На юбилей бабушки собиралось множество родных. Гудковы ехали прямо из деревни Нарядово. Рады были, что на торжестве погуляют и столицу посмотрят.
Лена и Катя - внучки, наряжались. Как обычно, соревновались друг с другом в красоте. Лена заметила, что младшая Катя лучше накрасилась и обиделась.
В комнату постучалась мама. На вид Елене Васильевной можно было дать лет пятьдесят, хотя на самом деле было чуть за сорок. Сказывался лишний вес. Женщина звонким голосом сообщила: "Девочки, мы опаздываем. Некрасиво, если мы заставим ждать гостей. Кстати, будут наши родственники Кузьмины. Перед ними вы должны быть на высоте во всем! Лена, отлично выглядишь! А тебе Катя, надо челку поправить - плохо лежит!"
Старшая дочь поблагодарила маму, хотя комплимент на ее настроение не повлиял.
Вскоре семья в полном составе, включая папу, стояла на пороге бабушкиной квартиры. Позвонили в звонок и именинница тут же открыла дверь.
Марии Ивановне исполнялось 75 лет. Именно из-за красивой, круглой даты слетелась вся родня. Мария по этому случаю надела любимые золотые сережки, подаренные мужем на первую годовщину свадьбы. Жаль, но Сергей Михайлович оставил ее и ушел в мир иной пару лет тому назад. Но праздник - не время унывать. Стол был почти накрыт. Мария Ивановна вновь засуетилась, доставая фужеры для игристого вина. Катя быстро окинула взглядом гостей. Все сидели тихие и скромные. Катя по обыкновению, предложила свою помощь бабушке, та обрадовалась: "Конечно, внучечка, помоги. Хлеб нарежь".
Наконец, праздник начался. Пили за здоровье бабушки. Захмелев, именинница заулыбалась, засмеялась.
Лена интересовалась, откуда у бабушки такая дорогая квартира, почти в центре Москвы, возле Арбата. Честно говоря, она давно имела на нее виды. "Как бы сделать так, чтобы она на меня оформила наследство?" - размышляла старшая внучка. Мария Ивановна, будто прочитала ее мысли и мягко ушла от ответа: Эта, дорогая, долгая история. Как-нибудь расскажу. А давайте споем!"
Гости запели: "Черный ворон!", затем еще пару народных песен. После чая с тортом, начали расходиться. Кузьмины, быстро попрощавшись, прыгнули в свою новенькую машину. Гудковы были очень довольны праздником, но остаться на ночь отказались, сказали, что сняли номер в отеле. Мария Ивановна приуныла и попросила Катю переночевать у нее. Внучка согласилась, заодно решила бабушке помочь, убрать со стола.
Было одиннадцать часов вечера, но Марии Ивановне спать не хотелось. Она открыла нижний ящик красивого резного шкафа и достала старый альбом с фотографиями. "Подойди, сюда, внучка, хочу тебе кое-что рассказать. Лена сегодня вопрос задала, но я тебе больше доверяю".
Катя села в кресло справа от бабушки и начала слушать...
***
Марии Ивановне было четырнадцать лет, когда она поняла, что ей нужно покинуть Нарядово. Она грезила столицей, хотела получить хорошее образование.
В деревне конечно хорошо: родители, друзья, прекрасная природа, но перспектив никаких. Уже в столь юным возрасте девочка думала о своем будущем. Так она решила после восьмого класса поступить в техникум. Об этом она и поговорила с родителями. Мама вспомнила о своих родственниках в Москве. Гудковы перебрались туда давно. Галина работала в музее, ее муж Виктор был военным. Хорошая приличная семья с двумя маленькими детьми. Пойдут ли они навстречу - другой вопрос. Но надо было попытать свое счастье. Отец Иван лично отправил телеграмму с вопросом Маши. Сможет ли она у них пожить несколько лет, получая образование? От себя родители готовы были помогать.
Гудковы ответили быстро. Конечно, они только были рады помочь своей племяннице Маше. Даже написали примерную дату, когда приедут за девочкой.
Телеграмму отправили весной, а Галина с Виктором обещали приехать в конце лета. Мария стала ждать. Школу она окончила с отличием. Теперь она стала готовиться к вступительным испытаниям в техникум. Подружки звали Машу гулять, а она отказывала. Конечно, хотелось побегать на речку, покататься на тарзанке, как они обычно делали, но приходилось отказывать себе в удовольствии. Даже Мама часто обращалась к дочери: "Иди, погуляй, бледная стала... Во всем надо знать меру!" Но девочка не слушала. Лето проходило незаметно.
Но ближе к концу августа, родители Марии заволновались. Не хотелось им отпускать свою единственную кровиночку. И только мысль о том, что она будет в надежных руках их успокаивала.
Гудковы приехали 29 августа. Было по-осеннему прохладно. На тете Гале красивое легкое пальто, но украшенное мехом. Женщина высокая статная, с густыми темными волосами, собранными в пучок. Виктор чуть поменьше ростом, широкоплечий, с ухоженными усами. Маша с интересом их разглядывала, ведь в последний раз она видела родных в детстве. Тетя Галя обратилась к ней:
- Ого, какая выросла невеста, красавица!
- Спасибо, тетя Галя. Проходите в дом, я там вам обед приготовила. Наверное устали с дороги?
- Конечно устали, дорога дальняя. Ну мы сейчас быстро восстановимся!
Затем гостья обратилась к маме Маши: "Таня, баня-то будет?" и получила положительный ответ. Семья Марии числилась в округе одной из самых гостеприимных. А уж как славилась их баня! Выходили из нее гости энергичные, помолодевшие!
На небольшом, скромном столе стоял чугунный литой горшок с картофелем и мясом, рядом - небольшая тарелка с огурцами, в кувшине компот. Мария вновь обратилась к гостям:
- Попробуйте наш компот из Грушовки!
- С удовольствием, обожаю ваши яблочки, — обрадовалась Галя.
Пообедали и тетя сообщила, что уже послезавтра поедут. "Готова? Задерживаться не будем, Виктору на службу".
В назначенный день к воротам подъехала бричка. Татьяна смахнула слезу. Иван горячо обнял дочку:
- Ну, веди себя хорошо! Учись на пятерки. Не подведи!
- Хорошо, папа. А ты мама не грусти, я приеду следующим летом.
Мария успокоила родных, но сама заволновалась, сидя в бричке, смотря в даль.
Доехали до вокзала, сели в поезд и тут юношеская радость от поездки перечеркнула грустные мысли.
Виктор, как обычно, был молчалив, читал газету. Галина развлекала племянницу рассказами из жизни.
На утро они прибыли в столицу. Выйдя из поезда, Мария с удовольствием вкусила воздух Москвы. Он так отличался от деревенского. Люди спешили покинуть вокзал. Все красивые, модно одетые, такие деловые! Маше хотелось скорее стать частью этого нового мира. Дети Гудковых - Никита и Оля встретили ее хорошо, как родную старшую сестру.
Вступительные экзамены девочка сдала. Правда сильно волновалась, пока искала свою фамилию среди поступивших.
Именно тогда она познакомилась со своей лучшей подружкой Юлией. Оказалось, что они будут учиться вместе.
Подруги стали изучать Москву, ее культурную сторону. Музеи, театры, кино - все вызывало в них неподдельный восторг. Мария тратила почти все деньги родителей на эти развлечения. Хорошо еще, что за отличную учебу, девочка получала стипендию.
В марте Марии исполнилось семнадцать лет, как-то незаметно для себя, она превратилась в привлекательную девушку. Ее подруга Юлька уже вовсю смотрела в сторону мальчиков и Машу подбивала. Однако та рассматривала парней, как друзей, не более.
К концу учебного года, в техникуме предложили всем желающим поехать сажать картошку в Подмосковье. Юлька загорелась:
- Маша, смотри! Сажать картошку, помогать Родине - благое дело. А я еще по вечерам там наверняка будут танцы!
- Тебе Юля, все танцы подавай. А если серьезно, я обещала родителям в Нарядово поехать вначале лета. Мама больно по мне скучает.
- Успеешь за три месяца ты родных навестить. А такая поездка раз в жизни дается. Давай махнем, а?
- Хорошо, я подумаю.
В итоге Маша пришла к решению ехать. Действительно, там будет интересно. А через пару недель поедет к родным.
Так в начале июня девочки оказались на огромных картофельных полях. Вокруг - одна молодежь. Видно, что люди к такому труду не привычные. Маша же с малых лет сажала, сеяла. Что ж, она помогала тем, кому было тяжело и показывала лучшие результаты. Ее имя частенько писали на специальной почетной доске.
Юля с нетерпением ждала танцев, наконец, дождалась. Специально для этого случая она берегла свои лучшие лаковые туфельки. У Маши гардероб был гораздо скромнее, но она захватила с собой любимое платье в горошек. По талии оно облегало, а дальше шло колокольчиком. Его подарила тетя Галя сказав, что сейчас так модно.
Чтобы выглядеть еще эффектнее, Маша подняла волосы наверх.
В небольшой деревянной избушке, находившейся на территории, начинались танцы. Девушки бойко стучали каблучками по полу. Некоторые парни тоже шли пляс, более скромные стояли в стороне и наблюдали за происходящим. Мария не могла просто слушать звуки музыки, начала танцевать. Юля так вообще, вся раскраснелась, но не пропустила ни одной песни. Остановились подруги только, когда объявили медленный танец.
К Юле подошел какой-то эффектный брюнет, а Мария познакомилась с высоким кудрявым парнем восточного типа. Он аккуратно взял ее за талию и закружил в танце. Новый знакомый представился Юрием:
- Вы здорово помогли мне сегодня на посадках!
- Что вы, не стоит!
- Но именно благодаря вам я занял третье место. Честно говоря, вашими успехами я поражен.
- Какие там успехи, привыкла. Я из деревни.
- Что вы, а откуда именно?
- Из Ленинградской области, село Нарядово.
- Я как-то в детстве отдыхал у бабушки в деревне, красота!
- Не то слово. Я поеду сразу после того, как закончатся посадки. Родители заждались.
- А меня не пригласите в гости? Не подумайте, я не всегда такой наглый, скорее наоборот, стеснительный.
Мария рассмеялась:
- Я подумаю.
Ночью подруги не могли сомкнуть глаз, все обсуждали новых знакомых. Юле очень понравился парень, с которым она станцевала медленный танец, звали его Славой. Она ожидала, что Маша также прониклась симпатией к Юре:
- Подруга, тебе несказанно повезло! Какой симпатичный тебе попался кавалер. Я кстати давно заметила, как он на тебя смотрит. Он явно в тебя влюблен!
- Скажешь, тоже. Везде-то ты любовь ищешь!
- Поверь, меня не проведешь. А ты никого к себе не подпускаешь. Вот, что в твоем понимании любовь?
Мария мечтательно подняла глаза на потолок:
- Любовь - прекрасное чувство. Но оно, как ток, пронзает. Знаешь, я верю любовь с первого взгляда. А если с самого начала пустота, то нечего и пытаться.
- Эх ты, кино насмотрелась. А по мне - сначала достаточно симпатии, а уже потом это вырастает во что-то значительное.
- Ну хватит болтать, давай спать - завтра рано вставать.
Утром в столовой к подругам вновь подошел Юрий. Из кармана он достал плитку шоколада. Юлия удивилась: "Где достал?". Юрий ответил: "Это неважно. Я благодарен вам, Мария, что вы составили мне компанию. Мне было очень приятно с вами познакомиться. Кушайте шоколадку, а то каша сегодня не очень вкусная". Юля подмигнула Маше, как Юра отошел. Но подруга лишь сказала: "Ну тебя".
Весь день девушки и молодые люди трудились под палящим солнцем. Скоро заканчивается поездка и надо было успеть все сделать к сроку.
В последний вечер, к ребятам приехал фотограф, сделать пару памятных снимков. Юра встал рядом с Марией и поднял с головы шляпу. Юля подпрыгнула в воздухе. Кадр выдался интересным. Всем пообещали выслать снимок позже.
Перед тем, как сесть в автобус и разъехаться кто куда у ребят было пару минут на общение. Юра попросил адрес Марии в деревне: "Раз уж вы меня не приглашаете к себе погостить, позвольте я буду вам писать". Маша с радостью согласилась, ведь она обожала переписки, да и в деревне весело, есть что рассказать!"
Завязалась долгая переписка. Юра писал о событиях, которые происходили в Москве, Мария о времяпрепровождении в деревне. Лето снова пролетело незаметно.
Однажды в сентябре, в квартире Гудковых настойчиво зазвонил звонок в дверь. На пороге стояла Юля. Она выглядела запыхавшейся, но счастливой. Позвали Марию:
- Маша, бежим скорее ко мне! Там к моим родителям приехали друзья и с ними такой парень замечательный, гармонист. Он целый день песни поет, играет. Пойдем, послушаем.
- Юля, ты опять за свое! Ну пойдем, дай только переодеться, не отстанешь же!
Подруга жила в коммуналке и вот из кухни доносились яркие, звонкие мелодии гармони. Маша заглянула и увидела, что народ собрался вокруг паренька двадцати лет. Тот бойко играл, пел своим красивым баритоном. Вдруг Маша почувствовала себя странно. Словно ее душа ожила, встрепенулась. На теле появились мурашки, на щеках румянец. "Что со мной? Заболела что ли?". А тут еще музыкант ей подмигнул. Мария быстро выбежала на улицу, подруга понеслась за ней:
- Что с тобой? Влюбилась что ли в Сережку? Он парень видный, в нашем политехническом колледже в него было знаешь сколько девчонок влюблены. А сейчас он будет высшее получать, хочет инженером стать.
Маша подумала: "Сережа. Какое красивое имя, ему идет". Сама же произнесла:
- Юля, я наверное вчера притомилась и приболела. Пойду домой.
- Не выдумывай, я тебя знаю, как облупленную. Оставайся.
Тут с крыльца сошел Сергей. Он закончил песню, выбежал за подругами:
- Так девчонки, что это вы песню не дослушали? Нехорошо. Теперь вы мои должницы. Не хотите прогуляться?
Маша не успела ничего ответить, как Юля перебила ее:
- Конечно, с удовольствием. Рядом парк неплохой. Кстати мою подружку зовут Маша.
- Очень приятно.
Трио гуляло до вечера, болтали о том о сем, вот только голос у Марии дрожал. Так вот о чем пишут песни, снимают фильмы. Вот она, пришла любовь.
На следующий день Маше пришло письмо от Юры. Она даже читать его не стала, положила в ящик. "Потом прочту, как мысли соберу в кучу" - сейчас же все думы были о Сереже. Девушка решила, что у него кто-то есть. Он парень видный, да и потом взрослый, двадцать лет. В это время обычно женятся. Маша не могла ничего делать, даже с постели встать и тетя Галя забеспокоилась. Не то племянница заболела...
Подняла на ноги Машу трель телефона. Она почувствовала, что звонил Сережа. Так и есть, ее позвали к трубке. Парень предлагал погулять еще раз вдвоем, хотел показать свое любимое место в Москве. Себя не помня от счастья, Маша согласилась. Затем появилась тревога: как это - с парнем наедине. Но Сережа сразу видно, парень хороший, не обидит. Оказались ребята в каком-то спальном районе Москвы, там тоже был парк. Березы стояли в ряд, неподалеку пруд. Что-то напомнило Маше деревню. На закате Сергей взял Машу за руку и поцеловал в щеку. Девушка зарделась.
Начали встречаться чаще, через пару месяцев признались друг другу в любви. Все это время приходили письма от Юры, но девушка их не открывала. Надо было написать, что у нее серьезные отношения, но как-то руки не доходили.
Сергей сделал предложение. Только Машу он видел своей супругой.
На предпоследнем курсе, Сергей поехал свататься в Нарядово. Приняли его, как родного, всем понравился. Свадьбу сыграли пышную, по деревенским меркам. А невеста была - загляденье. Мама ей сама платье сшила.
Юра писал несколько лет, за месяц до торжества, письма перестали приходить. За это время Мария ни разу не ответила.
Закрутилась новая, взрослая жизнь. Сергея, как молодого специалиста, отправили на стажировку в другой город - Красноармейск, Маша поехала за ним. Там она узнала, что беременна, там решила рожать.
Ждали первенца с нетерпением. Все было готово. Дефицит, но ничего: что-то купили, что-то новые друзья одолжили. Гадали, кто же родится: мальчик или девочка. Родилась девочка, назвали красивым именем Елена. У нее были такие же светло-голубые глаза, как у отца, а волосы уже в годик потемнели, стали темнокаштановыми, как у Маши. Молодая мама разрывалась между домашним очагом, учебой в институте. Нет, Сергей помогал, но все-таки большую часть своей энергии он пустил на построение карьеры. Она действительно у него задалась. Вскоре его начали звать на объект во Франции. Что такое в то время оказаться заграницей советскому человеку? Это что-то особенное. Надо было проходить проверки, готовились документы и всё это занимало не один месяц. Но для Сергея это значило солидный заработок и новые перспективы.
Маша волновалась, как они устроятся на новом месте, что там за люди. Руководство Сергея пообещало, что поспособствуют его дочери с детским садом.
Мария всегда была модницей, живо интересовалась всеми новинками, но во Франции почувствовала себя простушкой. Устроилась нянечкой в садик, куда стала ходить Леночка. Последняя выучила несколько фраз на французском.
Через год возвращались на Родину с баулами вещей. Мария выглядела, как француженка, даже парик приобрела. Только они оказались возле подъезда в Красноармейске, как ее окликнула соседка. Она с завистью оглядела молодую женщину с головы до ног:
- Знаешь, а тебя тут искали!
- Кто искал?
- Не знаю мужчина какой-то. По возрасту, наверное лет тридцати. Честно, описать его не могу. Как-то лица его в памяти не осталось.
- И что вы ему сказали?
- Сказала, что ты уехала заграницу и неизвестно, вернешься ли вообще.
- Понятно, спасибо за информацию.
Маша стала прикидывать, кто это мог быть? Друзей мужчин у нее не было. Может быть кто-то из деревни Нарядово приехал. Мария позвонила маме, та рада была, что дочь вновь в Москве, но про мужчину ничего не знала.
Через год в ее квартиру позвонил незнакомец. Светловолосый парень представился Романом. Он сказал Марии, что у него для нее важная информация. В то время люди больше доверяли друг другу, женщина пустила его в квартиру. Он озирался по сторонам и был поражен убранством квартиры: сколько диковинных вещей! Роман рассказал, что Юрий умер. Марии потребовалось какое-то время, чтобы вспомнить старого знакомого с посадок картошки. Это, конечно, трагедия, но ведь они толком друг друга не знали! Роман рассказал, что у Юрия был порок сердца с которым долго не живут, он часто думал об этом. Тем не менее он хотел жить полной жизнью, даже ходил в походы, участвовал в различных мероприятиях. У него были богатые родители, но они помочь ему не могли. Зато на двадцатилетие ему подарили квартиру на Арбате, эту квартиру заблаговременно он завещал не кому иному как Марии. Последняя побледнела:
- Это что, шутка такая?
- Нет, что вы. Я его друг с детства. Он всем со мной делился. Юрий очень вас любил...
- Но мы виделись с ним всего-то на посадках картошки! Потом недолго переписывались.
- Вот поэтому вы не знаете Юрия, он настоящий однолюб. Ни с кем не мог построить отношения, все о вас говорил.
***
Мария Ивановна закончила рассказ. Она достала ту самую фотографию, сделанную на посадках. Катя с интересом разглядывала Юрия. Такой видный мужчина, а по сути остался один. У внучки накопилось много вопросов:
- Поверить не могу, что так бывает. А дед, как на это отреагировал?
- Он думал несколько часов. Но в конце концов решил, что надо уважать чужие решения и чувства. Мы после Красноармейска как раз хотели переехать в Москву. Ты же знаешь деда, он человек был хороший, но своего шанса не упустит.
- Что же стало с письмами от Юрия? Ты их прочитала?
- Прочитала. Не поверишь, я их везде с собой возила, но открыла только после того, как Роман ушел. В них столько любви, столько размышлений о жизни! А в последних ощущение, что он сам с собой говорит.
- А Гудковы тетя Оля и дядя Никита, получается теперь в Нарядово живут?
- Да решили переехать на пенсии в родные края. Я очень их маме и отцу благодарна, Царствие им Небесное...
- А как судьба подруги Юли сложилась?
- Ты знаешь наши пути разошлись. Мы с ней как-то перестали общаться, когда я переехала в Красноармейск.
Но я знаю, что она замуж вышла за того самого Славу с посадок. Они долго переписывались, потом встретились.
- Спасибо, бабушка, что рассказала.
- Не за что, ты главное помни - в жизни всякое бывает.
Бабушка улыбнулась внучке и добавила: "Даже мужчины однолюбы".
Автор Анастасия Петрова