Найти в Дзене

Почему дети не хотят учиться и им нужна дополнительная мотивация?

Начну с вопроса. Вы хотите учить монгольский язык? ходите ли вы на курсы кройки и шитья? Интересуйтесь ли вы творчеством Анатолия Мариенгофа? Подозреваю, что большинство из вас на все эти три вопроса ответят отрицательно. И, если кто-то спросит у вас “Почему?”, что вы ему на это скажете? Скорее всего вы ответите вопросом на вопрос: А зачем мне это? Как я это в жизни применю?

Поверьте, школьники, особенно если речь не идёт о младших классах, не идиоты. И, представьте себе, они тоже задают себе те же вопросы. И вполне резонно.

Пару слов об их видении мира.

Кто их кумиры? Кого они видят в интернете? Знаменитых певцов, бьюти блогеров, спортсменов, стримеров, и тому подобных личностей. Они видят, что эти люди явно отличниками не были. И столь же явно видят, что живут эти люди богато.

В то же время школьники видят, что те, кто уговаривают их учиться - родители, учителя - чаще всего и близко не могут себе позволить себе той жизни, о которой школьник видит у своих кумиров, и о которой мечтает. Так возникает вопрос: а кого слушать?

Картину дополняет ещё и факт, что те, кому требуются знания (учёные, инженеры, конструкторы, программисты и прочие) не так часто бывают медийным личностями, не всегда эти люди красноречивы, и не всегда они способны заявить о себе. Так у учеников складывается впечатление, что школьные знания не пригодятся.

Школа, к сожалению, со своей стороны, тоже мало что с этим делает. Занятия проходят в четырёх стенах, преимущественно изучается теория, экскурсий на производство почти нет, профориентация , если и есть, то тоже не на высшем уровне.

Учителя мало внимания уделяют тому, как те знания, которые они дают, можно применять на практике. Мало рассказывают про учёных, про современные открытия.

Что с этим делать? Как работать с мотивацией?

Когда люди правильно понимают вопрос, многие ответы становятся очевидными. И первый ключевой момент - дети должны увидеть практический смысл того, что они изучают в школе. Для этого первый и главный шаг - расширение кругозора.

Следующая мера - контроль успеваемости. Я не считаю правильным ставить тройки и всех подряд тянуть. Я за то, чтобы тех, кто не справляются , переводить в школы с более слабой программой.

Когда пробелов накапливается слишком много и почти ничего не получается, желание что-то делать пропадает. Ведь успех - тоже очень сильный мотиватор. Важно, чтобы ученик чувствовал, что у него что-то получается.

Полезно беседовать с ребёнком на темы его интересов, поддерживать те, которые связаны с учёбой, и ругать за те, которые связаны с бессмысленной тратой времени. Помогите ребёнку найти полезную информацию, связанную с его интересами. Если есть возможность, есть смысл отвести его в соответствующий кружок.

Если вы хотите, например, чтобы ваш ребёнок учил математику, ни в коем случае не говорите ему, что вам математика не пригодилась. Родители, которые говорят такое, не имеют морального права требовать от детей учиться.

Пара слов о блогерах. Стоит до ребёнка донести мысль, что блогером стать не так просто. Для этого необходимо обладать определёнными качествами - уметь налаживать связи, уметь красиво говорить и держать себя в кадре, быть харизматичным и иметь команду. Это не делается по принципу “пару раз рожу скорчил, покривлялся на камеру, и стал звездой”. Да, некоторые блогеры используют свои качества не во благо. На них тоже ровняться не стоит.

Внешняя мотивация. Деньги и подарки за учёбу

В некоторых случаях такое помогает. Но с этим нужно быть предельно осторожными. Он не должен учиться ради каких-то выгод, и отсутствие подарка или денег за учёбу ни в коем случае не должно становиться поводом её саботировать. Это недопустимо. Если такое происходит, прекратите такие подарки совсем.

Чтобы такого не было, ни в коем случае не должно быть предварительных договорённостей. В качестве награды за успех на экзамене и за существенный прогресс в знаниях - да, можно наградить ребёнка. Но ни в коем случае не нужно давать награду просто за оценки, поскольку в этом случае есть риск, что он начнёт оценки выпрашивать. А это совершенно недопустимо.

Поэтому внешнюю мотивацию можно использовать только как дополнительную и без предварительных договорённостей.

Как меняется мотивация с возрастом?

Речь пойдёт не о паспортном возрасте, а о психологическом. Они могут не совпадать. Есть кто и в десять лет знают чего хотят и самостоятельно учатся, а есть и старшеклассники в семнадцать - восемнадцать лет, которые учатся спустя рукава и только из под палки.

Главная разница мотивации в том, что чем у ребёнка меньше психологический возраст, тем более краткосрочная мотивация ему нужна. А ещё - тем больше он доверяет авторитетным для себя людям без должной самостоятельной проверки.

Поэтому в младших классах главное для ребёнка быть авторитетом, помогать ему, и контролировать.

А вот с возрастом излишний контроль начинает детей раздражать. Поэтому он должен смягчаться, но присутствовать должен всегда. Нельзя допускать, чтобы у ребёнка были слишком большие пробелы. Исправлять это будет тяжело. Психологическое развитие - это элемент воспитания и тема для отдельной статьи.

С возрастом нужно больше уделять внимания практическому смыслу учёбы. Можно больше говорить с ним о будущих профессиях и о долгосрочных перспективах.

Как мотивировать детей получать пятерки?

Первый вопрос: а обязательно ли нужны именно пятерки? Это долгий и сложный вопрос. Скажу своё мнение - учиться нужно не ради оценок. В жизни важна не оценка, а то, что человек будет уметь на практике - специальность и профессиональные навыки.

Главное - определить направление и расставить приоритеты. Будущему инженеру нужна пятерка по математике и физике, или химии, и не нужна пятерка по литературе, если для того, чтобы ее получить, нужно пожертвовать этими предметами. Но и допускать, чтобы будущий инженер не знал, кто написал “Войну и Мир” тоже не следует.

Самые распространённые ошибки родителей

Во-первых, отсутствие контроля, равно как и избыточный контроль.

Избыточная роль внешней мотивации

Мотивация, не соответствующая возрасту. Не стоит говорить пятикласснику учись, иначе дворником станешь.

Неправильная оценка способностей ребёнка. В связи с этим и выбор школы бывает неправильным. По принципу чем сильнее программа, тем лучше.

Не нужно спешить ругать за то, что ребёнок не справляется. Нужно выяснить причины, возможно, и правда не может. Только здесь важно быть объективным. Каждый родитель хочет считать своего ребёнка умным и способным. Но тут важно смотреть на факты. Если он не справляется - лучше перевести в школу с более слабой программой.

Последнее

Ещё раз повторюсь, не стоит считать ребёнка дураком и быть навязчивым. Он сам знает, что нужно учиться. С мотивацией ему стоит помочь, например, помочь расширить кругозор, показать практический смысл.

Но не стоит приводить банальные аргументы. Во-первых, это бесполезно, во-вторых, когда ребёнок чувствует, что его держат за дурака, он мало того что не захочет вас слушать, так ещё и перестанет доверять.