Найти тему
В поисках красоты

🌺Осколки петербургского модерна в неожиданном месте

В Петербурге много мест, где сохранились элементы модерна: улицы и дома Петроградки, знаменитый Дом компании Зингер, где ныне обосновался Дом книги, магазин купцов Елисеевых и, конечно, одинокие доходные дома. Казалось бы, при чем тут Петропавловская крепость. А между тем, именно там все еще можно увидеть красочные осколки прекрасного модерна…

Нет, речь, конечно, не о суровых крепостных бастионах и золотом шпиле императорской усыпальницы – эти достопримечательности возникли задолго до рождения прекраснейшего из художественных стилей. Но, поскольку им по воле сумасбродного царя-основателя, суждено было стать сердцем новой столицы, в последствии, уже в более прозаические и близкие к современности дни, здесь разместился музей истории города, который нет-нет да и удивляет какими-нибудь необычными экспозициями. Об одной из них - "Предметный мир модерна", - и пойдет речь дальше…

«Петербургский модерн»…- всего два слова, а какая в них концентрация красоты, утонченности, роскоши и изящества…Перед глазами сразу возникают плавные изгибы растительных орнаментов, которые на рубеже 19-20 веков опутывали все уголки Европы: от крыш домов, до подвальных решеток, от архитектурных ансамблей до столовых приборов – все было наполнено красотой, все служило воплощению одной идеи.

Суть ее заключалась в подражании и воплощении природной, естественной красоты, которая должна была наполнить собой все сферы человеческой жизни и в последствие изменить самого человека.

Конечно, столь идеалистическим планам не суждено было сбыться: специфика человеческой природы в основных своих чертах остается неизменной на протяжении уже нескольких тысячелетий, и некоторые корректировки в нее вносят разве что глобальные кризисы и суровые потрясения, перед которыми хрупкий мир флоры и фауны абсолютно бессилен. Но попробовать все-таки стоило, и следствием такой попытки стало появление в копилки мировых ценностей отдельного мира - прекрасных шедевров Модерна (Арт Нуво).

Особенность этого мира заключалась в том, что на рубеже веков он охватил все сферы человеческой жизни и очень быстро, не смотря на свою дороговизну и элитарность, стал доступен среднему классу – т.е. стал массовым. Именно такие экспонаты – вещи из обычной, повседневной жизни рядовых петербуржцев рубежа 19-20 веков и представлены на экспозиции.

Всего в двух маленьких залах собралось чуть более 200 предметов, каждый из которых: от маленькой металлической спичечницы до роскошного мебельного гарнитура, - несет на себе отпечаток самого необычного и самого изящного из всех стилей – модерна…

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, мебель, пр-во фабрики "Ф.Мельцер и Ко"
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, мебель, пр-во фабрики "Ф.Мельцер и Ко"

Центральное внимание, конечно, отведено мебели. Всего на экспозиции представлено четыре полноценных гарнитура, каждый из которых состоит из нескольких предметов мебели и наделен своим совершенно особенным характером и очарованием.

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, автор неизвестен
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, автор неизвестен

Мягкая теплота плавных изогнут линий деревянного корпуса и декора в сочетании с блеском шелковой ткани или суровой холодностью темного бархата превращаются в настоящее произведение искусства – шедевр, в котором трудно увидеть утилитарность и практичность, а между тем эти качества тоже были необходимым элементом модерна.

Казалось бы, столь тонкая работа вряд ли могла быть доступна простому обывателю – представителю среднего класса. Но нет, именно так выглядела типичная мебель той поры, которая, кстати, производилась здесь же – в Санкт-Петербурге, в основном на фабрике «Ф.Мёльцер и Ко» (именно на ней были созданы три из представленных гарнитура).

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, мебель, пр-во фабрики "Ф.Мельцер и Ко"
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, мебель, пр-во фабрики "Ф.Мельцер и Ко"

Эта небольшая фабрика начала свою деятельность задолго до возникновения прекрасного модерна – в 1860е гг. Но широкую славу и популярность приобрела именно в эпоху расцвета этого стиля. Более того, именно в этот период фабрика немецких эмигрантов смогла превратиться даже в поставщика императорского двора.

Однако для нас гораздо интереснее тот факт, что подобно многим художникам модерна – выходцам из практичной среды ремесленников, часто чуждых идеализма художников-монументалистов, - Мельцеры очень быстро оценили перспективы работы на средний класс.

Они достаточно активно и массово стали создавать мебель в стиле модерна из более дешевых пород дерева, с использованием целлулоида (разновидность пластмассы) для имитации слоновой кости и аристократичных элементов декора. Иными словами: они сделали мебель в стиле модерн массовой.

Не вижу в этом ничего плохого: очаровательный комплект мебели из светлого клена с обивкой из голубого шелка выглядит почти невесомым и больше похожим на изящную безделушку, красивую и легкую, - заполучить такую, будь она изготовлена из более дорогих материалов, представителю среднего класса было бы почти невозможно, а ведь всем так хотелось прикоснуться к миру красоты, который высокомерно взывал с каждой афиши, с каждой открытки, да что там – с каждой тарелки или ложки.

Посуде, как и менее прозаическим изделиям из фарфора, безусловно, отведена большая часть выставки. Самые хрупкие экспонаты, по иронии судьбы оказались и самыми живучими, может быть в силу своей многочисленности, а может - ввиду особой благосклонности к ним художников модерна.

Так, на экспозиции представлено довольно много изделий керамики и фарфора, некогда имевших очень практичные функции, но в силу исторической эпохи, превратившихся в элемент прекрасного и интересного мира.

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, кувшин и таз для умывания
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, кувшин и таз для умывания

Например: хрупкий набор вазочек и разного рода подставочек, где модерн лишь вскользь проглядывается в очертаниях хрупких фигурок нимф и лесных фей.

Или сервиз с изображением ирисов – любимых цветков модерна. Да, возможно он не так изящен, и в нем нет той хрупкой, почти прозрачной красоты, магией которой наделены более известные шедевры французских мастеров школы Нанси, но ведь он все равно красив, все равно несет в себе некоторую долю очарования и частичку сказочной магии модерна.

Кстати, о художниках Нанси: их творчеству тоже нашлось место в стенах Петропавловской крепости. Представьте, каково было мое удивление и радость, когда среди самых хрупких экспонатов выставки мне посчастливилось обнаружить настоящее сокровище – шедевры великого Эмиля Галле, художника, с которого началось сказочное превращение стекла из скучного и прозаичного материала в источник невероятной культурной и эстетической ценности, в один из главных элементов модерна, декора, искусства…

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, ваза Э.Галле
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, ваза Э.Галле

(Об Эмиле Галле я уже кратко писала в двух других статьях на канале, и напишу отдельно более подробно – история творчества гения подобного уровня даже в кратком изложении требует определенной подготовки.)

Всего на выставке представлено три вазы работы Галле, на одной из них даже изображен целый лесной пейзаж – выпуклые контуры рисунка, цветовые переходы и рельефность многослойного стекла превращают маленький предмет декора в произведение искусства.

Однако мне больше запомнилась большая ваза с изображением глициний: ее мягкие, нежные формы и цвета обладают какой-то непонятной магией. Возможно, это ощущение рождается из-за тонкости работы: изображение цветков, листьев, стеблей, как всегда у Галле, максимально реалистично и точно, но при этом – невероятно красиво.

Что и неудивительно – Галле стремился увидеть красоту во всем и максимально точно передать ее легкость, изменчивость и многогранность. Безусловно, для подобных целей мир флоры был самой лучшей натурой, а стекло – самым лучшим средством выражения…

Странно, но то, что передо мной не совсем обычный экспонат, я поняла, даже не увидев его описания. Просто именно эта ваза была какой-то не такой: чуть более изящной, чуть более красивой – она буквально притягивала взгляд, выделяясь на фоне остальных качеством и тонкостью работы, однако, в чем именно это проявляется – сказать мне сложно даже сейчас… Просто она немного другая…

Но, не только она одна обращала на себя внимание. Была еще одна небольшая ваза в форме цветочного бутона ярко розового, «кричащего» цвета, который в этом окружении полутонов прозрачных стеклянных граней, выглядел почти как вызов. Мне показался странным такой необычный выбор цвета, но все быстро прояснилось, когда я узнала, кто автор этого произведения искусства. Для этого даже не пришлось читать описание экспоната: лаконичное «Daum» было написано прямо на самой вазе.

Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, ваза с изображением веток ежевики, Daum
Экспозиция "Предметный мир модерна", Петропавловская крепость, ваза с изображением веток ежевики, Daum

Об этих учениках Галле и еще одних представителях школы Нанси я уже подробно написала в отдельной статье. А потому, здесь скажу лишь о том, что возможность встретить на берегах Невы несколько произведений декоративного искусства Daum, с которыми я в первые познакомилась на просторах французского MAD, стало для меня настоящим подарком.

Маленькая, хрупкая вазочка всколыхнула в моей душе много теплых и добрых воспоминаний: полюбившийся MAD с его бесконечными галереями бесчисленных экспонатов из мира декора и дизайна, затем – весенний Париж, и наконец – Франция, которая все еще закрыта, а потому – безумно далека… Впервые я ощутила как скучаю по чужой стране, чужой культуре, искусству, а ведь всегда ценила, уважала и больше любила свое – родное…

И хотя на экспозиции было еще много других очень красивых экспонатов: роскошные лампы, часы с сложным и вместе с тем очень нежным декором, многочисленные металлические предметы из повседневного обихода, чем-то очень напоминающие знаменитые аналоги английской фирмы Либерти, - все они, также как и шедевры мастеров Нанси, вызывали в душе ощущение теплой грусти…

Конечно, это лишь мое субъективное восприятие: теплота вызвана душевностью, старанием и тщательностью проработки мельчайших деталей, которые чувствуются в каждой витрине, в каждом экспонате выставки – все продумано до мельчайших деталей: создается ощущение, что те, кто оформлял выставку, настоящие мастера своего дела, ценители наследия великого стиля в частности и мира декоративного искусства - в целом.

Я считаю очень важным отметить это в сравнении с тем, что будет сказано мной в следующей статье о другой, буквально обескураживающей выставке, посвященной этой же эпохе, но в другом, более крупном и состоятельном музее.

Что же касается грусти, то она, по-видимому, связана с осознанием того, насколько мало сохранилось в нашей стране от наследия такого прекрасного и необычного стиля, такой красивой и противоречивой эпохи – всего лишь немного осколков, ценность и значимость которых вряд ли будет в ближайшее время оценена по достоинству: судя по количеству посетителей, мир декоративного искусства для многих наших соотечественников до сих пор остается чем-то абстрактным и непонятным…

Что ж, таковы жертвы нашей истории: красота очень долго была под запретом, и мы попросту разучились ее ценить… Хотя, пока есть те, кто сохраняет хрупкие ее осколки, есть и надежда на то, что мир прекрасного еще вернется…

P.S: экспозиция постоянная, стоимость посещения - 200 руб.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺