Найти тему

Рациональная маска жертвы абьюза

В некоторых случаях люди вынуждены жить с теми, кто их унижает или эксплуатирует. Уйти от такого человека не всегда легко по различным причинам, включая семейные обстоятельства, прошлые травмы или страх перед переменами. В ответ на это, жертвы часто разрабатывают сложные психологические защитные механизмы.

Эти механизмы могут варьироваться от полной подчиненности до выработки характерных черт, схожих с абьюзером. Другие способы включают в себя оправдание поведения абьюзера, самообвинение или даже отрицание факта насилия. Эти защитные стратегии могут быть настолько хитроумными и убедительными, что они начинают казаться неотъемлемой частью личности жертвы.

Однако эти механизмы — лишь временное решение, которое может долгосрочно ослабить способность жертвы справляться с реальностью. Их использование порой основано на глубоко укоренившихся убеждениях или прошлых опытах, которые делают процесс расставания с токсичным человеком особенно трудным.

Подобные защитные механизмы часто вызывают внутренний конфликт между пониманием, что текущая ситуация недопустима, и ощущением, что нет другого выбора, кроме как оставаться в ней. Эта постоянная дилемма может быть истощающей, поэтому механизмы защиты выступают как временный «защитный кокон», помогающий выжить в сложных условиях.

Адаптационные механизмы, включая различные "маски", которые носит жертва, служат инструментами для управления чувствами в отношениях с абьюзером. Эти механизмы часто снижают интенсивность негативных чувств или перенаправляют их таким образом, чтобы сделать жизнь с абьюзером хоть насколько-то терпимой.

Часто такие маски подавляют определенные эмоции, например, гнев на абьюзера, оставляя в силу другие, такие как страх, стыд или вина, особенно если эти чувства могут быть перенаправлены на саму жертву. Этот процесс может быть избирательным; например, гнев может проявляться в отношениях с другими людьми, но подавляться, когда речь идет о самом абьюзере.

Главная цель этой маски — удержать жертву рядом с абьюзером, отрезав её от собственных чувств и потребностей. В этом смысле маска активно препятствует осознанию жертвой собственных эмоциональных переживаний, потому что полное осознание требует действий, на которые жертва может себе не позволить.

Люди, надевшие такую маску, часто делают ряд утверждений, как для себя, так и для окружающих, чтобы поддерживать свою "рациональную" позицию. Среди этих утверждений могут быть:

  • "Кто сказал, что со следующим партнером будет лучше?"
  • "Если вникнуть, он на самом деле не так уж плох."
  • "Да, он иногда пьет, но это не делает его алкоголиком."
  • "Он становится агрессивным только после выпивки, в остальное время — замечательный человек."
  • "Может быть, он изменится со временем."
  • "У него стрессовая работа, отсюда и все его проблемы."
  • "В его 'нормальных' моментах он действительно хороший."
  • "Я достаточно сильный(ая), чтобы с этим справиться."
  • "Мне кажется, я все-таки его люблю."
  • "Без меня он потерян, я не могу его бросить."
  • "И сам(а) я тоже не идеал, кто я такой(ая), чтобы судить?"

Эти утверждения служат кирпичиками в строительстве психологической стены, которая отделяет жертву от полного осознания своей ситуации и возможных путей ее изменения.

По сути, эти "рациональные маски" являются двойственным инструментом. С одной стороны, они служат краткосрочным способом обеспечения некоей стабильности в отношениях с абьюзером. Однако с другой стороны, они обостряют зависимость и увековечивают эту деструктивную динамику.

Время от времени эта маска может слететь, давая жертве шанс на отступление и, возможно, окончательный разрыв. Но даже в эти моменты, когда кажется, что выход найден, рациональная маска может снова вмешаться. Она препятствует окончательному расставанию, создавая иллюзии — о безопасности, защищенности и даже справедливости текущей ситуации, в которой жертва уже нашла способы "выживания".

Эти адаптационные механизмы, хоть и кажутся полезными на первый взгляд, на деле лишь затягивают процесс решения проблемы и поддерживают неприемлемую ситуацию. Их долгосрочное использование может даже стереть границы между настоящей личностью жертвы и созданным ею фасадом, таким образом затрудняя процесс осознания и изменения.

Автор: Психолог Андрей Петраков

Новые видео на моем Youtube-канале: https://www.youtube.com/@PetrakovPsy

Поддержать канал на Юмани

Мой сайт (для записи на консультации): https://psy-zoom.ru/

Наш канал в Telegram: https://t.me/psyzoom

Группа поддержки вTelegram после абьюза: https://t.me/+Qab0EnRDoCFlMDc6

Поддержите меня на Boosty: https://boosty.to/petrakov