Как педагогу ДОУ выбрать тему по самообразованию?

500 прочитали

Друзья, привет. Решила затронуть непростую тему в преддверии нового учебного года, поскольку совсем скоро потребность в этой информации возникнет. И хочется, чтобы самообразование стало для вас не лишней нагрузкой, а нормальным рабочим совершенствующим вашу профессиональную компетентность моментом.

Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности - одна из обязанностей педагога дошкольного образовательного учреждения
Непрерывное совершенствование профессиональной компетентности - одна из обязанностей педагога дошкольного образовательного учреждения

Работа над темой по самообразованию только тогда станет не просто выполнением очередной галочки (да что там говорить, огромной невыполнимой галки), когда вы осознаете, зачем вы это делаете. И в первую очередь вы это делаете для того, чтобы преодолеть личные дефициты. Как их определить?

Загляните в итоговую диагностику

Выделите проблемы, с которыми сталкивается ваша группа. Попытайтесь сформулировать причины этих проблем.

Определите, в каком из направлений вашей работы вам не хватает теоретической подготовки и практических навыков.

Загляните в Программу развития вашего учреждения или, как минимум, в годовой план работы

Какие задачи стоят перед детским садом в целом? Можно ли между ними и вашими личными потребностями провести параллель?Попытайтесь их синтезировать. Это оптимизирует вашу нагрузку и позволит работать в одном направлении, не распыляясь на множество. Подробно об этом писала здесь:

Потребности вашей группы в вашем лице, а так же потребности детского сада - это основные моменты, на которые стоит опираться при выборе темы по самообразованию.

Что ещё необходимо учесть педагогу при выборе темы по самообразованию?

  • Особенности вашего опыта работы;

Молодому специалисту подойдёт любая тема, ведь даже при наличии хорошей теоретической базы у него нет практики. Однако не стоит гнаться за освоением супер современных технологий. Первые пару лет тема должна быть приземленной, но при этом значимой с точки зрения современного этапа развития дошкольного образования.

Педагоги с опытом вполне могут осваивать современные образовательные технологии, новые авторские методики и прочее, естественно, не сомнительные и в рамках СанПиН и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  • Ваши личные интересы и потребности, желание развиваться в конкретном направлении;

Меня, например, как учителя естественно-научных дисциплин всегда привлекало именно это направление, и его я изучила вдоль и поперек. Согласовывая тему по самообразованию со старшим воспитателем, в случае необходимости доказывайте ее оправданность, опираясь на аналитические данные и вашу личную потребность и заинтересованность. "То, что идет от сердца, до сердца и доходит". Нельзя заставить человека качественно выполнять какую-то работу, если эта работа ему не по душе. А если по какой-то причине старшего воспитателя тема не очень-то устроила, в его руках поколдовать над ней и сделать так, чтобы были и "волки сыты, и овцы целы". Синтезировать свои запросы и запросы педагога, скорректировать тематику, ни в коем случае не отбивая руки своим "как я сказала". Но, конечно, это касается лишь тех случаев, когда тема педагогом выбрана осознанно, под ней есть основание из выявленных дефицитов, а не просто "я так люблю театрализованную деятельность".

  • Наличие условий и ресурсов;

И это, наверное, самое больное место. Вы можете выбрать очень интересную тематику, но работать будет не с чем. Пару лет назад на курсах, транслирующих информационно-коммуникативные технологии и демонстрирующих слушателям современные технические средства обучения, одна из педагогов, учитель начальных классов (нас не делили по уровням образования), возмущалась, зачем ее сюда отправили, все равно руководство ничего не приобретет. К слову, у нее огромный практический опыт, она руководитель ММО учителей начальных классов. Так вот в их школе, в областном центре, на всю начальную школу одна интерактивная доска, и учителя вынуждены записываться, чтобы попасть в этот кабинет и провести урок. Лицо мое было говорящим, когда я это слушала, но расстраивать еще больше не стала (в нашем дошкольном учреждении на шесть групп три групповые интерактивные доски и одна в кабинете изо. Ну и проектор в музыкальном зале я не считаю). Как-то так.

Вы можете выбрать популярную сейчас алгоритмизацию, изучить разнообразных роботов, но реализовывать будете это, как говорится, на пальцах.

Кстати, у меня есть статья о роботе Botley. Если интересно - переходите по ссылке:

Вообще, работа над темой по самообразованию - штука совсем не простая. Как и с большей частью педагогической документации, готовой унифицированной формы нет. Одни учреждения принимают свою, другие не принимают вовсе. Что туда писать? Как? Давайте разбираться вместе. В следующей статье озвучу основные вопросы, касающиеся работы над темой по самообразованию, а так же постараюсь сформулировать ответы и дать пояснения. Буду очень рада, если оставите свои вопросы в комментариях, постараюсь ответить и на них.

Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить. И не пожалейте лайка к этой статье, буду благодарна. Ваша активность стимулирует.

Продуктивных и лёгких всем будней.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.