Найти тему
Рок на БиС

Советский хард-рок. Часть 28. Кавказский колорит. Армения. От 1+2 до Аспарез

История зарождения и развития тяжелого рока в Армении во многом схожа с тем, что наблюдалось в советском Азербайджане. Во второй половине 60-х — начале 70-х годах Ереван по праву считался одним из самых «роковопродвинутых» городов СССР. Там существовало множество очень неплохих бит- и рок-н-ролльных команд (преимущественно в ВУЗах), регулярно проходили разнообразные «рок-мероприятия», в которых участвовали не только местные группы, но и гости со всего Союза. Наиболее известными среди них были фестивали, проходившие на рубеже упомянутых десятилетий в Ереванском дворце спорта Динамо, и большие концерты на столичном велотреке, в том числе с участием иностранных рокеров. Армянские музыканты еще в конце 60-х начали петь на родном языке, а в 70-х уже брались за «большие формы» и самые серьезные темы (в этом плане можно вспомнить Артура Месчяна и его группу Аракялнер, записавшие ставший культовым в Армении магнитоальбом «Реквием» — но он не был хард-роковым и потому оставим его для другого раза). Самое любопытное, что в 60-х рок-музыканты в республике пользовались полной поддержкой со стороны властей, свободно выступали и даже попадали на радио и телевидение. Как занятный пример выложим снятый в Армении в 1969 году небольшой фильм с участием группы Мечтатели, пусть и не имевшей отношения к харду: 

Ютуб-канал Grayr Kotoyan

(Нам почему-то показалось, что и сам фильм, и музыка ансамбля чем-то схожи с тем, что в то же время снимали в Венгрии. Интересно, было ли в СССР в то время что-то подобное, исключая Прибалтику и известные съемки Поющих Гитар на ленинградском телевидении...)

Начинался армянский «тяжеляк», как, видимо, и почти везде, с исполнения каверов признанных авторитетов жанра. Наиболее преуспела в этом плане, как считается, группа 1+2 во главе с гитаристом/вокалистом Борисом Андреасяном. К сожалению, эта команда не оставила после себя записей (во всяком случае автору не удалось их отыскать, если кто поможет — будем признательны). Но о ее звучании может дать некоторое  представление более позднее исполнение Андреасяном классики раннего харда — номера британцев Cream «Crossroads»:

Ютуб-канал akiles198

Однако серьезного развития тяжелый рок в Армении на том этапе не получил. Более того, с середины 70-х началось постепенное затухание в республике всего рок-движения. На первый план выходили «идеологически нейтральный» джаз, этническая музыка и «чистая» эстрада. Большинство рок-групп прекратили свое существование, кто-то из их участников уехал, кто-то бросил музыку. Некоторые самодеятельные рокеры перешли в профессионалы, но играли теперь не рок и, тем более, не тяжелый. В этом плане (раз уж мы начали делать некоторые отступления) многим будет интересным посмотреть маленький сюжет с участием того же Андреасяна, записанный в 1975 году: 

"Nazan yar" / by Larisa Dolina & Boris Andreasyan - on guitar (1975)

Всплеск интереса к тяжелому року в республике, как и почти по всему Союзу, пришелся на вторую половину 80-х. Почти одновременно в Армении появляется несколько десятков «металлических» команд очень приличного уровня, как любительских, так и профессиональных. Многие из них удачно «вплетали» в хэви народные армянские мотивы, как, например, группа Востан Айоц (Vostan Hayots): 

Ютуб-канал Vostan Hayots || Ոստան Հայոց

Другие, как Сома, известная также как Noro Faraday & Soma, взяли курс на максимальное утяжеление звучания: 

Ютуб-канал VoskiArdziv

Третьи, как, в частности, ереванский  Эллипс, делали упор на модную тогда социально-политическую и «национально-патриотическую» тематику: 

Ютуб-канал Рок Энциклопедия

Вместе с тем, признанным лидером армянской «тяжелой промышленности» позднесоветского периода по праву считалась группа Аспарез,

Фото группы Аспарез. Источник изображения metal-archives.com
Фото группы Аспарез. Источник изображения metal-archives.com

исполнявшая пусть не слишком оригинальный, но весьма качественный хард-н-хэви и добившаяся успеха не только в родной республике, но и за ее пределами. Команда была создана в Ереване еще в 1982 году и к середине десятилетия прочно заняла место главного «тяжелого» коллектива в Армении. Кстати, «аспарез» — это старинная армянская мера расстояния, что-то типа нашей версты. В состав группы в разное время входили ведущие рокеры республики —  гитаристы Армен Тороян, Виталий Демурчян и Юрий Маилян, клавишники Артур Митинян и Каран Цатурян, вокалисты Гарик Мартиросян и Жан Андреасян, барабанщик Давид Огаджанян и басист Гагик Тороян. Первоначально в репертуар ансамбля входили только песни на армянском языке: 

Ютуб-канал Группы СССР

Однако после того, как Аспарез начал выступать за пределами Армении, в трек-листе группы появились композиции на русском: 

Ютуб-канал Рок Энциклопедия

а чуть позже и на и английском языках: 

Ютуб-канал Группы СССР

Впрочем, свой первый и последний альбом на фирме «Мелодия», получивший название «Анафема», музыканты в 1988 году записали на родном языке (хотя планировались и «иноязычные» варианты). Считается, что первым Аспарез за пределы Армении вывез Гуннар Грапс, познакомившийся с ребятами во время гастролей его Магнетик Бэнда в Ереване. Так это или нет, сейчас сказать трудно, но во всяком случае на фестивале «Хэви-Суви» (Тяжелое лето) в Таллине в 1987 году армянские гости выступали. Также, как и на известной «Рок-Панораме-89» в Москве, где автор заметки имел удовольствие их видеть и слышать. Как и многие другие «тяжелые» группы в Союзе Аспарез не пережил лихих времен начала 90-х. Из его бывших участников на «постсоветском рок-пространстве» не затерялись, пожалуй двое. Клавишник с консерваторский образованием Артур Митинян «отпочковался» от родного коллектива еще в 1987 году и создал группу Айас (Ayas), успешно сплавлявшую самый тяжелый металл с армянской духовной музыкой: 

Ютуб-канал Рок Энциклопедия

В середине 90-х после распада группы он перебрался в Россию, успешно занимался музыкальным бизнесом, писал музыку к рок-балетам и рок-операм, а уже в конце 2010-х вернулся на родину и возродил Айас. Гитарист Юрий Маилян тоже  переехал в 90-х в Москву, взял творческий псевдоним Мэй Лиан и работал затем,  как в студии, так и на сцене, с очень многими российскими и зарубежными звездами, создал собственную школу игры на электрогитаре и стал в конце-концов признанным корифеем гитарной музыки мирового уровня. Одной из его композиций мы и завершим эту заметку: 

Ютуб-канал May Lian

Автор статьи - МЮ

Предыдущие материалы по теме:

Советский хард-рок | Рок на БиС | Дзен

Наш медиа-партнер Радио "Выход"

Логотип Радио "Выход"
Логотип Радио "Выход"
радиоВЫХОД

Радио "Выход" приглашает:

Афиша мероприятия
Афиша мероприятия

Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике:

Поэзия подката
Ушастый аналитик