Акира Куросава
XX век, кино превратилось в любимое развлечение людей во всем мире. Одним из крупнейших производителей фильмов являлась и Япония. Во время Второй мировой войны кинематограф был едва ли не единственным позитивным явлением в японском обществе. Тогда же заявил о себе режиссер Акира Куросава. Куросава - самый известный на Западе японский постановщик. Сын своего времени, он сочетал в своих работах великие традиции японской литературы с современными технологиями и пришедшей с Запада интернациональностью способа подачи материала. Реализм, тонкий лиризм и глубокая человечность сплелись воедино в картинах мастера. Новаторские приемы Куросавы, впоследствии заимствованные постановщиками из других стран, превратились в мировые достояние. Так кем же был Акира Куросава, перенесший на экран все лучшее, что создано многовековой японской культурой?
Куросава любил рассказывать об одном из своих первых детских впечатлений: он залез в ванну и принялся ее раскачивать. Ванна перевернулась, мальчик оказался на полу и, естественно, заплакал. И ему на всю жизнь врезались в память ощущение пола и ярко горящей над ним лампы. Психологи утверждают, что память и воображение тесно связаны. Возможно, раннее детское впечатление послужило толчком к развитию богатой фантазии великого режиссера. Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Токио в непростые для Японии времена.
Годом ранее произошло убийство премьер-министра Ито Хиробуми, и политическая обстановка в стране оставалась нестабильной. Отец Исаму Куросава, происходивший из самурайского рода, служил в армии, а после выхода в отставку работал в школе инструктором физкультуры. Мать Сима, относившаяся к купеческому роду, в общей сложности родила семь детей. Акира, самый младший из них, рос болезненным и впечатлительным. Однажды, когда мальчик чуть подрос, сестра взяла его с собой в кино. В одном из эпизодов фильма умирала собака. Акира плакал навзрыд всю дорогу до дома. Такая чувствительность непривычна для сдержанных японцев.
В начальной школе будущий режиссер учился неважно, к тому же его часто обижали. Родители перевели его в другую школу, но и там юный Куросава не прижился.
Во втором классе к нему прилипла кличка «плакса Конбето» - так звали героя популярной в то время песни. Повзрослев, режиссер назвал свои первые школьные годы «сущим адом».
В третьем классе начальной школы Куросава стал меняться. Немало помогли ему в этом его старший брат Хейго, одноклассник Кейноске Уэкуса и учитель рисования Кейдзи Татикава. Педагог, вместо того, чтобы заставлять школьников «похоже» воспроизводить разные предметы, поощрял их к самовыражению и позволял им рисовать все, что им захочется. Он обратил внимание на талантливые рисунки мальчика и похвалил его перед классом. До этого Куросаву все считали бездарным, теперь же он поверил в себя, и появились успехи - не только в рисовании. Мальчик увлекся боевым искусством «кендо» («путь меча»). Каждый день он совершал часовой путь до школы, где проводились тренировки. Однажды по пути на него напали ученики из другой школы, но наш герой сумел дать достойный отпор: он больше не был слабым и хилым.
На церемонии окончания начальной школы Акире доверили произнести речь от имени учеников, что для юного японца показатель первого большого общественного признания. Детство кончилось, началось взросление.
Когда Куросава учился в средней школе, происходившее в большом мире, по его собственным словам, значило для него не больше, чем дождь и ветер для цветка в оранжерее. Но постепенно созерцательность уступила место более активной жизненной позиции. В 1923 году Куросава не сумел сдать вступительные экзамены в выбранную им школу, и ему пришлось пойти в другую. Но ему повезло: там преподавали замечательные учителя. У юноши расширился круг интересов, он стал много читать, особенно полюбив книги японского писателя Доппо Куникиды и русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Именно в это время Куросава увлекся кинематографом. Два события изменили ранее апатичного подростка. Великое землетрясение, 1-2 сентября 1923 года разрушившее несколько городов, включая Токио, показало ему мощь природной стихии. Мальчик увидел, во что превращается паникующий, бессильный человек. Семья Куросава не пострадала, но память о страшном бедствии оказала влияние на его последующее творчество.
Лето, проведенное вместе с семьей на родине предков самураев в префектуре Акита, дало возможность Куросаве увидеть почти первозданную природу. Он зачарованно наблюдал, как вокруг него все движется и изменяется, оставаясь при этом единым целым. Ему были интересны и сельские жители, жившие в согласии с природой. Лето в Аките открыло новый этап в становлении личности будущего режиссера.
Закончив среднюю школу, юноша принял решение стать художником. Он начал посещать художественную школу «Досюся», где учился западному способу рисования, но в 1927 году в Токийскую художественную академию ему поступить не удалось. Зато в следующем году его картина, называвшаяся «Сейбуцу», попала на выставку «Ника».
Впрочем, в живописи он так и остался любителем. Позже, вспоминая юность, Куросава, сравнивал это время с лабиринтом трудностей. В 1928 году будущий режиссер устроился на работу в компанию «PCL» (будущую «Тохо»).
Новая, лихорадочная жизнь захватила молодого человека. В те годы всем приходилось нелегко из-за тяжелой экономической обстановки в стране.
В 1929 году начинающий художник вступил в «Японскую ассоциацию пролетарского искусства», не просто сотрудничая с коммунистами, но два года занимаясь нелегальной деятельностью. Произошло это достаточно случайно: Куросава сделал это не из-за каких-либо глубоких идейных соображений. Мало-помалу живопись переставала его интересовать, уступая место кинематографу, литературе, музыке и драме. Хейго Куросава, вопреки воле отца работавший комментатором на сеансах немого кино, в то время занимал видное место в токийской интеллектуальной среде. Он неоднократно водил младшего брата в кино и познакомил его со многими хорошими фильмами.
Но в 1933 году случилась трагедия: 27-лет-ний Хейго Куросава и его подруга совершили двойное самоубийство. После него осталась посмертная записка, где он утверж-дал, что достойный человек живет лишь до 30 лет, а существование после этого возраста - уродливо и непристойно. Будущий ре-жиссер, пораженный случившимся, три года прожил в родительском доме, прекратив занятия как искусством, так и революционной деятельностью.
В 1936 году Куросава решил попробовать себя в кинематографе. Выдержав тяжелейший конкурс, он получил место помощника режиссера в компании «PCL». Так начался путь блистательного режиссера в кино.
В апреле 1936 года Куросава поступил на работу в студию «PCL» (с 1937 года киноком-пания «Тохо»), где попал в группу режиссера Кадзиро Ямамото. Впоследствии он называл его своим главным учителем: тот повлиял на становление Куросавы не только как постановщика, но и как человека.
Отношения их складывались необычно: когда молодой человек проходил собеседование, Ямамото завел с ним разговор не о фильмах, но о музыке и о живописи. Позабыв о времени, Куросава и Ямамото принялись с энтузиазмом обсуждать своих любимых художников, композиторов и исполнителей и проговорили до позднего вечера, хотя за дверью своей очереди ждали следующие претенденты.
Таким образом, несмотря на огромный конкурс - порядка 100 человек на место, - прием Куросавы на работу произошел без каких-либо трудностей.
Ямамото считал своей задачей растить новое поколение режиссеров. Очень скоро он понял, что Куросава наделен недюжинным талантом, и считал своим долгом дать ему возможность развить свои способности.
Маститый режиссер доверял своему ассистенту в моменты своих отлучек с киносьемок подменять себя. Ямамото позже вспоминал: «Он был гораздо требовательнее меня».
В то время как другие молодые помощники режиссеров на студии не слишком себя утруждали, у Куросавы не хватало времени даже на сон. Он стремился как можно скорее освоить профессию. Мало-помалу у него вырабатался собственный стиль. Ямамото, зная о неизбежных разногласиях между постановщиком и теми, кто с ним работает, настаивал, чтобы Куросава никогда не шел на компромисс и не зависел от чужого мнения. Молодой кинематографист выполнил завет своего учителя: впоследствии он прослыл «режиссером-диктатором».
Тогда же состоялось еще одно бесценное для будущего мастера знакомство. Нагахару Йодогава, работавший в рекламном отделе компании, стал в будущем видным теоретиком кино. Куросава и Йодогава подружились, сохранив добрые отношения до конца своих дней.
Кадзиро Ямамото дал своему ученику хороший совет: режиссер должен уметь писать сценарии, иначе картина обречена на провал. Куросава взялся за освоение этого искусства. Когда основная работа не заставляла засиживаться допоздна, он посвящал написанию сценариев все свободное время. Куросава подсчитал, что, если сочинять по одной странице в день, то всего за год получится довольно объемный текст. Бывало, он писал до рассвета. По созданным им сценариям снимались картины, а в 1942 году молодой режиссер наконец-то получил возможность снять фильм самостоятельно. В 1943 году на экраны вышла его первая лента «Сугата санзиро» (в советском прокате -- «Гений дзюдо»). В ней снялся Такаси Симура - первый из тех, кто в будущем составит «команду Куросавы».
Работа над дебютной лентой происходила нелегко. Министерство внутренних дел Японии, осуществлявшее цензуру, раскритиковало ленту за ее излишне «западную» форму, особенно в любовных сценах. За Куросаву вступился признанный режиссер Ясудзиро Одзу, и фильм «пропустили». Картина очень понравилась зрителям. Так состоялся дебют Куросавы, принесший ему и коммерческий успех, и похвалу известного мастера. Фильмы, снятые Куросавой во время и в первые годы после Второй мировой войны, объединены общей темой - судьбы людей, родившихся в период Мэйдзи (1868--1912).
Он соединял в своих работах элементы комедийного и приключенческого кино. Вторая работа режиссера, «Самые красивые» (1944), представляет собой эпическую драму о девушках, работавших на заводе во время войны. Чтобы задействованные в ленте актрисы вжились в образ, Куросава отправил их поработать на настоящем заводе и пожить в заводском общежитии. 22 мая 1945 года он женился на исполнительнице главной роли Йоко Ягути, а уже 20 декабря родился их первенец -- Хисао. Уже тогда режиссер прославился своей суровостью на съемочной площадке. Его фильм 1945 года «Наступающие тигру на хвост» - пример его жесткого стиля работы. Один из актеров как-то сказал, что подчас Куросаву просто боялись. Примерно в это время режиссера прозвали «Тенко», что значит «император». Япония сильно пострадала во время войны, и люди шли в кино, чтобы хоть ненадолго забыть о трудностях. Картина 1947 года «Великолепное воскресенье» рассказывает о встрече влюбленных и их попытке, выбросив из головы проблемы, весело провести выходной день. Фильм воспроизводит атмосферу послевоенной Японии и трогает зрителя своим лиризмом. Сам Куросава позже отзывался о нем так: «Я хотел многое сделать, но все смешал в одну кучу». В последующие годы он все больше и больше экспериментировал.
1948 год начался для режиссера печально: умер отец, Исаму Куросава. Но затем пришла полоса удач: в следующем его фильме «Пьяный ангел» впервые снялся актер Тосиро Мифунэ, ставший своего рода талисманом и «вторым я» режиссера. К тому же композитор Фумио Хаясака по мнению Куросавы, гений - написал музыку к картине. Став одним из его ближайших друзей режиссера, он писал для него до самой своей смерти в 1955 году. Таким образом, у Куросавы окончательно сложилась своя команда, с которой он создал несколько блистательных фильмов. Тем временем Куросава продолжал свои эксперименты. Например, в ленте «Бездомный пес», выпущенной в 1949 году, режиссер проводил съемки с использованием телеобьектива. В 1950 году он начал съемки фильма «Paсёмон». На главную роль был приглашен Тосиро Мифунэ, в качестве композитора выступил Фумио Хаясака, а оператора - Кацуо Миягава. По мнению Куросавы, сложилась идеальная команда для работы над картиной. Он стремился сделать фильм одновременно красивым и реалистичным, и оператор Миягава блестяще справился с этой задачей.
Критики определяют эту работу как один из гениальнейших по техническому решению фильмов в истории мирового кино. В основу ленты «Расёмон» легла новелла Акутагавы Рюноскэ «В чаще», рассказывающая о темных глубинах человеческой души. Зрителям поначалу картина не слишком понравилась. Глава киностудии заявил, что она получилась «непонятной». Признание пришло несколько позднее, причем сначала фильм оценили по достоинству на Западе. Следующая работа, «Идиот», не имела коммерческого успеха, так что Куросаве пришлось отменить начало съемок следующего фильма. Сам режиссер оценивал свою работу неоднозначно: сохранились как утверждения, что он называл «Идиота» своей лучшей картиной, так и противоположные высказывания. Согласно им, Куросава считал свой фильм неудачным и хотел бы его переделать. Режиссера несколько обескуражил прохладный зрительский прием его фильмов, но вскоре его ждало одно из высших признаний в кинематографическом мире: в сентябре 1951 года «Расёмон» получил «Золотого льва», высшую награду Венецианского кинофестиваля. Между тем, всего несколькими месяцами ранее режиссер был уверен в провале ленты. Международному признанию Куросавы способствовала Джулиана Страмиджоли, занимавшая видное место в итальянском кинематографе. Она приехала в Японию с целью отобрать лучшие фильмы для конкурсного показа на Венецианском кинофестивале. Именно по ее настоянию японские кинодеятели согласились отослать фильм Куросавы на конкурс в Италию. Японцы в те годы больно переживали свое поражение во Второй мировой войне, и международное признание национального режиссера весьма способствовало улучшению морального климата в стране. В декабре 1952 года «Расёмон» выиграл специальный приз американской Киноакадемии в номинации «лучший иностранный фильм». Европейцы восхищались эстетикой Куросавы, американцев же привлекала событийная насыщенность его картины. Фильм во многом определил становление всего мирового кино; на нем воспитывалось не одно поколение молодых постановщиков. Получив «Золотого льва», Куросава в марте 1952 года начал съемки картины «Жить». Эта лента, созданная по мотивам повести Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича», рассказывает о человеке, которому поставили диагноз «рак», и объявили, что жить ему осталось три месяца. Первый кадр картины - из темноты проступает рентгеновский снимок раковой опухоли. Рассказ строится из воспоминаний третьих лиц. Нередко в конце пока за фильма зрительный зал взрывался аплодисментами. Самый известный эпизод ленты: главный герой садится на качели и напевает песенку. Здесь удивительно тонко единой мелодией сплетаются темы жизни и смерти. Если «Расёмон» - кристаллизация реализма и динамики, то «Жить» представляет собой правдивый рассказ о человеческой душе. Этот фильм относится к числу лучших творений мастера. 4 ноября 1952 года умерла Сима Куросава, мать режиссера. В начале 1950-х годов Куросава стал признанным мастером японского и мирового кино. В его следующей картине - «Семь самураев», пожалуй, наиболее известной его работе, - снова соединяются красота постановки, реализм подачи и увлекательность истории. Куросава высоко ценил творчество Джона Форда, основоположника вестерна. Режиссер хотел снять фильм, который затмил бы лучшие американские образцы этого жанра. И ему это удалось. Сцена сражения под проливным дождем до сих пор служит образцом для подражания для современных кинематографистов. Для нее потребовалось придумать новые технические приемы съемки. Одна из последних сцен «Семи самураев» снималась уже зимой; актеры работали под «дождем», создаваемым с помощью насосов. Несмотря на тяжелые условия, их игра пример высокого мастерства. Давняя мечта куросавы сделать сцены на пределе человеческих возможностей реализовалась в батальных эпизодах «Семи самураев». Актер Каматари Фудзивара вспоминал: «Во время съёмок нам пришлось здорово побегать... Но сам Куросава бегал вместе с нами, поэтому никто на него не ворчал... Полуголым артистам и статистам приходилось падать в холодные лужи, и вообще физически все выматывались до последнего». В 1955 году Куросава приступил к работе над фильмом «Хроника одной жизни». В нем рассказывается о японской семье, живущей в ожидании ядерной войны. В картине, относящейся к наиболее социально значимым работам режиссера, выражена его гражданская позиция по поводу «холодной войны» и нагнетания ядерной истерии. Фумио Хаясака, написавший музыку к картине, неожиданно заболел и умер во время ее съемок. Потеря близкого друга сказалась на характере дальнейших фильмов Куросавы. Из них окончательно пропадает мотив по-детски наивного мировосприятия, присутствовавшего в картинах, снятых до смерти Хаясаки. Куросава тратил на свои постановки много времени и средств, что провоцировало конфликты со студийным начальством. Из-за этого режиссер в 1959 году создал самостоятельную кинокомпанию «Куросава продакшнз» и, чтобы встать на ноги с финансовой точки зрения, сделал ставку на доступность и развлекательность - но не за счет реализма и правдивости деталей. Для этого мастер взял добротные детективные романы американцев Дешила Хэметта и Эда Макбейна и перенес их на японскую почву. Так появились картины «Телохранитель» (1961) и «Рай и ад» (1963), за-нимательные, ироничные и потому вышедшие за рамки жанров, к которым они формально относятся. В 1965 году режиссер создал фильм «Красная борода», одну из своих самых лиричных и добрых картин. Она рассказывает о бедняках, живущих в конце периода Эдо (в середине XIX века), и их лечащем докторе. Фильм получил несколько наград, в числе которых - приз за лучшую мужскую роль, присужденный Тосиро Мифунэ на Венецианском кинофестивале. На съемочной площадке Куросава пользовался очень сильным освещением, испортившим ему зрение. Темные очки, которые он, кажется, никогда не снимал, режиссер начал носить именно с середины 1960-х годов. К моменту завершению тяжелейших съемок Куросава выматывался настолько, что оставался почти без сил. По словам знавших его людей, такое состояние продолжалось у него по нескольку месяцев. Это и понятно: ему уже исполнилось 55 лет. После проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года Япония вступила на путь стремительного экономического развития. Появление телевидения угрожало самому существованию кинематографа. Финансовое положение Куросавы осложнилось, и к тому же его любимый актер Тосиро Мифунэ ушел в «свободное плавание», также открыв собственную киностудию. Куросава решил попытать счастья за гра-ницей, и вскоре Голливуд откликнулся на его предложение о сотрудничестве. 30 июня 1966 года - дата официального начала съемок картины «Поезд-беглец», совместного проекта «Куросава продакшнз» и американской «Эмбасси пикчерс». Куросава задумал снять философский фильм, а американцы настаивали на введение в картину сцен с обнаженными красавицами. Разногласия по поводу сценария и бюджета так и не были разрешены. 28 апреля 1968 года было объявлено о договоре между «Куросава продакшнз» и «XX век Фокс» о совместных сьемках фильма «Тора!Тора! Тора!», посвященного американско-японской войне 1941-1945 годов на Тихом океане. Куросава выполнял обязанности главного режиссера и постановщика японской части ленты. Он пригласил много непрофессиональных актеров, бывших военных, рассчитывая, что они будут смотреться реалистичнее, чем признанные звезды. В декабре следующего года начались съемки в Киото. Производство фильма то и дело приостанавливалось и возобновлялось. Наконец, было официально объявлено, что из-за плохого здоровья Куросава уходит с должности постановщика картины. Японские газеты подняли шумиху по поводу нервных срывов мастера. Когда врачи разрешили режиссеру возобновить работу, президент «XX века Фокс» не допустил Куросаву до съемок. Истинная причина отказа крылась в контрактных разногласиях. К несчастью для себя, режиссер не принимал личного участия в переговорах, доверив это своему представителю. Между тем, американцы навязали кабальный договор, предписывавший Куросаве унизительные мелочи, и при этом оставлявший за американцами право на окончательный монтаж фильма. Куросаве пришлось заплатить за свой отказ работать под диктовку американцев значительную неустойку. Позже он сказал, что его и американский стили кинопроизводства взаимно исключают друг друга. Фильм «Тора! Тора! Тора!» заканчивали другие постановщики, и он вышел на экраны в 1970 году. Несмотря на растущую во всем мире популярность цветного кино, Куросава считал его надуманным и неубедительным и не изменял более, по его мнению, реалистичной черно-белой гамме. В 1970 году он все же решил в качестве пробы снять цветной фильм - «Под стук трамвайных колес». Картина явилась первым за последние пять лет проектом, доведенным режиссером до конца, с тех пор как он завершил в 1965 году «Красную бороду». Лента, основанная на эпизодах из одноименной книги Сюгоро Ямамото, рассказывает о людях, живущих в трущобах японских городов. Куросава завершил ленту в рекордные 28 дней. Фильм не имел успеха, и финансовое положение Куросавы стало критическим. 22 декабря 1971 года Акира Куросава предпринял попытку самоубийства, к счастью, окончившуюся лишь легкими травмами. Нежелание жить возникло у режиссера, видимо, из-за клубка накопившихся трудностей - прежде всего, финансовых и творческих неудач.
Знавшие его люди утверждают, что у Куросавы сложилось в то время презрение к самому себе. Тем не менее, он попросил у близких прощения за неудавшееся самоубийство и пообещал продолжить работу в кино. Куросава, не видя возможности снимать у себя на родине так, как ему хочется, решился на совместный проект с советскими кинематографистами. В основу сюжета его новой картины «Дерсу Узала» легла книга Владимира Клавдиевича Арсеньева, прочитанная Куросавой еще в молодости. Уже тогда он принял решение когда-нибудь экранизировать ее.
Режиссер оговорил себе право полную свободу действий. Съемки шли в уссурийской тайге в течение двух лет, и режиссеру помогала советская команда в двести человек. Нередко работа шла при жестоком морозе, от которого приходилось несладко и актерам, и сьемочной группе.
В это время Куросава получил письмо о смерти своего учителя Кадзиро Ямамото и посвятил ему свою работу. По словам команды режиссера, он снова проявил себя «императором», каким был еще в молодости.
В 1975 году «Дерсу Узала» завоевал главный приз Московского кинофестиваля. В следующем году лента получила «Оскар» как «лучший иностранный фильм». Заговорили о «возвращении Куросавы».
В 1980 году вышел фильм «Тень воина» - еще одна лента Куросавы о самураях. В ней мастерски показана жизнь феодальной Японии - ужас сражений и притягательный кошмар разрушения. Работа, представленная на Каннском кинофестивале, выиграла «Золотую пальмовую ветвь». На вручении приза Куросава поблагодарил всех, кто в Японии обеспечивал техническую сторону кинопроизводства. Несмотря на титул «императора» и диктаторское поведение на съемочной площадке, режиссер никогда не забывал, что фильм создается не только постановщиком, но и всей группой. В своей речи он отметил, что успех любой картины обеспечивают команда технической поддержки и актерский состав. В сентябре 1982 года состоялся пятидеся-тый, юбилейный, фестиваль в Венеции. Там Куросава был удостоен «Золотого льва» за вклад в развитие кинематографа. После «Тени воина» режиссер приступил к съемкам исторической эпопеи «Смута»(«Ран»), завершенной в 1985 году. Во время работы Куросава несколько раз выходил за рамки отведенного бюджета: одни костюмы шились вручную на протяжении двух лет. В итоге «Смута» получилась самым дорогостоящим фильмом в истории японского кино. В 1986 году лента проходила в восьми номинациях на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, но получила приз лишь за ...«лучшие костюмы». Во время съемок «Смуты» в 1985 году умерла жена Куросавы Йоко Ягути. Режиссер, славившийся своим гостеприимством, любил устраивать в своем доме для съемочной группы роскошные банкеты с саке. Его жена и дочь Козуке лично готовили угощение, причем одним из их фирменных блюд были говяжьи стейки в так называемом стиле «кобе». Куросава был очень благодарен жене за подобную помощь. После ее смерти эти трапезы готовила дочь режиссера. При поддержке американского режиссера и продюсера Стивена Спилберга Куросава приступил к сьемкам фильма-притчи «Сны». За нее он получил специальную премию американской Киноакадемии. До него ее удостаивались лишь актеры Чарли Чаплин и Микки Руни. Награду режиссеру вручали Джордж Лукас и Стивен Спилберг, оба считавшие себя учениками мастера.
80-летний Куросава задумывал эту картину как свою последнюю, но снял еще два фильма. В картине «Августовская рапсодия» (1991), рассказывающей об атомных бомбардировках Японии, снимался американский актер Ричард Гир. Фильм получил высокую оценку во время показа на фестивале в Каннах. Через восемь месяцев после выхода на экран «Августовской рапсодии» Куросава начал съемки своей последней, как оказалось, картины -- «Еще нет». Название ленты - фраза одного из героев. Так он отвечает на вопрос: «Готов ли ты перейти в мир иной?» Фильм был закончен в 1993 году, став 30-й по счету и одной из лучших картин мастера за 50 лет его работы в кинематографе. В декабре 1997 года скончался актер Тосиро Мифунэ. Здоровье самого Куросавы было настолько слабо, что он не смог присутствовать на похоронах старого друга и соратника по кино; ему пришлось ограничиться письмом с соболезнованиями. В марте 1998 состояние режиссера резко ухудшилось. 6 сентября Акира Куросава скончался от кровоизлияния в мозг в своем доме в Токио. Ему было 88 лет.
Акира Куросава, «прорубивший» для японского кино «окно в Европу», всю свою жизнь работал ради его процветания. Он любил свою работу и перед началом сьемок вел себя, как ребенок в предвкушении праздника.Дни, когда Куросава не занимался созданием очередного фильма, казались ему лишенными всякого смысла. Бывало, он сталкивался с неудачами, но вскоре снова «рвался в бой». В последние годы жизни он пережил немало трагических потерь: умирали близкие ему люди. Сам он в старости как-то сказал, что все, кто составлял его внутренний круг, ушли, и он остался в одиночестве. Но страсть к созданию экранных повествований не угасала в нем. Один из персонажей картины «Лошадь» (1941), где Куросава снимал часть сцен, говорит: «Прекрасно быть живым, потому что жить интересно и весело». В черновиках сценария, над которым работал Куросава незадолго до смерти, есть фраза о том, что хоть и невозможно вечно оставаться молодым, быть живым прекрасно, несмотря ни на что. Жизнь Куросавы - череда признаний и трагедий. Он добился успеха на избранном поприще благодаря силе своей творческой энергии, таланту, детской восторженности, любви к кино и могучей фантазии. Созданные им фильмы - бессмертный памятник мастеру.