Размышления о фильме «Отклонение» (“The Swerve”, directed by Dean Kapsalis, 2019).
Драматическая история, медленно переходящая в триллер с трагичным финалом. Прекрасно созданная атмосфера. Полное проникновение в депрессивное состояние главного персонажа, идущего шаг за шагом по пути своего отчаяния, которое медленно сводит с ума, и настолько эффективно, что у персонажа возникает абсолютная ассоциация себя с мёртвой мышью. Но если мышь мертва, то почему...
Интересно, что у сценариста и режиссёра Дина Капсалиса в фильмографии почти ничего нет, можно сказать, вообще ничего, и вдруг он выходит с таким весьма глубоким, эмоционально мощным фильмом, который задевает за живое, оставляет множество мыслей, и они не отпускают долгие часы. Прекрасная драма. Я восхищён. Чтобы сделать такой фильм как «Отклонение», не имея серьёзного опыта, нужен огромный стимул, нечто очень сильное. Это самый настоящий крик души. В финале титров заметил посвящение: For Alex and Maria. Видимо, какая-то семейная пара, или влюблённая пара. Живы они или умерли, мне не ведомо. Может, их судьба вдохновила автора фильма? Может, это и стало тем самым мощным стимулом? Так или иначе, но спасибо за фильм. Поставлю его на полку среди лучших драматических триллеров.
История такая:
Семья. Рутина. Жизнь без прекрас. Тоска. Каждый день похож на предыдущий. Замкнутое колесо, которое угнетает и выбраться невозможно. Холли, мать двух почти уже взрослых мальчиков. Ей нет и сорока, но выглядит, словно больше пятидесяти. Муж по имени Роб выглядит молодо и бодро, старается проявлять любовь к жене, но кажется, что его слова пусты, и он действует больше по привычке, смазывает словами мир комфорта, чтобы он не треснул.
Старшего сына зовут Бен, он требователен и жесток, как все подростки, которые излишне интересуются спортом, и ему наплевать на интересы матери. Младшего сына зовут Ли, у него лишний вес, и ему не хочется ничего делать, кроме как кушать и лежать, играя в игры или смотря TV, ему тоже мама мало интересна, обращает на неё внимание лишь когда приходит на кухню.
В свободное от семьи время Холли работает учительницей, преподаёт тайны литературы скучающим студентам. Роб планирует сделать карьеру в местном супермаркете, вероятно, его повысят до менеджера. Холли регулярно принимает антидепрессанты и снотворное, от чего у неё появляются кошмары и путается сознание. Иногда она не может ясно выразить мысль.
По характеру Холли неприметная, готова на согласие, если кто-то проявит давление, подчиняется каждому, даже детям, если они чуть повысят голос. Есть у Холли одна страсть, точнее, умение, талант - готовить еду. За время фильма она испечёт два яблочных пирога и один торт.
Кризис начался с того, что Холли увидела на кухне мышь. Она пряталась за мусорным ведром. Обнаружение было случайное. Впрочем, если лишний гость в доме, то рано или поздно хозяева его увидят. Наличие мыши в доме стало негативно отражаться на Холли, ещё и потому, что Робу этот вопрос мало интересен, а с мальчиками у неё нет контакта, чтобы вооружить на борьбу с грызунами. Борьба с мышью стала причиной для обострения всех чувств. Холли вдруг поняла, что она чужая в родном доме, что она напрасно тратила свою жизнь на мужа, на детей. И это стало ввергать её в депрессию. Осознание бездарно прожитой жизни угнетает сильнее, чем что-либо ещё.
Казалось бы, миллионы людей вступают в схватку с грызунами, и вроде как их чувства не обостряются, обнажая все пороки земной жизни, но для Холли это было последней каплей в чашу того отчаяния, что копилось с юных лет. Она считала себя достойной лучшей жизни, но обстоятельства (конфликт с младшей сестрой, конфликт с бабушкой, с мамой) вставали против неё, показывая, что её уровень ничтожен и она никогда не поднимется, не получит одобрения, не услышит слов радости. Искренних слов радости. Две предыдущие капли в чашу отчаяния - были реакция на яблочный пирог, испечённый специально для младшей сестры, когда вся семья собралась на встречу.
И реакция на торт для мужа. И сестра, и муж отвергли её творения, будто это какой-то мусор. В итоге - докапало до того, что чаша переполнилась, и Холли сорвалась. Полетела в бездну. Ускорило падение раскрытие измены мужа. Как оказалось, Роб частенько развлекался с продавщицами на складе магазина. И второе, но это уже был как жест крайнего отчаяния, попытки перевернуть себя из тьмы к свету, обрести крылья, получить вдохновение к жизни, вкусить её прелестей, это сексуальный контакт с одним из студентов. Не удалось.
Однажды утром Холли проснулась и увидела мёртвую мышь, лежащую в спальне. Яд подействовал. Мышь умерла. Аллюзия к тому, что жизнь умерла. Её жизнь умерла. Жизнь Холли. А потому, Холли изготавливает яблочный пирог. Одним из ингредиентов стал крысиный яд, коим она щедро сдобрила яблоки, а потом запекла всё это в своей чудесной духовой печи. Написала прощальное письмо мужу, и села за стол, дабы изящно покушать.
Да, покушала, только план у неё исполнился не так, как хотела, более жёстко, кроваво, с болью и вселенским отчаянием. Финальная часть прошла на самой высокой эмоциональной ноте. Хвала режиссёру. Хвала композитору. Аплодисменты.
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей