Сегодняшний пост о книге "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек ( PECS)" Лори Фрост, Энди Бонди.
Как я уже и говорила, именно она на долгие годы стала нашим путеводителем и помощником в научении сына общаться.
Что мне больше всего понравилось в этой книге, так это, то что в ней сосредоточена не какая-то сухая теория, а практическое руководство к действию. В ней подробно во всех деталях описано, как и что делать, чтобы научить ребенка общению с помощью карточек.
Когда развитие ребёнка идет обычным образом, не задумываешься о его этапах, о тех дифференцированных навыках, которые каждый день приобретает малыш. А вот если что-то идет не так, учишься различать небольшие "шажки", которые делает ребенок и радоваться этим успехам.
Так вся наша речь, состоит из просьб и комментариев ( реакций на различные события). Чем сильнее у ребенка нарушение, тем больше у него проблем с этими двумя видами общения.
Есть случаи, когда вследствие различных причин, развитию речи мешают физиологические проблемы, преодолев которые удаётся запустить речь. Но бывает и так, что речевой продукт есть, но это не речь, ребёнок не использует слова для общения, вообще не понимает как общаться.
И вот здесь как раз кроется одно из ложных родительских ожиданий: вот появятся у нас слова, пойдет речь и всё будет хорошо. Тут происходит смешение двух процессов: появление слов и становление речи, как средства общения.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS работает как раз на второй процесс, которого все так ждут. Она помогает планомерно сформировать навык просьбы и навык комментария.
В книге очень детально расписаны все этапы введения карточек, начиная с того, как научить ребенка пользоваться картинкой для просьбы, привлечь внимание взрослого, различать желаемый и нейтральный предмет на картинке, выбирать из двух и более интересных предметов, до того, как выстраивать предложения и распространять их, вводить прилагательные, глаголы, как научить комментировать, как общаться со сверстниками, и что немало важно, если это возможно, перейти к обычной речи.
Материал книги очень удобно и понятно структурирован: полезные ссылки, ключевые мысли, необходимые сноски, поясняющие иллюстрации, помогают лучше понять методику обучения.
Еще меня очень зацепило в этой книге, то, что в ней рассматривается не только как отладить процесс коммуникации, но и связь этого процесса с другими жизненными навыками: навыком ожидания, умением просить перерыв, и другими полезными ребенку вещами. Все эти умения способствуют лучшей социализации, улучшению качества жизни ребенка и его семьи.
#полезныеинужныекниги