Найти тему
Нео-Буддист

Обратная сторона медитации

Благодарю неизвестного автора за это фото
Благодарю неизвестного автора за это фото

Я не раз встречал (видел, читал) людей, весьма увлечённых самодеятельной медитацией - то есть самостоятельного, без опоры на авторитетные инструкции, погружения в трансовые состояния. Порой такие самодеятельные медитаторы опираются на чьи-то инструкции, но это всегда что-то поверхностное, выдернутое из систематизированных наставлений признанных мастеров, или, гораздо чаще, чей-то ещё креатив, который понравился данному экспериментатору, либо же просто некая “сборная солянка”.

Характерным признаком такой любительской психонавтики для меня является обилие всякой туманной терминологии, как правило, собственного производства. При этом, что является ещё одним подкрепляющим меня в этом мнении фактором, любитель медитативной самодеятельности не знает или совсем плохо владеет принятым, в частности, в буддийской системе, терминологическим лексиконом. Это вовсе не значит, что те индивидуумы, что хорошо владеют этим лексиконом, продвинуты и в практике медитации, но отсутствие этих знаний - явный для меня признак самодеятельного медитатора.

Но опасность самодеятельной медитации, конечно же, не в том, что практикующий не владеет терминами. Проблема в том, что такой медитатор может иметь в корне ошибочные представления, будучи уверенным в своей правоте. Изучая буддийские методы медитации в согласии с традицией, мы постигаем теорию, чтобы она была нам помощью в практике - в частности, чтобы как раз избегать ошибочных суждений о своих медитативных погружениях.

Например, самодеятельный медитатор может чрезвычайно увлечься иллюзиями и видениями, что нередко случается с начинающими. Придавая им сверхценное значение, самодеятельный медитатор может надолго “залипнуть” в этих “спецэффектах”, поверив в то, что ему открылись невообразимые мистические высоты или глубины. Между тем, тот, кто начинает изучать медитацию с соответствующей теоретической базой, с самого начала узнаёт, что это не более чем побочные эффекты, а практика буддийской медитации состоит вовсе не в погружении в захватывающий мир мистических видений. Грамотный медитатор знает, что эти видения имеют ту же природу, что и сновидения - их производит мозг, погружённый в состояние, по некоторым параметрам очень сходное с состоянием сна. Этот побочный эффект может быть приятным или пугающим, но мы должны понимать и принимать его именно как побочный эффект, не переоценивая его значения.

Или же самодеятельный медитатор может оказаться захвачен своими висцеральными и другими физиологическими ощущениями, и точно так же переоценивать их значение, наделяя их мистическим смыслом. Например, лёгкий тремор в конечностях из-за чисто соматического перевозбуждения нервной системы, индуцируемого спецификой занятий по введению себя в транс, медитатор может объяснять как “правильное ощущение восторга”, того, что в буддийской литературе о медитации называется piti. По какой-то неизвестной пока для меня причине в русских текстах это слово переводится как “восторг, радость”, однако авторитетный словарь Буддадатты даёт вполне ясное значение joy, delight и сопровождает пояснением, что имеется в виду эмоция, а также даёт варианты словосочетаний, где чётко ясна связь именно с эмоцией, а вовсе не с физиологией. Соответственно, считать, что раз у тебя слегка дрожат руки, то значит ты испытываешь некий “особенный духовный восторг” полностью ошибочно. Правильным было бы обратное суждение: я испытал такой восторг, что у меня даже руки (ноги) задрожали.

Причина таких ошибочных суждений, с моей точки зрения, именно в недостатке соответствующих познаний, то есть теоретической базы. Эта база даёт нам довольно ясные схемы того, что мы изучаем и исследуем в своей личной практике. Для начинающего исследователя человеческого психокосмоса эти схемы могут выглядеть сложными, а порой просто непонятными. Но, как гласит древняя буддийская мудрость, терпенье и труд всё перетрут. Когда прилагаешь должное усердие, то сначала становится понятным кое-что, а потом происходит прорыв и довольно быстро становится понятным всё остальное.