В наши дни мир захлестнула настоящая котомания. Люди будто бы вернулись во времена Древнего Египта, вновь начав поклоняться котикам. У многих людей они живут дома, и почти у каждого хозяина так или иначе есть несколько фото любимых ушастиков в телефоне. У некоторых есть целые альбомы со своими питомцами.
Только вот люди и не подозревают, что любовь к фотографированию братьев наших меньших - не какое-то новомодное веяние, а давно известный феномен. Так, американский фотограф Гарри Уиттер Фрис стал известен именно благодаря этому, только вот его вклад в искусство очень неоднозначен, ведь одни люди считают его гением, а другие садистом и живодером.
Но кем же он был на самом деле и почему его имя известно многим художникам современности? Давайте разбираться вместе.
Гарри Родился в Пенсильвании в 1879 году, и первые его почти 30 лет жизни ничем не выделялись. Однако потом случилось странное происшествие: на котенка упала... шляпка, что вызвало умиление мужчины, поэтому он сфотографировал забавное животное, а потом продал этот снимок.
К его удивлению, производитель открыток нашел это животное очень милым, поэтому и заказал у Гарри побольше таких "животных" фотографий с элементами антропоморфизма. Проще говоря - ведущих себя, как простые люди.
Тут художнику и пришла в голову идея одеть животных, чтобы те выглядели мило и очень повседневно. Сначала это были простые чепчики, а потом в ход пошли платья и сюртуки. Причем сшитые материю художника, которая помогала сыну в любых начинаниях.
Так Гарри стал известен, как фотограф животных. Он очень хорошо изображал простые повседневные сцены нашей жизни: рыбалку, стирку, готовку обеда. Только вот его моделями становились животные.
Изначально Гарри работал и с котами, и со свиньями, и с кроликами, и с собаками, но постепенно перешел только на кошек с небольшими фотосессиями собак.
Свой выбор мужчина объяснил очень просто: кроликов сложно поставить в антропоморфное положение - он попросту не может имитировать человека. Свиньи же громко визжат на фотосессиях, чем до ужаса пугают других животных.
Собаки и кошки хоть и капризны, но более податливы. Так, их можно пытаться дрессировать и привлекать их внимание при помощи вкусного угощения или громких звуков, чтобы они смотрели в кадр.
И тут возникает главный вопрос: как животные вообще стоят? На самом деле, все просто: в костюмчиках есть жесткий каркас, которые не позволяет им двигаться. Он буквально фиксирует тех в одной позе, делая процесс съемки удобнее для фотографа.
И это вызвало волну негодования еще в начале 20 века. Ведь животные не могли сказать "нет". Гарри заключал контракты с производителями открыток, издателями детских книг и журналов на съемку "очеловеченных животных", а страдали - четвероногие. Ведь им приходилось подолгу "застывать" в одной позе. Съемки шли долго, животных в кадре было сразу несколько, и они постоянно то зевали, то моргали, то отворачивались. На создание идеального фото могли уходить десятки минут, а то и часы.
И все это время хвостики находились в тисках из платьев, корсетов и проволоки, которая не давала им двигаться. Если знать это, милые фото котяток кажутся уже менее привлекательными.
Более того, для своих работ Гарри брал только котят и щенят не старше трех месяцев. Он одалживал их у соседей и знакомых, а иногда - забирал из зоомагазина. Такое несколько потребительское отношение к животным тоже не всем нравилось.
Сам же фотограф отрицал любые обвинения. Он настаивал: он никогда не бил животных и е выкидывал их после съемок на улицу. Он кормил их и поил, относясь к каждому малышу с уважением. По его словам, сделать хороший кадр, если животное тебя боится, просто невозможно. Поэтому каждую свою четвероногую модель он любил всей душой и сердцем.
И у меня есть ощущение, что это просто разные подходы к гуманизму. Так, для Гарри гуманизм заключался в том, чтобы поить, кормить и не бить животное на съемках. А для других - в том, чтобы не ограничивать движения маленьких котят, в том, чтобы не ставить тех в неудобное положение и попросту не эксплуатировать труд животных.
Однако в те времена понятие гуманизма только зарождалось, поэтому винить Гарри в чем-либо нельзя. Тогда и к детям относились иначе, поэтому назвать мужчину живодером уж точно нельзя, но и святым он не был.
Его век пришелся как раз на изменение отношения общества к животным, поэтому к концу его жизни фотографии подобного рода потеряли актуальность. Это привело к тому, что Гарри умер в бедности, что многие люди посчитали назиданием ему и всем, кто решит также делать деньги на беззащитных котятах.
А что вы думаете об этих фото? Выглядят ли животные на них, по вашему мнению, несчастными?