Найти тему

Как Лукьяненко и Перумов «Не время для драконов» писали, и что из этого вышло?

Давным-давно, когда деревья были выше, трава зеленее, а слово «дефолт» если где и произносилось, то звучало для соотечественников непонятной тарабарщиной, встретились на просторах Фидонета две примы российской фантастики – Сергей Лукьяненко и Николай Перумов. Почему примы, а не колоссы или столпы? Потому что со временем краска поблекла и сквозь неё проступил неприглядный материал, который пошёл на ноги и прочие части тел. Но в теперь уже далёких 90-х российские фантасты гремели. И ещё как!

В эпоху нарастающего капитализма деньги старались делать буквально из всего. Так почему бы не поставить два известных имени на одну обложку и не грести бабки с фанатов сразу двумя лопатами?! Ни в коем роде нельзя утверждать, что писателями двигала исключительно корысть, скорее она была неким бонусом и стимулом. (В конце концов, в каких уставах написано, что художник должен быть голодным?) Но в любом случае, в 1997 году издательства едва не дрались за право напечатать фэнтезийный роман «Не время для драконов». Пора и нам его заценить.

Похоже, что Дракон Сотворённый не знает, что его время не пришло. Обложка книги "Не время для драконов".
Похоже, что Дракон Сотворённый не знает, что его время не пришло. Обложка книги "Не время для драконов".

Соавторский труд практически сразу стал хитом. Что, повторюсь, неудивительно. К тому моменту Ник Перумов успел снискать славу (и не сказать, что прям сильно добрую), изрядно покопавшись в легендарной вселенной Толкина и выпустив своё «Кольцо тьмы». Говаривают, что однажды защитники Средиземья устали терпеть издевательства, объединились и поколотили творца. Не понять столь жирный намёк Николай не мог и к миру шерстолапых хоббитов и орков с белой ладошкой на щитах как-то охладел.

Что же до Лукьяненко, то к 1997 году он написал практически все свои знаковые произведения, начиная от «Рыцарей 40 островов» и заканчивая романом «Звёзды – холодные игрушки». Оставался разве что «Ночной дозор», который выйдет примерно через год, и автор превратится в конвейер по выпуску продолжений про приключения отечественных вампироборцев.

Даже странно, что совместный роман таких звёзд заочно не получил все известные призы и награды. Лишь раз, в 1999 году, «Не время для драконов» представили в одной из номинаций жанровой премии «Странника» «Мечи». Быть может, действительно ещё не время? Или критики и впрямь читали?

Позволю себе сделать некоторое отступление и поностальгировать. Впервые я увидел «Не время для драконов», когда учился в школе. Сбежал с пары уроков и по дороге домой заглянул в местный книжный магазин. Механический дракон на обложке сразу привлёк внимание, и обеденных денег как раз хватило на новинку. Словом, неделю ходил не емши, но читамши.

И первое впечатление неискушённого подростка было строго положительным. Собственно, на такую возрастную категорию книга и рассчитана. Никаких глубин и философских подтекстов, зато тёплый уютный шарм, обволакивающий и убаюкивающий читателя. Здесь вам и разбойник – бывший Страж Серых пределов, с щенячьей преданностью заглядывающий герою в рот и готовый принести своих сыновей в жертву во имя не знаю чего. И сложенная в осьмушку гномья газета. И кусок медовых сот взамен неведомого волшебных расам мороженого. Именно эти незначительные штрихи и сделали роман особенным, домашним и, несмотря на банальный сюжет и зияющие логические дыры, запоминающимся.

Итак, перед нами классическое произведение о попаданце. Все попытки поклонников придать ему оттенок «элитарности» и зачислить в разряд стимпанка или технофэнтези заранее обречены на провал. Ибо дух попаданчества силён и напрочь отбивает любые иные ароматы. Однако это вовсе не так страшно, как может показаться. Перумов и Лукьяненко достаточно хорошо освоили писательское ремесло, чтобы не дать читателю заскучать.

Привычная нам жизнь со станциями метро, напитками в алюминиевых банках и полётами на Луну – вовсе не единственная из возможных. Она всего лишь Изнанка – неприглядная сторона рубашки. Есть ещё страна Прирождённых и истинный Срединный мир (Прямо представляю, как реконструкторы, прочитав подобные слова в книге под авторством Перумова, опять взялись за мечи и начали шептать особо мощные заклятия, стараясь изгнать новое воплощение Саурона). Срединный мир вобрал всего понемногу: здесь волшебство соседствует с техническим прогрессом, а паровозы прекрасно сосуществуют с элементалями Земли или Огня.

"Вагончик тронется, перрон останется..." А вообще картинка до боли "Санитаров подземелий" напоминает. Скриншот из игры "Не время для драконов".
"Вагончик тронется, перрон останется..." А вообще картинка до боли "Санитаров подземелий" напоминает. Скриншот из игры "Не время для драконов".

Да, магия Стихий – самая сильная часть романа. Это особенно ясно понимаешь, когда глаз начинает дёргаться от многочисленных штампов, исключительности и картонности (я бы даже сказал, исключительной картонности) главного героя и убогих каламбуров в духе: «Гони деньги. – У меня только рубли. – Ах ты рУбли хочешь?!» Похоже, что в магию Стихий авторы вложили весь свой потенциал, колдовство различных кланов получилось разнообразным и интригующим. Адепт Воды, к примеру, запросто может иссушить тело врага до состояния мумии. Служитель Воздуха же легко задушит оппонента, а потом будет скакать на воздушной подушке – точно ребёнок на батуте.

И вот что интересно. Авторы поделили главы и писали их порознь. Даже после того, как роман «причесали» в издательстве, хорошо заметна неоднородность книги. Лукьяненко вроде бы утверждал, что все попытки читателей угадать, кто и что сотворил, оканчивались провалом. Хм.. Как знать. Что-то не встречал я в других его романах разветвлённой магической системы, зато у Перумова...

Вероятно, если бы сегодня какой-нибудь безымянный автор пришёл в издательство с таким шедевром, то получил бы весьма прохладный приём. В лучшем случае ему предложили бы брать все риски на себя и печататься за свой счёт. А в самом-самом превосходном – купили бы практически задарма и выпустили в каком-нибудь многосерийном проекте, где произведение сразу бы затерялось.

Однако «Не время для драконов» писали МАСТЕРА, и ЭТО ДРУГОЕ. В нулевых ходили слухи об экранизации, а в 2007 году даже вышла компьютерная ролевая гейма по мотивам книги. Игра и впрямь оказалась плоть от плоти романа: приятная, но не претендующая ни на какие открытия. Всё это мы уже видели во всяких «Сакредах», «Невервинтерах» и иже с ними.

И всё-таки Лукьяненко и Перумов нащупали золотую жилу. И непонятно, что за чёрная кошка перебежала дорогу творцам с кирками и лопатами. Продолжение под названием «Не место для людей» вышло только в 2021 году. Но это уже совсем другая история.

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#не время для драконов

#обзор книг

#фэнтези

#попаданцы

#сергей лукьяненко

#ник перумов

#магия

#стихии

#драконы