Когда поделилась с вами своими мыслями про Боярскую, то удивилась, как часто в комментариях бедной Лизе припомнили Каренину. Довольно часто звучало, что актриса испортила светлый образ Анны ("ну куда ей до Карениной, с ее "крестьянским" лицом" - и это не самый грубый отзыв). Ну и, конечно же, сравнивали с Самойловой, которая для многих идеальная героиня романа Толстого.
Лично я лояльно отношусь и у Самойловой, и Боярской в роли Карениной. Считаю, что обе актрисы Льву Толстому не особо понравились, но и гневаться на них он бы не стал. Почему я так думаю? Причина в том, как Анна Каренина была описана в романе.
Важное уточнение: в этой статье я размышляю исключительно о внешнем соответствии киношной Карениной с книжной Анной. Качество фильмов и актерскую игру в этот раз я не затрагиваю - речь сейчас не о них.
Что мы знаем о внешнем облике Анны Карениной из книги
- Анна не была девушкой миниатюрной ("Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившею ее довольно полное тело"). Особо часто автор делает акцент на полных плечах героини.
- Прическа ее была незаметна. Но в целом всегда аккуратная, за исключением неизменно своевольных колечек курчавых волос, всегда выбивавшихся на затылке и висках.
- "Анна не была похожа на светскую даму" (жаль, но подробностей такому громкому заявлением автор не предоставил). Возможно, имелось в виду, что Каренина не была похожа на субтильную аристократку, шатающейся на ветру.
- Несколько раз Толстой обращается к шее героини, отмечая, что она была "весьма крепкой".
- Лицо у Анны не было миловидным (однажды Толстой и вовсе описывает Каренину весьма интересно: "...было что-то жестокое в ее прелести").
- Одной из отличительных особенностей Анны было серьезное, чаще всего грустное выражение глаз. Но это не были глаза "обиженного ягненка". Анна имела особенность "смотреть прямо в душу".
О том, что Каренину Лев Толстой писал, представляя реальных женщин, упомянуто в письмах и дневниках его супруги Софии. Прототипами для Анны послужили Анна Степановна Пирогова, Александра Алексеевна Оболенская и Мария Александровна Гартунг. Портретов первых двух дам не нашлось. А вот изображения Гартунг имеются.
Теперь предлагаю оценить внешние воплощение Анны Карениной на экране
Кто же и актрис оказался больше похож на книжное описание и портрет прототипа - Самойлова или Боярская? кто бы из них в теории больше угодил Льву Толстому?
Как по мне, они обе совершенно не походят на прототип. С книжным описанием сложнее - обе актрисы в чем-то похожи, а в чем-то "мимо"
Самойлова больше походит по округлости своих форм. Но лично для меня лицо актрисы слишком красивое и трогательное. Она аристократичная, утонченная (а Толстой не раз отмечал жесткую привлекательность Анны, без "светскости").
Боярскую ругают за то, что она "проста" на лицо. Но у Толстого Анна и не была "сложно красивой". Мне нравится, что Лиза выглядит моложе своих лет, но не инфантильно (это соответствует книжному описанию). Но чего в Боярской нет, так это жесткой "прелести", которая обращала к себе внимание. Каренина в роли Боярской все же больше мила на лицо.
Может другие актрисы сумели точнее попасть в толстовское описание Карениной? Предлагаю посмотреть другие киновоплощения и оценить их внешность.
Первая экранизация вышла в 1911 году. Анну сыграла Мария Сорохтина. И хотя Каренина в романе описана, как дама не худенькая, но все же актриса слишком "мягка на тело".
1914 год порадовал зрителей немого кино еще одной "Анной Карениной". На этот раз героиню сыграла Мария Германова. Как по мне, внешне она вполне соответствует книге, мне нравится.
1927 год - на этот раз Голливуд покусился на русскую классику. Каренину сыграла Грета Гарбо. Как по мне, это полное несоответствие оригиналу. Грета слишком аристократичная и утонченная, даже слишком идеальная. А лицо и глаза какие-то ангельские - а Анна хотя и не была плохой, но и на "небесное создание" точно не походила.
В 1948 году за "Анну Каренину" взялись англичане. На этот раз героиня "получила" лицо Вивьен Ли. С книжным описанием совсем ничего общего. Вивьен мила на личико, жизнерадостна, даже озорна. Она прекрасная Скарлетт О’Хара, но не Каренина.
1974 год - Толстого решили поставить итальянцы. Анна получила внешность актрисы Леа Массари. Вышло слишком горячо - столь эффектной и точенной Каренина у Льва Николаевича точно не была.
Версия 1997 года - на роль Карениной была приглашена София Марсо. Мне не понравилось. Считаю, то Толстой тоже не оценил того, что его Анну изобразили постоянно растерянной, удивленной и непонимающей (у Марсо выражение лица, словно она постоянно думает: "Где я? Кто эти люди? Что вообще происходит?").
2000 год - полный провал. Каренину поручили играть Хелен Маккрори. Хорошая актриса, но, как вы помните, сейчас мы обсуждаем не качество постановок и не актерское мастерство, а схожесть с книжной Анной. У Маккрори вышло совсем не похоже. Она слишком возрастная. Но особенно сильно мне не понравились глаза артистки - так ехидно и вызывающе Анна ни на кого не смотрела.
У Татьяны Друбич тоже получилось не очень похоже. У Толстого был момент, где он отмечает, что по Анне было трудно понять, сколько ей лет (по взгляду было понятно, что перед нами зрелая женщина, но в движениях и лице порой мелькало что-то от 20-летней девушки). О Друбич все же такого не скажешь - она прекрасно выглядит, но на свой возраст. И слишком уж у нее вышла мягкая и ранимая героиня.
В 2012 году с книгой Толстого поступили очень вольно. Так же свободно подошли и к выбору актрисы. Кира Найтли слишком тонка и хрупка для Анны, которая в книге описана как "полноватая и заметная женщина".
Ну и как пример самого свободного подхода к выбору актрисы - постановка 2015 года. Думаю, вы согласитесь, что актриса Они Ухиара слишком далека от описания из книги.
Вот мы и пересмотрели Анн Карениных из разных постановок. Лично для меня Самойлова и Боярская из всего этого списка выделяются ярче всего. Они обе, в сравнении с другими актрисами, оказались ближе к описанию Карениной в книге. И уверена, что если бы соединить черты Самойловой и Боярской, то вышло бы совсем "эталонно" - Толстой был бы полностью доволен.
Но это лишь мое мнение, которое не является "истиной в последней инстанции". Интересно послушать и вас - кем бы, по вашему мнению, из всех перечисленных в статье актрис Толстой остался доволен, а кто бы его разозлил больше всего?