Найти тему
В деталях. О кино

Самойлова и Боярская в роли Карениной: кто бы из них больше понравился Льву Толстому (размышляю и привожу примеры)

Оглавление

Когда поделилась с вами своими мыслями про Боярскую, то удивилась, как часто в комментариях бедной Лизе припомнили Каренину. Довольно часто звучало, что актриса испортила светлый образ Анны ("ну куда ей до Карениной, с ее "крестьянским" лицом" - и это не самый грубый отзыв). Ну и, конечно же, сравнивали с Самойловой, которая для многих идеальная героиня романа Толстого.

Лично я лояльно отношусь и у Самойловой, и Боярской в роли Карениной. Считаю, что обе актрисы Льву Толстому не особо понравились, но и гневаться на них он бы не стал. Почему я так думаю? Причина в том, как Анна Каренина была описана в романе.

Важное уточнение: в этой статье я размышляю исключительно о внешнем соответствии киношной Карениной с книжной Анной. Качество фильмов и актерскую игру в этот раз я не затрагиваю - речь сейчас не о них.

Что мы знаем о внешнем облике Анны Карениной из книги

  • Анна не была девушкой миниатюрной ("Она вышла быстрою походкой, так странно легко носившею ее довольно полное тело"). Особо часто автор делает акцент на полных плечах героини.
  • Прическа ее была незаметна. Но в целом всегда аккуратная, за исключением неизменно своевольных колечек курчавых волос, всегда выбивавшихся на затылке и висках.
  • "Анна не была похожа на светскую даму" (жаль, но подробностей такому громкому заявлением автор не предоставил). Возможно, имелось в виду, что Каренина не была похожа на субтильную аристократку, шатающейся на ветру.
  • Несколько раз Толстой обращается к шее героини, отмечая, что она была "весьма крепкой".
  • Лицо у Анны не было миловидным (однажды Толстой и вовсе описывает Каренину весьма интересно: "...было что-то жестокое в ее прелести").
  • Одной из отличительных особенностей Анны было серьезное, чаще всего грустное выражение глаз. Но это не были глаза "обиженного ягненка". Анна имела особенность "смотреть прямо в душу".

О том, что Каренину Лев Толстой писал, представляя реальных женщин, упомянуто в письмах и дневниках его супруги Софии. Прототипами для Анны послужили Анна Степановна Пирогова, Александра Алексеевна Оболенская и Мария Александровна Гартунг. Портретов первых двух дам не нашлось. А вот изображения Гартунг имеются.

Мария Александровна Гартунг
Мария Александровна Гартунг

Теперь предлагаю оценить внешние воплощение Анны Карениной на экране

Кто же и актрис оказался больше похож на книжное описание и портрет прототипа - Самойлова или Боярская? кто бы из них в теории больше угодил Льву Толстому?

Как по мне, они обе совершенно не походят на прототип. С книжным описанием сложнее - обе актрисы в чем-то похожи, а в чем-то "мимо"

Самойлова больше походит по округлости своих форм. Но лично для меня лицо актрисы слишком красивое и трогательное. Она аристократичная, утонченная (а Толстой не раз отмечал жесткую привлекательность Анны, без "светскости").

-3

Боярскую ругают за то, что она "проста" на лицо. Но у Толстого Анна и не была "сложно красивой". Мне нравится, что Лиза выглядит моложе своих лет, но не инфантильно (это соответствует книжному описанию). Но чего в Боярской нет, так это жесткой "прелести", которая обращала к себе внимание. Каренина в роли Боярской все же больше мила на лицо.

-4

Может другие актрисы сумели точнее попасть в толстовское описание Карениной? Предлагаю посмотреть другие киновоплощения и оценить их внешность.

Первая экранизация вышла в 1911 году. Анну сыграла Мария Сорохтина. И хотя Каренина в романе описана, как дама не худенькая, но все же актриса слишком "мягка на тело".

-5

1914 год порадовал зрителей немого кино еще одной "Анной Карениной". На этот раз героиню сыграла Мария Германова. Как по мне, внешне она вполне соответствует книге, мне нравится.

-6

1927 год - на этот раз Голливуд покусился на русскую классику. Каренину сыграла Грета Гарбо. Как по мне, это полное несоответствие оригиналу. Грета слишком аристократичная и утонченная, даже слишком идеальная. А лицо и глаза какие-то ангельские - а Анна хотя и не была плохой, но и на "небесное создание" точно не походила.

-7

В 1948 году за "Анну Каренину" взялись англичане. На этот раз героиня "получила" лицо Вивьен Ли. С книжным описанием совсем ничего общего. Вивьен мила на личико, жизнерадостна, даже озорна. Она прекрасная Скарлетт О’Хара, но не Каренина.

-8

1974 год - Толстого решили поставить итальянцы. Анна получила внешность актрисы Леа Массари. Вышло слишком горячо - столь эффектной и точенной Каренина у Льва Николаевича точно не была.

-9

Версия 1997 года - на роль Карениной была приглашена София Марсо. Мне не понравилось. Считаю, то Толстой тоже не оценил того, что его Анну изобразили постоянно растерянной, удивленной и непонимающей (у Марсо выражение лица, словно она постоянно думает: "Где я? Кто эти люди? Что вообще происходит?").

-10

2000 год - полный провал. Каренину поручили играть Хелен Маккрори. Хорошая актриса, но, как вы помните, сейчас мы обсуждаем не качество постановок и не актерское мастерство, а схожесть с книжной Анной. У Маккрори вышло совсем не похоже. Она слишком возрастная. Но особенно сильно мне не понравились глаза артистки - так ехидно и вызывающе Анна ни на кого не смотрела.

-11

У Татьяны Друбич тоже получилось не очень похоже. У Толстого был момент, где он отмечает, что по Анне было трудно понять, сколько ей лет (по взгляду было понятно, что перед нами зрелая женщина, но в движениях и лице порой мелькало что-то от 20-летней девушки). О Друбич все же такого не скажешь - она прекрасно выглядит, но на свой возраст. И слишком уж у нее вышла мягкая и ранимая героиня.

-12

В 2012 году с книгой Толстого поступили очень вольно. Так же свободно подошли и к выбору актрисы. Кира Найтли слишком тонка и хрупка для Анны, которая в книге описана как "полноватая и заметная женщина".

-13

Ну и как пример самого свободного подхода к выбору актрисы - постановка 2015 года. Думаю, вы согласитесь, что актриса Они Ухиара слишком далека от описания из книги.

-14

Вот мы и пересмотрели Анн Карениных из разных постановок. Лично для меня Самойлова и Боярская из всего этого списка выделяются ярче всего. Они обе, в сравнении с другими актрисами, оказались ближе к описанию Карениной в книге. И уверена, что если бы соединить черты Самойловой и Боярской, то вышло бы совсем "эталонно" - Толстой был бы полностью доволен.

Но это лишь мое мнение, которое не является "истиной в последней инстанции". Интересно послушать и вас - кем бы, по вашему мнению, из всех перечисленных в статье актрис Толстой остался доволен, а кто бы его разозлил больше всего?