Эссе о применении различных направлений психотерапии
в лечении Зависимости (алкоголизм наркомания)
Многие психологи и психотерапевты, которые пытаются работать с Зависимыми индивидуально или ведут группы, начинают слушать Пациента. Что из того получается в итоге - Зависимый начинает маскироваться под просто несчастного человека. Психотерапевт что хочет услышать? К примеру, до него психотерапевт прослушал несколько истеричек, несколько депрессивных... Зависимый не может вести себя как истеричка? Может… и получается в процессе имитация какой-то модной истерии, модного слива.
Чтобы реально что-то изменить в пациенте нужно до него достучаться. А договориться с ним, что ты говори, что думаешь, а я буду слушать – так не работает. Нужно научиться из него информацию вытаскивать. И вытаскивать это с помощью вопросов. Именно поэтому психоанализ здесь не подходит. Главный инструмент в психоанализе, это слушание и своевременная расшифровка. В идеале психоаналитик не задаёт вопросов и не спрашивает. Он слушает и комментирует. Когда он сопротивление удачно проинтерпретировал, тогда сразу получил новый материал. К примеру, пациент сразу стал спорить, и там, дальше нужно пойти по этому спору, получилась бы сессия очень по психологическим меркам продуктивная. Работая с Зависимыми мы не можем анализировать их трансфер. Мы не можем опираться на этот трансфер, мы не можем заниматься слушанием. Психоанализ это археология, а КПТ - это «пиратский» метод, это как собиратели металла. Настоящие КПТэшники очень близки к психиатрам, они сразу лезут в диагноз. Потому что они используют знания психопатологии. Психоаналитик использует знания психоаналитической психологии, а КПТэшник использует знания психиатрии. Смотрит на истеричку, такие-то паттерны - все будем сейчас их «полоскать». Главный инструмент в КПТ, это сократический диалог, это управляемые вопросы. И, в общем, то они ближе всего подходят для работы с Зависимыми потому, что работая с Зависимыми, я ещё раз повторю, мы не можем анализировать их трансфер.
Как правильно сделать диалог с Зависимым? Одно из первых технических правил, это отказаться от связи между вопросами. То есть необходимо допустить, что вы вообще понятия не имеете, и вам сложно это будет угадать. Ваши вопросы должны быть предельно точными, остроумными, должны использоваться метафоры, то же самое, что свободноплавающее внимание и отсутствие гипотез. Потом вы должны не достучаться до сути объекта, а важно человека заставить думать. На самом деле моделируем не допрос, не следствие, и не археологию. И возможно даже не узнаем ничего, но мышление пациента должно стать в какой-то степени красиво, оно должно иметь ткани логики в процессе вашего вопроса. Поэтому и начинать нужно с закрытых вопросов. То есть вопросы должны пониматься пациентом. Они должны быть достаточно энергичны. Психотерапевт не должен молчать, в процессе сократического диалога вообще замолкать нельзя. Если сложно, то можно задать вопрос, на который надо будет долго отвечать. То есть это смесь, это индуктивная психодинамическая терапия. Заменяем технику свободных ассоциаций, на технику сократического диалога, а остальное всё оставляем из психоанализа. Ставим перед пациентом задачу, которая вызывают у него сопротивление. И дальше с сопротивлением работаем. Мы не можем удовлетвориться его ответом, мы должны давать ему сложные конструкции. Это рутина. И еще, когда мы делаем интерпретацию, мы автоматически вязнем. То есть мы закрываем себе другие пути. Интерпретация это всегда ошибка, мы должны его так обратить, что пациент скажет, слушай, ты угадала. От рассказа пациенту, как ему нужно правильно двигаться необходимо отказаться, надо идти в сам процесс перестройки его мышления. Самый простой способ это конечно вопросы. Даже когда мы воспитываем ребенка, мы стараемся, чтобы ребёнок всё понял сам. Тогда будет идеально. Примером может служить техника АВС схема в КПТ. На самом деле, заниматься терапией Зависимого - это очень больно и для психотерапевта и для пациента. Оптимально, по индивидуальной терапии Зависимого можно еще добавить терапию как для социопата, похоже на своеобразное воспитание. Одновременно использовать поддерживающую психотерапию или психотерапию ориентированную на комплаенс. Мы профессионально подлизываемся к пациенту, чтобы у человека была привязанность. В процессе будет немного переноса. У большинства Зависимых есть невротические части (невротические куски), которые порождают перенос. Можно эффективно на это привязать пациента. У пациента надо создать ощущения, что кому-то на него не все равно. Это ощущение очень важное, и это рождает некоторые изменения и пациент будет терпеть его и терапию.
Терапия Зависимого это не линейный процесс… очень сложный, рутинный но жутко интересный...
Автор: Халилова Марина Дмитриевна
Психолог, Клинический психолог Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru