Бандит / Проходимец / Le Voyou. Франция-Италия, 1970. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Даниэль Делорм, Шарль Жерар, Кристин Лелуш, Ив Робер, Жюдит Магр, Альдо Маччоне, Амиду, Жак Дониоль-Валькроз, Шарль Деннер, Саша Дистель и др. Кинопрокат во Франции: с 20 ноября 1970 (2,4 млн. зрителей).
Ироничный триллер Клода Лелуша с трудно переводимым на русский язык названием “Le Voyou” («Бандит», «Негодяй», «Проходимец») рассказывает историю обаятельного преступника (Жан-Луи Трентиньян), «по-швейцарски» тщательно рассчитывающего все свои криминальные дела…
Действие здесь закручено лихо и непредсказуемо, без провисаний и «передышек». Всё происходящее на экране напоминает опасную, но веселую игру, в значительной степени - пародийную. Картина снята с операторским и монтажным шиком, персонаж Жана-Луи Трентиньяна (1930-2022), конечно, мгновенно завоевывает симпатии зрителей. И именно по этой причине этот фильм был не куплен для советского кинопроката…
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Клод Лелуш: по волнам моей памяти», продолжение следует).
Смик, смак, смок / Smic, Smac, Smoc. Франция, 1971. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Пьер Уиттерхувен. Актеры: Катрин Аллегре, Амиду, Шарль Жерар, Жан Коломб, Френсис Лей, Пьер Уйттерхувен, Клод Пиното, Клод Лелуш и др. Кинопрокат во Франции: с 1971 (0,3 млн. зрителей).
Рабочие верфи и друзья Шарло, Жанно и Робер называют друг друга Смик, Смак и Смок. Однажды они решают отправиться отдохнуть в Сен-Тропе на украденном ими роскошном авто…
В эту вроде бы вполне комедийную криминальную историю (снятую им всего за восемь дней!) Клод Лелуш добавляет политическую ноту, напоминающую о парижском бунте мая 1968 года, когда один из персонажей произносит почти большевицкую речь: «Когда наступит Большая ночь - или революция - и вас, богачей, будет судить пролетариат, я буду свидетельствовать в вашу пользу, если вы будете уступчивы; в противном случае вы будете осуждены!».
На мой взгляд, комедия получилась в целом незамысловатой, без присущего многим фильмам Клода Лелуша шарма, и смотреть ее сегодня захотят, наверное, немногие зрители. Впрочем, во французском кинопрокате 1971 года она тоже прошла без какого-то заметного успеха…
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Клод Лелуш: по волнам моей памяти», продолжение следует).