Вернувшись после 3,5 месячного "бродяжничества" в деревне (так в шутку назвала мое необычно долгое пребывание на лоне Природы жена, с трудом заманившая-таки меня в Москву), я по-новому взглянул на старую проблему человечества, к представителям которого отношусь и я сам.
Есть проблемы, которые ...
... как старая шутка преподавателей, изящный способ избежать столкновения с вопросом, ответ на который либо не знаешь, либо он настолько неочевидный, сколь и многовариантный, что "смотри пункт 1".
- "Интересный вопрос! Кто может на него ответить?"
Настоящие проблемы человека не имеют рационального решения, несмотря на то, что человек как бы рациональное существо. В этом "как бы" и кроется ответ.
Ключевые проблемы человека возможно сформулировать, но действительное их решение находится в другой (пардон за банальность) плоскости.
Любите ли вы свободу?
Это еще не тот самый вопрос, но очень близко к нему.
Любите ли вы свободу, как люблю ее я? (Если кто случайно не понял, это аллюзия на Станиславского).
Не ту, инфоцыганскую "свободу", пропагандируемую всеми официальными органами (которые якобы не инфоцыгане), а настоящую, внутреннюю.
Не "свободу от", а свободу, как состояние души.
Что такое "состояние свободы"?
Состояние легко испытать, но описать почти невозможно, По крайней мере человеку, который это состояние не испытывал. А тому, кто испытал, описание нужно - как попу баян.
Как мне нужно мнение "лидеров мнений".
"Лидеры мнений"
Скажите пожалуйста, официальные органы - это не органы инфоцыган?
Тогда почему они столь активно и настойчиво продвигают идеи "лидерства"?
На кой хрен мне нужен полу убогий "лидер", если я способен иметь своё мнение, которое по определению и есть моя собственная точка зрения?
Вот уже несколько недель в правом верхнем углу главной страницы Дзен торчит какой-то мальчонка - малолетка с пометкой "Только в Дзене" и идиотским погонялом.
В деревне, когда коровы возвращаются с пастбища, из них прямо на дорогу вываливаются продукты метаболизма, которые тоже "Только здесь".
И что? Я должен эти "продукты" ценить, за то, что они "Только здесь"? Стремиться к ним? А где им ещё находиться, если они находятся здесь?
Когда у меня возникает надобность в продуктах переработки (для повышения урожайности), я иду к Ильичу и Петровне (мы много лет покупаем у них парное молоко) и спрашиваю, заранее зная ответ:
- "Ильич, продай пару тележек го...а?"
- "Да бери так".
Возможно, с годами мое физическое зрение немного подсело, зато внутреннее сильно обострилось. Когда начинают гнать пургу, я замечаю её до того, как она (оно?) покажется на горизонте.
Проблема самоидентичности
То есть идентичности с самим собой. Чувствуете логическую несуразицу?
Если себя с собой - какая может быть идентичность?
А если не с самим собой, то какая "само"?
Около трех лет назад я поймал себя (чуть ли не с ужасом) вот на чём.
Сижу я, такой, пишу очередную статью, и слышу внутри подлый голосок:
- "А что скажет Грибоедовская княгиня Марья Алексеевна?"
Можете себе представить?!
Статья моя, а ориентироваться я начинаю на "лидеров мнений", которых (в отличие от "Только в Дзене") я придумал себе сам - нескольких комментаторов, которых я сам причислил к рангу если не святых, то апостолов, мнение которых "правильное", ибо соответствует моему собственному!
Волшебная формула несвободы, контролирующая внутреннее состояние с помощью придуманной мною же логики, в которую мною же вставлены данные, мною же квалифицированные как "правильные".
Я обнаружил, что самовыражаясь, я ориентируюсь на других людей! (А как ни крути, писать стоит если не исключительно, то в первую очередь ради этого - иначе ты идиот. Или около того).
Это и есть ловушка, в которую стремятся загнать человека органы, призывающие "ориентироваться только на проверенную официальную информацию".
(Очень хотелось обыграть слова "органы" и "загнать", но поостерегся неприлично быть понятым).
- "Зачем загонять-то?"
Это, Ватсон, совсем очевидно, не стоит тратить буквы. А если вы не Ватсон, то тем паче не стоит.
Чем, скажите, это отличается от инфоцыганства? Масштабом?
Но масштаб моей свободы умещается в моей собственной голове, и до размера чужих органов мне - я написал выше, как до чего.
И вам должно быть так же - если вы цените состояние внутренней, то есть истинной свободы.
Как потерять себя, а потом снова найти?
Вот он, парадокс.
Как узнать, кто ты есть, чем отличаешься от других, не вступая в общение, не сравнивая себя с другими?
Какой смысл сравнивать себя с другими, если единственный, кто имеет право выносить вердикт самоидентичности - ты сам?
Тем более, что сравнение себя с другими предполагает примерку чужих одежек. И хочется ведь самую лучшую одежонку примерить - "лидерскую"! А примерив, хочется:
"Вань, посмотри какая маечка! Вань, я такую же хочу!"
Что с этим делать и что в этом не так - в стремлении приобрести самую лучшую "маечку"?
Это знали еще древние:
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру. И какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается весь мир» (Б.-г., 3.21)
Вы хотите быть как все?
- - "Нет! Я хочу быть лучше всех, хочу быть как "Лидер мнений"! Который лидер потому, что привлекателен для "всех", то есть ничем от "всех" не отличается".
* * *
Эта проблема не имеет рационального решения, что не означает, что она неразрешима.
Внутренние проблемы, не исключая и проблему самоидентификации, разрешаются исключительно самим человеком, но без помощи другого человека они также неразрешимы.
Опять парадокс?
Конечно, как и обещал.
==========================================
Приглашаю вас в свою группу ВК. На комментарии отвечаю.
==========================================