Благодаря пронзительным риффам и текстам песен, выступающим против войны, сексизма и климатической несправедливости, индонезийская группа VOB, состоящая из трёх участниц, завоёвывает одобрение великих гитаристов и прокладывают себе путь к глобальному успеху.
Voice of Baceprot создали себе бренд благодаря своей свирепости и хриплости, но когда мы общаемся в видеочате с Марсией (гитара и вокал) и Види (бас), трудно представить их грубоватые сценические образы, поскольку они излучают заразительно жизнерадостную энергию.
Металл-трио со своей барабанщицей Сити образовалось в 2014 году в школе в Сингаджайе, небольшой деревне за пределами города Гарут, провинции Западная Ява. Вместе подруги создают наполненные яростью треки, которые являются воплощением музыкального активизма, и даже название их собственной группы (произносится как bah-che-prot) вдохновлено сунданским словом, означающим «шумный».
«Мы хотим помочь нашим слушателям набраться смелости, чтобы они могли быть теми, кем хотят быть, особенно женщины, – говорит Марсия. – Многие из них очень талантливы и обладают большим потенциалом, но слишком напуганы, чтобы реализовать его. Они должны знать, что их голос – это то, в чём нуждается мир, это слишком важно, чтобы подавлять его».
Их дебютный альбом Retas переплетает темы феминизма и расширения прав и возможностей с призывами положить конец войне и бороться с климатическим кризисом, и всё это происходит на фоне смешивания элементов классического рока, хэви-метала и даже современного поп-рока.
В частности, один из треков, который демонстрирует их основное послание, – это PMS, аббревиатура от «perempuan merdeka seutuhnya», что означает «полностью независимые женщины». Будучи молодыми мусульманками, VOB самим пришлось преодолеть множество препятствий, таких как противодействие консервативных мусульман в их стране и стереотипы в других странах из-за ношения хиджабов на сцене, поскольку они вошли в жанр, где улучшение разнообразия находится в стадии становления.
Несмотря на то, что им пришлось преодолеть, группа хочет, чтобы её признали за их мастерство и талант, а не только за их религию и хиджабы. Но именно их ремесло завело их так далеко на сцене, которую часто критикуют за то, что она ориентирована на мужчин и в ней преобладают белые. Поэтому появление Voice of Baceprot в мире рок-музыки кажется свежим глотком воздуха.
Age Oriented – личный любимый трек группы, который напоминает о дискриминации, возникшей, когда они начинали учиться в школе, но одна конкретная песня – инструментальный трек Kawani – действительно впечатляет тех, у кого есть гитарный слух, поскольку она погружает в выразительное мелодичное бренчание и партии пружинистого баса.
«Мы написали почти все песни для альбома Retas, когда ещё учились в школе, примерно с 2017 по 2018 год. Он воплощает в себе путешествие, в котором мы находились последние девять лет», – объясняет она.
Так как же всё это сошлось воедино?
«Всё началось в 2014 году, когда я оказалась в том же театральном кружке, что и Види, – говорит Марсия. – Раньше я смотрела, как наш учитель-консультант Ахба Эрза поёт и играет на гитаре. Я любила петь, но у меня не было друзей, которые могли бы играть на гитаре, чтобы аккомпанировать мне в пении, поэтому я попросила его научить меня играть. Он дал мне мои первые уроки игры на гитаре, и после этого я просмотрела много обучающих видеороликов на YouTube, используя школьный Wi-Fi».
В то время мысль о том, чтобы стать металл-гитаристкой или создать группу для активной деятельности, никогда не приходила ей в голову. «Я не знала ни одного гитариста из видео, которые я смотрела. Однако, что я точно знала, так это то, что все они были по-своему удивительны... включая меня», – говорит она с оттенком гордости и хихиканьем.
Тот же самый учитель также стоял за увлечением Види басом, поскольку он научил её играть басовые партии на акустической гитаре для музыкальной драмы, в которой они играли: «Я начала учиться играть на басу самостоятельно после того, как закончился мюзикл, я смотрела обучающие видео на YouTube, а также мне помогал другой музыкант, с которым я познакомилась на конкурсе групп».
«После того, как мы переехали в Джакарту в 2020 году, мне посчастливилось в течение нескольких месяцев учиться у одних из лучших басистов, которых когда-либо выпускала эта страна», – делится Види, сияя.
С небольшой помощью Эрзы то, что VOB собрались вместе, было поистине судьбой. Теперь трио применяет свои навыки на практике, используя целый ряд гораздо более захватывающего оборудования. Марсия чередует на сцене две гитары – японскую Jackson Dinky Series и Gibson SG Standard, в то время как Види в настоящее время играет на фирменном басу Warwick Signature Роберта Трухильо из Metallica.
Что касается эффектов, то «самый главный – это, конечно, дисторшн (перегруз), – говорит Марсия. – Изначально я использовала Vox Bulldog Distortion, но на сцене он всегда был слишком шумным, а потом наш фанат, которому я очень благодарна, подарил нам свой POD XT Live».
«Я играла с этой установкой всего два года, прежде чем у меня возникли всевозможные проблемы, потому что оборудование было слишком старым. После этого один из друзей Ахбы Эрзы одолжил мне свою установку Line 6 Helix HX Stomp, которой я пользуюсь и по сей день. Я планирую выкупить её у него, потому что она даёт мне возможность играть все песни на сцене идентично тому, как они были записаны в студии», – заключает она.
«Раньше я пользовалась педалью SansAmp, которую купила здесь у одного из моих наставников по игре на бас-гитаре, – добавляет Види. – Это был первый басовый эффект, который я когда-либо пробовала». На данный момент она также использует Helix HX Stomp. «У меня не так много басовых эффектов, – добавляет она. – Но, надеюсь, однажды я приобрету что-нибудь от компании Darkglass».
И у Марсии, и у Види есть большие мечты о более захватывающем оборудовании, на котором, как они надеются, они смогут играть на протяжении всей своей растущей карьеры, включая идеи о том, как выглядела бы гитара или бас-гитара их мечты.
«Это так прекрасно даже просто помечтать об этом, – приходит Марсия в восторг. – Наверное, я хотела бы заострённую маленькую гитару чёрного цвета, оснащенную хамбакерами и с моим именем, вырезанным на обратной стороне, чтобы я могла сказать [она жестом поднимает гитару в воздух]: «Ах, это моя гитара»!».
Види также рассказывает о своём желании: «Я хочу бас-гитару с корпусом, пропорциональным моим параметрам. Не слишком большую и не слишком тяжёлую». Но, несмотря на желание приобрести модель меньшего размера (возникает противоречие), Види также мечтает о басе, который был бы немного больше в стиле Криса Уолстенхолма из Muse – с подсветкой на грифе, «с звукоснимателем с одной катушкой или хамбакером», – добавляет она, не слишком привередливо.
«Лично мне нравится гитара Gibson Ангуса Янга, – добавляет Марсия. – Я играю на том же Gibson SG, который купила у замечательного музыканта, который также поддерживает VOB. В прошлом она уже был сломана, и я часто сталкивалась с множеством проблем на сцене. Я надеюсь, что в будущем у меня будет такая же гитара, но в лучшем состоянии».
Девушки из Voice of Baceprot равняются на множество великих гитаристов и басистов и получили похвалу от таких маэстро, как Фли из Red Hot Chili Peppers и даже Тома Морелло из Rage Against The Machine.
«Когда твои кумиры знают о твоём существовании, и ты мечтаешь добиться больших успехов, как это сделали они, это такое необыкновенное чувство. Это даёт нам огромный заряд энергии», – говорит Марсия тоном, который подразумевает, что она всё ещё не может в это поверить.
Пройдёт совсем немного времени, и они будут выступать на одних и тех же сценах и фестивалях, что и Морелло. Теперь, когда альбом Retas совершил плавную посадку, трио собирается отправиться в турне по одиннадцати городам США в августе этого года. «Мы так усердно работали над этим альбомом, – говорит Марсия. – Мы надеемся, что послание и исходящая от него энергия будут услышаны и прочувствованы всеми».
То, что ждёт их впереди, действительно выглядит ярче, чем подсветка на бас-гитаре мечты Види.