Найти тему
Живопись

Дело о почти неизвестном шедевре Боттичелли

— Эта картина — сплошная загадка. Художник не оставил ни одной улики, способной разъяснить её сюжет. Объяснить причину, по которой плачет её главная и единственная героиня.

Мы с Вами не видим лица́ этой женщины. Просторные одеяния античного толка не позволяют определить ни её возраст, ни общественное положение. Окружающая архитектура — безлика, пространство — пусто и лишено каких-либо внятных деталей, повсюду — сплошной монохром, за который не в силах цепляться зрительский взгляд... В довершение всего, у входной двери отсутствует ручка. Как символ безысходности и невозможности вернуться назад... Символ изгнания.

Выходит, художник просто оставил свою героиню наедине с собственным горем? А нас, своих зрителей — наедине с предположениями и догадками, где каждая новая будет не лучше, но и не хуже предшествующей?

Но зачем?!

Я долго ломал себе голову, Холмс, но в конце концов нашёл единственно возможный ответ. Замысел мастера изящен и прост, как всё гениальное. «Отверженная» кисти Боттичелли — не персона, а символ! Она — метафора разрушенной и преданной любви. Универсальный посыл, воплощённый в одном-единственном образе. Понимаете, коллега? Лишая свою героиню индивидуальности, великий мастер обращается к личному жизненному опыту каждого зрителя. Невзирая на пол, возраст, характер, мировоззрение. Позволяет раскрыть свою душу и остаться наедине с собственными размышлениями. Ведь одни из нас узнают в плачущей женщине брошенную супругу. Другие — безутешную вдову, выброшенную кредиторами из собственного дома. Третьи — юную девушку, опозорившую свою семью, необдуманно согласившуюся на то, о чём ныне горько жалеет... А четвёртые вспомнят, как в юности спешили уйти из отчего дома. Отправились в путь навстречу судьбе, забывая тех, кто растил и заботился, кто, быть может, любит и ждёт до сих пор...

Сандро Боттичелли, «Отверженная», 1495, темпера, дерево, коллекция кардинала Ладзаро Паллавичини, Рим, Италия
Сандро Боттичелли, «Отверженная», 1495, темпера, дерево, коллекция кардинала Ладзаро Паллавичини, Рим, Италия

Вы просили меня рассказать, что я думаю о загадке картины великого Боттичелли, коллега? Так вот Вам мой вывод.

— Блестяще, мой друг. Нет, в самом деле, блестяще! Вы совершенно не правы, все Ваши выводы ложны, но Ваша история тянет на неплохую новеллу. Украсьте подробностями, облеките в форму эссе — и можно публиковать! Право слово, любой популярный ресурс разместит не задумываясь.

— Ну, знаете, Холмс, это уж слишком! Да, я могу ошибаться, но это не повод для шуток подобного сорта! Вам прекрасно известно: я не падок на популярность, а наши с Вами приключения документирую вовсе не прибыли ради!

— Я не шучу. Вы провели прекрасный анализ, за который я искренне Вам благодарен. Проблема лишь в том, что он — искусствоведческий. И актуален для Викторианской эпохи. Для нашего с Вами столетия под номером девятнадцать.
Поймите, коллега: Боттичелли не мыслил так же как Вы или я. Множество символов, атрибутирующих явление или предмета — изобретение живописцев нашей эпохи. Концепция открытого сюжета полотна, приглашающего аудиторию пофантазировать и порефлексировать, была неизвестна творцам Возрождения.
Мастера Ренессанса мыслили образнее, но «проще». И не искали возможностей расширить свою аудиторию, стать ближе и понятнее всем вокруг. Их картины — послания образованной аристократии. Тем, кто умеет считывать античные и библейские смыслы. И вот уже там, «в глубине» мифологии с теологией, таятся ответы на все вопросы.

— По-прежнему полагаю свои выводы верными. Не вижу причины...

Сандро Боттичелли, «Отверженная», 1495, фрагмент
Сандро Боттичелли, «Отверженная», 1495, фрагмент
— ... Вы видите бороду?

— П-п-простите, что-что я должен увидеть???

— Бороду, милый мой Ватсон. Вглядитесь. А вместе с Вами недурно б вглядеться и всем современным искусствоведам. Благо она (борода), пусть и самую малость, но отличается тоном от шевелюры героя картины.

— Э-м-м... Уж не хотите ли Вы сказать...

— ... что название картины — ошибка. Давняя и весьма непростительная ошибка экспертов-искусствоведов, придумавших её. Ведь у этого произведения нет собственного имени, данного ему, так сказать, «при рождении» автором. А господ профессионалов (как, собственно, и Вас, милый мой Ватсон) ввели в заблуждение стройное телосложение, мягкие контуры и нежные тона. Что, между прочим, весьма и весьма типично для авторской манеры сэра Боттичелли. В ней он изображал что мужчин, что женщин.

— Вы разыгрываете меня, Холмс! Признайтесь. Ведь нет совершенно никаких доказательств того, что волосы персонажа картины, находящиеся ниже запястья его правой руки, это борода!

— Есть, дорогой коллега. Но не на этой картине.

— А где же?!

— К слову: так называемая «La derеlitta» — это не совсем картина.

— О Боже мой, Холмс! Ваша шутка заходит слишком далеко.

Артемизия Джентилески, «Есфирь и Артаксеркс», между 1628 и 1635, холст, масло, 208,3 х 273,7 см, Музей искусств Метрополитен
Артемизия Джентилески, «Есфирь и Артаксеркс», между 1628 и 1635, холст, масло, 208,3 х 273,7 см, Музей искусств Метрополитен
Сандро Боттичелли. «Эсфирь у ворот дворца», между 1470 и 1475, дерево, темпера, 48,4 × 43,2 × 3,2 см, Национальная галерея Канады
Сандро Боттичелли. «Эсфирь у ворот дворца», между 1470 и 1475, дерево, темпера, 48,4 × 43,2 × 3,2 см, Национальная галерея Канады
— Я вполне серьёзен. Это не картина, а деревянная панель. Когда-то она была частью стенки огромного сундука, предназначенного для хранения белья. На таких гигантских сундуках можно было даже спать. Пока Вы, мой друг, упражнялись в эпистолярном жанре, стремясь как можно живописнее оформить свои выводы по итогам расследования сюжета, я наводил справки в музеях западной и южной Европы. И обнаружил нечто замечательное... Минутку, коллега, трубка погасла...Вот так-то лучше. Итак, продолжаем.
Проанализировав сохранившиеся росписи части стенок и крышки сундука, я отбросил последние сомнения. Все они были написаны одним мастером и представляли собою часть единой композиции, посвящённой библейской притче о Мардохее. Согласно легенде, этот достойный джентльмен, пленённый персами, стал воспитателем и наставником Эсфири, будущей царицы Персидской империи. Однажды, дабы наказать Мардохея, а заодно и всех иудеев, царский приближенный по имени Аман решился на ужасное злодеяние. Его план состоял в том, чтобы погубить всех евреев от мала до велика, что жили на территории империи. Но Эсфирь, ставшая к тому времени царицей, вняла мольбам своего старого учителя и вступилась за несчастных перед своим августейшим супругом. В итоге Аман отправился на свидание с палачом, а Мардохей занял его место подле царского трона.
Так вот, дорогой Ватсон: ниже Вы можете видеть эпизод росписи упомянутого выше сундука, посвященный триумфальному въезду Мардохея во дворец Артаксеркса. Узнаёте эти густые, пышные волосы и эту характерную бороду? А мягкие, лёгкие, немного женственные очертания фигуры? Теперь сопоставьте их с теми же элементами облика героя картины «La derеlitta». И Вы убедитесь в моей правоте.
Сандро Боттичелли. «Триумф Мардохея», между 1470 и 1475, дерево, темпера
Сандро Боттичелли. «Триумф Мардохея», между 1470 и 1475, дерево, темпера

- Невероятно... Нужно немедленно оповестить полицию! И прессу! И директораты музеев! Ах да, и держатели каталогов будут в шоке!

— Зачем?

— Что значит: «Зачем», Холмс! Вы только что привели убедительные аргументы в пользу ошибочности названия картины Боттичелли! Одной из последних картин в его жизни! Все воспринимают её как своего рода реквием художника по самому себе, как нечто загадочное и глубоко символичное, а выясняется что это всего лишь декоративное произведение, имеющее ясного героя и сюжет!

— Милый Ватсон, пожалейте музейных работников. Подумайте о добром имени экспертов, сделавших его на исследовании этого полотна. Вспомните о том, что эта картина давно уже живет собственной жизнью и обросла красивейшими историями и мифами. Один такой миф Вы даже лично сочинили, а затем изложили мне пятью минутами ранее. Неужели наше с Вами личное расследование должно закончиться для десятков или даже сотен людей неприятностями и хлопотами?
Давайте оставим всё есть. Тем более что теперь наши читатели знают правду о загадке «Отверженной». Не забывайте: именно они — непосредственные клиенты нашего детективного агентства. Надеюсь, им будет приятно. А нас с Вами ждут новые, не менее интересные расследования. На наш век загадок хватит, будьте уверены.

Автор: Лёля Городная

Вы прочли статью — спасибо. Подписывайтесь на канал. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель.