Найти тему
1,4K подписчиков

Знаю! Хочу знать! Узнал!

120 прочитали

Детям, особенно младшешкольникам, очень трудно систематизировать знания. Критическое мышление у 5-6-х классов только начинает формироваться и задача учителя сделать это грамотно. Поэтому, на помощь учителю приходит прием «ЗХУ». Нет-нет, это не матерное слово, это аббревиатура предложений «Знаю. Хочу знать. Узнал».

Прием нацелен на то, чтобы научить школьников мыслить не с вопросов, а с собственных ответов (знаний). Согласитесь, если нам задать непонятный вопрос, мы сможем дать на него ответ. Например, если спросить у нас «Почему небо голубое?», мы, проанализируем все доступные знания и ответим: «Свет преломляется и рассеивается. В конечном виде, до нас доходят только лучи синего цвета». Ответ, вероятнее всего, будет неверен (верен отчасти), но он побуждает узнать правду.

Явным преимуществом данного приёма является то, что он требует минимальных усилий при подготовке (а мы это любим). Все, что нужно сделать учителю – подготовить источники информации, содержащие ответы на поставленные вопросы. Весь процесс включает в себя три мыслительных этапа:

Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации.

Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

Размышление — этап усвоения новых знаний, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Шаг 1. Ученики читают предложенный учителем текст и маркируют его (желательно, карандашом и на полях) следующими обозначениями:

З – я это знаю, или имею представление об этом;

Х – это новая информация и я хотел бы узнать поподробнее.

Шаг 2. Вызов. Ученики рисуют в тетрадях таблицу в три столбца «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» (рис 1). После прочтения текста, заполняется первый и второй столбцы «Знаю», «Хочу знать». Лучше всего, чтобы дети сначала проговаривали тезисы, которые хотят записать и только потом переносили их в таблицу. Так вы формируете навык тезисной формулировки.

Рис 1. Классическая таблица приема "Знаю. Хочу знать. Узнал"
Рис 1. Классическая таблица приема "Знаю. Хочу знать. Узнал"

Шаг 3. Осмысление. Заполнение столбца «Узнал» переводит урок уже в этап осмысления. Ученики читают текст повторно и отмечают для себя возможные ответы на поставленные вопросы (можно так же маркировать текст меткой «У» - узнал).

Возможно, таблица может пополниться новыми вопросами, на которые необходимо дать ответ. А также, некоторые тезисы из столбца «Знаю» могут перекочевать в графу «Хочу знать» (рис 2), так как у ребенка возникает сомнение или противоречие относительно имеющегося знания (он думал, что знает, а оказалось, наоборот).

Шаг 4. Размышление. Данный шаг соответствует этапу рефлексии. Ученики обсуждают занесенные в таблицу выводы. Происходит переосмысление старого знания и добавление нового.

На примере можете увидеть таблицу «ЗХУ», составленную на уроке биологии в 6 классе при прохождении темы «Дыхание растений» (рис 2).

Рис 2. Пример заполненной таблицы (с противоречием) на уроке биологии в 6 классе
Рис 2. Пример заполненной таблицы (с противоречием) на уроке биологии в 6 классе

Как и любой другой прием критического мышления, «ЗХУ» требует регулярного использования. Впервые увидев таблицу, дети могут не понять, что от них требуется. Затруднение может вызвать анализ информации, ее обобщение и конкретизации (детям будет сложно целый абзац переформулировать в тезис). Но, это не повод отказываться от нового. Для начала используйте короткие тексты, которые по мере освоения приема будут увеличиваться и усложняться.

P.S. Усложненным вариантом приема «ЗХУ», является INSERT (Interactive Noting System for Eeffective Rreading Tthinking). Ее использование целесообразно в старших (9-11) классах.

Детям, особенно младшешкольникам, очень трудно систематизировать знания. Критическое мышление у 5-6-х классов только начинает формироваться и задача учителя сделать это грамотно.-3