Найти тему
Функция Архитектура

Искусство. Рынок.

Объект: Павильон Латвии на 18-й Международной Архитектурной Венецианской Биеннале
Автор: Ernests Cerbulis
География: Venice, Italy
Время: 2023

Весьма интересная инсталляция латвийского художника. Произведения = продукты. Продукты = симулякры. Симулякр - понятие введенное в современную культуру французскими философами Ботайем, Делезом, Бодрийяром. Симулякр - копия несуществующего объекта. Если художественный образ в классическом искусстве строится на мемесисе (подобии) реально существующего объекта, преломленного сознанием художника, а затем преломленного сознанием пользователя, то симулякр строится на подобии несуществующему. Три выше представленных господина внесли огромный вклад в развитии таких терминов как "виртуальность" и "карта сознания". Латвийский художник создал свою работу на основе этих философских идей. На мой взгляд он говорит нам о том что "обложка давно заменила нам содержание". Если вчитаться в заголовки прилавков, в названия и описания продуктов - они содержат иногда очень интересные мета-послания, не только о продуктах, но и искусстве и архитектуре.

Думается, что изменения в маркетинге назрели уже давно, но никто как-будто не обращает на это внимания. Учебники, релизы, лекции по прежнему пестрят некими "потребителями", которые в рамках концепции "разумного потребления" уже давно стали "пользователями". Бесспорно, в немногих случаях человек остается потребителем - продуктов, ресурсов, энергии. Вот были яблоки, и их не стало, после того как мы их "потребили". Но когда этот термин используется в области искусства, мебели, материала, (вздох) архитектуры... Как бы я не старался - ну никак не смог "потребить" ни одного стула, здания или картины. Книги, цвета на стене, мягкий хлопок футболки тоже так и остаются "неупотребленными" после использования или прочтения.

Также ныне остывшая Котлеровская концепция говорила о некой "целевой аудитории". И все маркетологи, пиарщики каждый раз интересуются "кто же ваша целевая аудитория?". В то время, как концепция целевой аудитории предполагает взаимоотношения ментор->толпа (пастырь->стадо), диктат неоспоримых условий, информация спускается сверху вниз и "употребляется" без остатка, как божественная истина. Это не работает нигде ни в искусстве, ни в рекламе, даже в СМИ это не работает. Целевая аудитория превратилась в социальную общность, которая предполагает равноправные отношения между всеми участниками коммуникации\обмена. Зритель равно прав как и художник. Часто применяется слово "комьюнити", но на мой взгляд больше подходит другое слово, часто имеющее религиозный оттенок, но к религии по факту не относящееся. В случае рынка архитектуры, искусства и дизайна социальные единицы будут скорее адептами. Адепты - люди разделяющие веру, понимание, эстетику, вкус. Во французском языке, например, так и скажут про человека, которому нравится стиль минимализм или синий цвет - "он адепт мнимализма\\синих цветов".

Все маркетинговые и пиар ходы давно известны и повторяются от ментора к ментору. Когда все знают и понимают как это работает - "чудо" невозможно. Обычными методами не создать необычного. Стандартный метод не раскрывает деталей, не позволяет раскрыться создателю в полной мере и не дает рынку новый продукт. В нашем случае Стандарт, как гигантский ксерокс множит симулякры.

Ваша Функция Архитектура.
Адепты Архитектуры.