Сергей Зарянко родился в местечке Лядово, Могилевской губернии в 1818 году.
Отец художника, крепостной крестьянин Константин Никитин, принадлежал со всей своей семьёй крупному помещику князю Любомирскому. Получив вольную в середине 20-х годов, семья Никитиных переехала в Санкт-Петербург, где отец определился на службу в дом князя А. Н. Голицина, министра народного просвещения и духовных дел. К.Никитин отдал своих сыновей учиться в 3-ю петербургскую гимназию, где учились сыновья придворных лакеев, полотеров, мелких купцов, чиновников и т.д.
Выйдя из крепостных К.Никитин должен был приписаться к какому-либо сословию. С 1830 года он значится "выборгским мещанином", а в 1832 в документах впервые упоминается фамилия Зарянко, но её происхождение неизвестно.
Сергей с детства проявлял художественные способности и первые художественные навыки получил у малоизвестного живописца В. М. Аврорина (1805-1855), ученика Венецианова. Есть сведения, что Венецианов бывал в доме Голицина и обратил внимание на мальчика, руководил его начальными занятиями у себя в мастерской и помог определить Сергея в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств.
Наряду с другими учениками Зарянко писал интерьеры Зимнего дворца, приучая себя к внимательному изучению натуры.
Первой работой, которую он представил академическому Совету, был перспективный «Вид Фельдмаршальского зала Зимнего дворца». За эту картину в 1836 году ему присудили Малую серебряную медаль. В 1838 году Зарянко написал «Вид Тронного зала » и получил звание свободного художника.
После этого художник продолжил писать преимущественно перспективные виды и в 1841 году за картину «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников» был награждён Большой серебряной медалью. Картина свидетельствует о школе, которую прошёл художник. Превосходно написана перспектива зала, освещенная боковым светом, льющимся из окон и настежь распахнутой двери.
В 1843 году был написан "Вид внутренности Морского Никольского собора". Эта картина принесла Зарянко звание академика "за искусство и познания в живописном перспективном художестве". Картина размерами превосходит обычные перспективные виды, что для подобных картин составляет дополнительные трудности при их исполнении. В.В.Стасов назвал картину "превосходною". Она является таковой с точки зрения профессионального мастерства, цветовой гаммы, иллюзорной передачи "натуры". Г.Ю.Смирнов так описывает картину:
"Многообразие утвари и декора, дерево, бронза, мрамор, ткани, лепные украшения сводов, каменные плиты пола, золоченые оклады икон и на всем этом рефлексы солнечных лучей, проникающих сверху и сбоку в полутемное и величественное здание, вызывали удивление тщательностью отделки и соответствием действительности".
Брат художника рассказывает в записках, что Зарянко по окончании работы « был почти слеп от годового слишком многосложного труда...».
Одной из наиболее ранних портретных работ С.К.Зарянко является портрет Ф.И.Прянишникова, известного коллекционера. Художник представил Прянишникова в мундирном фраке Почтового ведомства (вариант ГТГ). Изображение является вариантом-повторением портрета из собрания Государственного Эрмитажа (1844). Несколько отличающийся в деталях авторский вариант также 1844 года находится в Русском музее.
К числу ранних портретов относится также портрет Алексея Гавриловича Венецианова. Существует свидетельство одного из биографов, что портрет был сделан Зарянко в пору его ученичества у Венецианова. Зарянко хранил портрет своего учителя до последних дней жизни. После смерти художника портрет был приобретен П.М.Третьяковым у вдовы художника.
В 1847-1849 Зарянко исполнил ряд портретов, в том числе групповые, "семейные" портреты Владиславлевых на террасе Кремля, Турчаниновых, Латкиных, портрет знаменитого оперного артиста О.А.Петрова и др.
Портрет Петрова явился новой вехой в творчестве художника. Знаменитый певец русской сцены, один из лучших исполнителей ролей Ивана Сусанина и Мельника, дан художником в величину натуры, немного ниже пояса, на фоне сада. Ни пышности, ни парадности нет в этом изображении. В нем правдиво показан один из деятелей русской культуры, и у нас в памяти остаётся одухотворенный и благородный образ артиста.
На выставке 1850 года появились исполненые Зарянко портреты ротмистра Д.В.Хвостова и вице-президента Академии художеств Ф.П.Толстого. Некрасовский "Современник" писал:
"Два портрета работы Зарянко, о которых говорит теперь весь Петербург, действительно что-то необыкновенное. Зарянко не ограничился тем, что перенес на полотно с безукоризненною верностью каждую черту... он во всем, начиная от живых, смотрящих с полотна глаз до последней черты лица, схватил самое неуловимое, передал душу оригинала".
Об этих же портретах писалось в газетных обзорах выставки:
"Это не живопись, а натура, оживленные и одухотворенные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... Вот кажется... заговорят".
В портрете Ф.П.Толстого Зарянко создал образ жизненный и правдивый, большой художественной силы, в нем передано обаяние натуры Толстого, его глубокой человечности. И снова никакой официальности. В портрете подкупает непринужденное положение фигуры, не позирующей, а словно слушающей собеседника. Красноватые веки внимательных, но утомленных глаз, старческий рот, морщины на лице и вздутые вены на руке не скрывают его возраста. Прекрасно написан бархат и мех одежды.
Стремление к точному воспроизведению материальности предметов было распространенным явлением в живописи 40-50-х годов. Нельзя представить идейное содержание "Сватовства майора" Федотова вне обстановки комнат, утвари, одежды с такой тщательносью написанной художником.
Стасов писал о портрете:
"Настоящим шедевром является портрет Толстого, не только по передаче бархата и соболя, но и по меткой характеристике всей личности оригинала".
В русской портретной живописи середины XIX века портрет Ф.П.Толстого кисти Зарянко принадлежит к числу её лучших достижений.
Работы Зарянко горячо приветствовались зрителями. Критики отмечали, что художник "создал совершенно новый род портретной живописи, который можно назвать родом пластической действительности".
В 1853 году Зарянко написал портрет А.С.Танеева. Г.Ю.Смирнов даёт такое описание портрета:
"Холодное, выбритое лицо Танеева, глаза с тяжелыми веками и безразлично устремленным взглядом, приглаженные волосы, на висках зачесанные локоном, опущенные уголки рта, придающие лицу брезгливое выражение, создают характерный образ сановника из высших сфер бюрократии... Мастерство, с каким передал здесь Зарянко блеск и тяжесть металла с переливами света на нем, шелковистость волос, живую упругость кожи, оправдывает изумление, делает понятным восторг современников".
Зарянко сделался одним из самых популярных портретистов а Петербурге, а затем и в Москве. В этот период Зарянко делал часто портреты по фотокарточкам. Большая часть заказчиков желала видеть в собственных изображениях признаки своего положения, материального благополучия. Принужденный прислушиваться к мнению заказчика, Зарянко растрачивал свое замечательное мастерство на второстепенные цели, стремясь поразить эффектной выработкой деталей аксессуаров, обстановки. Восторженные отзывы критики сменились полным умалчиванием или отрицательными отзывами. Зарянко перестал выставлять свои картины на выставках.
Московский период жизни Зарянко примечателен его педагогической деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, крупнейшей после Академии художеств школой подготовки живописцев и скульпторов, а с 1865 года - архитекторов.
Среди его учеников были В.Г.Перов, Н.В.Неврев, И.М.Прянишников, В.В.Пукирев и др. Зарянко сыграл выдающуюся роль в формировании их талантов.
В статье использованы материалы биографического очерка Г.Ю.Смирнова "Сергей Константинович Зарянко".
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий