Наверняка многие, кто сидит в интернете, натыкались на эмодзи (смайлик) "👺" изображающий страшную маску неизвестного русскому человеку существа с красной кожей и длинным носом, но мало кто знает, что это изображение происходит из древнего искусства японского театра Но (записывается иероглифом 能 означающим талант или умение) или Ногаку (тот же иероглиф + 楽, означающий развлечение и музыку). В этой статье я попытаюсь рассказать об этом культурном феномене.
Начнём с историй возникновения, которых две: мифологическая и историческая. Согласно первой, когда-то, неподалёку от храма Мива, был найден сосуд, в котором находился ребёнок, в то время как императору Японской Империи приснился сон, в котором ему явился Цинь Шихуанди (технически первый император Китая) и рассказал, что вернётся в этот мир в облике ребёнка. Мальчику дали имя Хата-но Кавакацу (первое означает принадлежность к клану Хата). Юнец довольно быстро учился и вскоре, по просьбе принца Сётоку придумал кагура (синтоистские ритуальные танцы, слово буквально означает "развлечение данное богами"), которые и стали прообразом театра Но, после чего уплыл на лодке в море и вернулся уже духом или богом (в оригинальной легенде не уточняется). Принц Сётоку построил в честь него храм, в котором помолился о помощи в победе над Мононобэ-но Морией, который был против того (настолько, что дошло до вооружённых конфликтов), чтобы принц прививал в Японии буддизм. Однако, согласно историкам, никакого мальчика в банке не существовало, а театр с масками придуман скучавшими отцом и сыном из уже существовавших в то время примитивных театров Сангаку и Саругаку.
С историей разобрались, пора приступить к главному аспекту театра -- маскам, которые изображают определённые типажи персонажей и существ. Так, например, описанное в начале статьи краснокожее чудовище является тенгу -- получеловеком-полувороном охраняющим леса и горы, и в которого реинкарнируют человек не грешивший, чтобы попасть в ад, но слишком горделивый, чтобы попасть в рай.
Но не чудовищами едиными, в театре Но очень много персонажей людей, а в некоторых историях даже демон или злой дух оказывается жертвой плохого отношения. В этом театре в основном изображаются мифические сцены или героические подвиги каких-нибудь известных японских полководцев. Также, некоторые маски пришли из других театров, например, маска Хёттоко (дословно "огненный мужчина"), которая изображает комического персонажа, которого максимально точно описывает словосочетание "деревенский дурачок"
В завершение хочется сказать, что сами актёры этого театра говорят, что надевая маску они дают их персонажам как будто "вселяться" в них, что помогает прочувствовать роль и сыграть её лучше.
Благодарю за внимание, и извиняюсь за то, что мой стиль ещё не сформирован, а потому не очень хорош.