Найти тему
Провинциальные хроники

Существенных изменений в аттестации учителей не ожидается – снова доказывай, что ты – не верблюд

Сколько было разговоров, просьб и писем в министерство по поводу отмены аттестации учителей, но никто не собирается её отменять. Даже не знаю, как мы, учителя, работали без аттестации на категорию до начала 90-х, когда их, эти категории, ввели.

Не собирали справки, бумажки, не считали баллы. Но зато ценился наш учительский стаж, за который мы через каждые пять лет получали хорошую надбавку. Мы дорожили работой, потому что знали, что в нас верят и нам доверяют.

Всё изменилось в лихие 90-стые – появилась аттестация и категории, оживились чиновники в предвкушении предстоящей процедуры «докажи, что ты не верблюд».

Регионы стали соревноваться друг с другом, изощряясь в аттестационных изобретениях – экзамены по предметам, по психологии и педагогике, научно-методические разработки, открытые уроки, внеклассные мероприятия, ИКУ, видеофрагменты. Кто во что горазд!

Это издевательство над учителями продолжается уже три десятка лет. В последние годы всё свели в большинстве школ к бумажкам и справкам. Но сколько их, этих документиков, заверенных и подписанных, нужно собрать! Какое унижение приходится испытывать учителям, собирая и заверяя справки, чтобы пройти процедуру идентификации.

И ради чего? Каких таких великих благ? За надбавку в тысячу или чуть более рублей? Не говорю о регионах, где эти надбавки выше. Пусть даже эта надбавка будет 10 тысяч.

Почему учитель, который с каждым годом становится более опытным и компетентным, должен доказывать это бумажками и справками. Доказывать то, что у его учеников высокие результаты, что у него есть победители и призёры олимпиад, что у его учеников хорошие результаты ОГЭ и ЕГЭ, что налажены контакты с родителями, что он, учитель, занимается самообразованием – изучает новые методики и проходит курсы повышения квалификации.

Вся работа учителя, все успехи и достижения происходят на глазах администрации. Разве можно справками, за которые дают баллы, измерить труд учителя?

Почему так страшно чиновникам вернуться к прежнему порядку до этих злосчастных 90-стых (1994 год – моя первая аттестация), когда главным критерием опытности и компетентности учителя был стаж, и именно благодаря ему увеличивалась зарплата!
Неужели неясно, что большое количество справок и характеристик – не всегда доказательство профессионализма учителя. Стаж надёжней и справедливей. Но чиновники не сдают позиций – доказывай, учитель, снова, что ты достоин.

-2

Что же там – в новом Порядке аттестации?
В новом Порядке, который действителен с 1 сентября 2023 г. до 31 августа 2029 года, процедуры проведения аттестации на первую и высшую квалификационные категории не претерпели существенных изменений, хотя обещают,
что квалификационные категории, устанавливаемые с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно. Надо думать, что не до 2029 года.
Квалификационные категории, установленные до вступления в силу приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены. Тоже несправедливо, я считаю. А почему бы их не сделать бессрочными?
При наличии первой квалификационной категории срок подачи заявления на высшую квалификационную категорию теперь не ограничен.

Новый порядок в каждом регионе остался, тем не менее, свой – где-то проще, а где-то сложнее. Где-то необходимо собрать только портфолио, а где-то добавить видеофрагмент урока и пройти ИКУ (исследование компетенций учителя).

А об отмене аттестации речи не ведётся. По-видимому, аттестация учителей больше устраивает чиновников, и они никогда не захотят отказаться от неё и прислушаться к мнению учителей и просто здравомыслящих людей.

Всем спасибо, уважаемые читатели! Берегите себя! И до новых встреч на канале!