Одним из излюбленных способов прикоснуться к прекрасному и трогательному миру Франции для меня является эрмитажная коллекция - в ее недрах спрятано несколько малоизвестных экспонатов, которые обычно редко кто замечает, а об истиной ценности некоторых из них знают разве что специалисты-искусствоведы.
Отношения с этим знаменитым петербургским музеем у меня всегда были сложные, отчасти в этом виновата все та же любимая Франция, после посещения музеев которой, огрехи и равнодушие отечественных музейщиков (правильнее, наверное, сказать музейных "администраторов") стали восприниматься мной особенно болезненно.
Следствием стало написание нескольких статей, вызвавших противоречивую реакцию читателей (кто-то был на моей стороне, а кто-то яростно защищал аморфность и равнодушие соотечественников), общий смысл которых был правильно воспринят едва ли 10-15 процентами читателей:
С тех пор прошло много времени, ситуация в Эрмитаже несколько изменилась: хотя общее отношение администрации в целом остается на столь же невысоком уровне, наметились явные сдвиги - стали чаще проходить новые выставки, организация которых уже более грамотная и продуманная, а не такая печальная как при организации многострадальной выставки, посвященной самому известном отечественному ювелиру:
Но самое главное, только в Эрмитаже есть несколько, по-настоящему любимых экспонатов, к которым я готова возвращаться снова и снова, особенно, если очень хочется вспомнить Францию.
Вот и в этот раз, намереваясь посетить несколько новых выставок в Главном штабе (филиал Эрмитажа), я не могла не зайти и не взглянуть на любимцев (все экспонаты, речь о которых идет в данной статье, находятся в постоянной экспозиции, размещенной в Главном штабе).
1. Ювелирное искусство
Собственно, первый экспонат не совсем французский: очаровательная фигурка лежащего поросенка фирмы К.Фаберже.
В небольшой экспозиции, посвященной самому знаменитому отечественному ювелиру, представлено несколько интересных экспонатов - роскошная эмаль, хрупкие драгоценные цветы - вершина камнерезного искусства, но именно этот очаровательный поросенок кажется мне самым добрым и умилительным.
Его фигурка так странно противоречит высокомерной роскоши и утонченной аристократичности остальных экспонатов, что кажется почти совершенством. Что интересно - к ней прилагается коробочка, из-за чего я каждый раз фантазирую на тему кому был предназначен этот сувенир и какой могла быть реакция на подобный подарок.
А причем же тут Франция? Как я ранее писала в одной из своих статей, посвященных музею К.Фаберже, его семья родом из Франции, откуда она в XVII веке была вынуждена эмигрировать в Германию, а уже оттуда перебралась в Россию.
Более подробно об этом, а также о других шедеврах, созданных знаменитым ювелиром, можно узнать в одной из этих статей:
2 и 3. Сказочный мир модерна.
Следующие два пункта посвящены не отдельному экспонату, а группе экспонатов, так как выделить какой-то один из них крайне сложно - все они равноценны и равнозначны, и все относятся к самому хрупкому направлению декоративного искусства - стеклу, а также к самому обожаемому стилю - прекрасному модерну.
О том, каким разочарованием стала для меня эрмитажная экспозиция, посвященная прекраснейшему из стилей - многоликому, многогранному, яркому, страстному, роскошному модерну, я уже писала ранее:
Тогда мне показалось обидным, что музей такого уровня, обладая богатейшей коллекцией экспонатов, представил настолько ограниченную и скудную экспозицию, в то время как более скромные музеи делали это в разы лучше:
Все дело в том, что в тот раз на экспозиции отсутствовали лучшие экспонаты - изделия из стекла. Именно декоративное искусства стекла, в котором художники модерна впервые попытались соединить разные виды искусства (живопись и скульптуру), воплотить изменчивую, сложную и многогранную красоту окружающего мира, а также волшебство света, стало визитной карточкой модерна.
История рождения этой безупречной стеклянной сказки, как и самые ее яркие страницы, неразрывно связана с Францией, а точнее с городом Нанси и в первую очередь с мастерскими братьев Daum и Эмиля Галле.
Именно их я и хотела увидеть в первую очередь, ведь на канале я уже столько раз писала и говорила об этих замечательных художниках.
Империя Daum, получившая известность в годы модерна, существует и по ныне, ознакомиться с ее историей можно в отдельной статье, ставшей первой по-настоящему популярной публикацией на канале:
А вот о личности другого художника - Эмиля Галле, я ранее писала только вскользь, что странно, ведь он один из самых моих любимых, а его достижения считаются поистине уникальными - именно в его творчестве впервые появились те основополагающие элементы, которые в будущем станут визитной карточкой модерна.
С точки зрения развития декоративного искусства - это гений, талант самого высокого уровня. Именно созданные им технологии стеклянного ремесла изучал и именно его шедеврами вдохновлялся Л.К. Тиффани, когда создавал свою стеклянную империю.
Эмиль Галле не просто заложил фундамент французского стеклянного ремесла, он также развил и вывел на новый уровень декоративное искусство как таковое - до модерна это направление человеческой творческой деятельности имело исключительно утилитарное значение и не рассматривалось как нечто интересное и равнозначное искусству монументальному.
Помимо стекла Э.Галле активно работал и в других направлениях. Да, стекло было главным и основным, принесшим ему славу и популярность, но не менее интересными и красивыми являются и его шедевры из дерева, почему-то грубо именуемые "мебелью".
Горячо любимая и популяризированная им техника маркетри - создания живописных панно из различных пород дерева, совершенство каждой детали, продуманность каждого элемента, призванного дополнить общую картину, скульптурность, выразительность деталей, - все это позволяло ему создавать настоящие произведения искусства, сложные, интересные, обладающие своей историей, своим характером, своей идеей... Разве можно назвать нечто подобное "мебелью"...
К сожалению, если стеклянные изделия мастерской Э.Галле еще нет-нет да и попадаются в коллекциях отечественных музеев, то вот с более сложными его работами из дерева ситуация обстоит куда трагичнее: помимо представленного выше столика еще один постоянно доступный экспонат (кстати говоря, куда более исключительный и роскошный) есть в коллекции дворца-музея в Павловске, правда об этом мало кто знает - экспозиция, на которой он представлен, не очень популярна у посетителей...что и говорить, декоративное искусство у нас ценится не очень высоко...
4 и 5. Волнующее очарование живописи импрессионистов.
Другое дело - искусство монументальное: здесь всегда есть зрители и именно о нем вспоминают, когда речь заходит об Эрмитаже (отсюда и критика предыдущих моих статей, посвященных Эрмитажу - я писал об искусстве декоративном, а читатели в комментариях - об искусстве монументальном), не бывает обидно за реакцию посетителей и не слышно фраз вроде "Да здесь одни вазы какие-то, что смотреть, пойдем дальше". А какое разнообразие стилей и направлений - каждый может выбрать что-то для себя.
В моем случае таким выбором стали импрессионисты. Не очень оригинально, правда? Вот только я никогда не понимала и не принимала творчество этих художников, пока не съездила во Францию и не увидела своими глазами прекрасный, райский уголок - Сад Живерни, и великолепную Этрета...
Почему-то именно после этого мир импрессионистов стал для меня не просто понятен, он стал одной из любимых отдушин...
Естественно, что экспозиция импрессионистов в Главном штабе - одно из любимых моих мест в городе, особенно я люблю две картины: "Мост Ватерлоо, эффект тумана" Клода Моне и "Бульвар Монмартр в Париже" Камиля Писарро.
Первая - безупречность цвета, оттенки которого можно изучать бесконечно долго: эстетическое наслаждение, глубокое ощущение настоящей, абсолютной красоты, скрытой даже в таких привычных вещах...
Туман, смешанный с дымом фабричных труб, холодное равнодушие водной глади, одинокие фигурки людей...Странно, но эта обыденность так прекрасна... Пронизанная волшебной магией сказочного света, она кажется совершенной, безупречной....
Гений Моне - то, без чего я не мыслю Франции, его картины всегда напоминают о том, что каждое мгновение нашей жизни обладает исключительной ценностью, а окружающий нас мир прекрасен...конечно, если мы не стремимся всеми силами доказать обратное.
Вторая картина для меня - кусочек настоящего Парижа, воплощение его духа, характера, атмосферы... Помню, как я ходила по этим роскошным бульварам, отороченным черным металлическим кружевом, - да, конечно, по ним уже не ходят экипажи, а проносятся шумные автомобили, облик людей тоже стал иным, но душа города, которую так точно ухватила кисть первого из импрессионистов, осталась все той же: веселой, слегка беспечной, романтичной, капризной, взбалмошной но при этом доброй, понятной и почему-то очень родной...
Последнее чувство в этот раз было особенно сильным: сидя напротив картины, изучая детали, мазки кисти, я вдруг почему-то расплакалась - впервые появилось чувство, что я могу больше никогда не увидеть этого города и все те душевные метания последних дней, которые мучили и выливались сумбурным словесным потоком на моих особенно преданных читателей в последних записях, вдруг прорвались разом...
А потом пришло облегчение: свидание с любимым городом обязательно состоится, пусть не в этом и не в следующем году, но когда-нибудь точно, ведь наша душа - самая главная наша сила, и если уж она к чему-то по-настоящему стремится, рано или поздно она этого добьется... А пока..., пока я буду снова и снова приходить к своим любимым картинам, любимым хрупким шедеврам, созданным французскими художниками, и снова благодарить Эрмитаж за наличие столь прекрасной возможности...
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺