставит дизлайк, напишет огромный комментарий и долго всем будет рассказывать какой автор плохой. Это касается любого продукта: булка хлеба или медийный контент - неважно, принципы одинаковы везде.

-2

Далее: есть такая вещь, как интеллектуальная ценность.

Возникает вопрос, что это такое? Допустим, вы сочинили какой-то рифф из двух квинт и “нулей”, какой-то простенький текст, а для разнообразия решили сыграть этот рифф в халф-тайм перед припевом или соло. В итоге, у вас получилось что-то в духе “наорал, наковырял - вот и весь стиль”. То есть, определенная интеллектуальная ценность, но, исходя из простецкий приёмов, высокой её назвать будет сложно. А если к тем двум квинтам добавить ещё какой-нибудь гармонический ход, не обязательно один, - в таком случае, подобная ценность будет выше.

То есть вы понимаете, к чему я веду: интеллектуальную ценность можно измерить объёмом затраченного интеллектуального труда на создание, в нашем случае, художественного произведения. Соответственно, чем больше продуманных деталей будет в самом произведении - тем выше будет его ценность подобного плана.

Вроде всё просто, не так ли? Но и тут нас ожидает интересный момент.

Обычный слушатель не всегда услышит вот эти тонкости. Что-то жужжит или пиликает на фоне - а слушателю нравится или не нравится. А может, эта песня про человека, который устал от бренности бытия с продуманным концептом и очень экстравагантными гармоническими ходами? Другой пример: возможно, это песня с какой-нибудь культурной отсылкой? Как это может узнать обычный слушатель?

-3

Как я уже ранее писал, критик создаёт понимание.

Понимание того, что сделал автор, как он это сделал, как продумал различные тонкости, как исполнил в техническом плане и всё в таком духе. Хорошая критика помогает развивать творчество: ведь музыкант видит сильные и слабые стороны своих произведений и что-то с этим делает. Если слушатель не отмечает такие моменты, а просто выплёскивает эмоции на автора - такое нельзя назвать критикой, это реакция. Я уже рассказывал о том, чем отличается между собой интеллектуальная работа и реакция, так что не вижу смысла это повторять.

И, в заключение, главная мысль.

Музыкальная критика - это такое же искусство, как и сама музыка. Хороший, компетентный музыкальный критик увидит много тонкостей в работе композитора и сонграйтера. В то время, как рядовой слушатель не понимает весь авантаж и просто выдаёт что-то невнятное. Что же, думаю, инфорации достаточно, поэтому на этом закончим.

Подписываемся на канал, комментируем, ставим лайки.