Пришло время снова прогуляться. Сегодняшний наш маршрут проляжет от метро "Крестьянская застава" до "Таганской". Но по прямой мы конечно не пойдем, там мало интересного.
Всего в полукилометре от метро "Крестьянская застава" располагается Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. А рядом с ним храм Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе.
Предположительно, ещё в XVI веке на этом месте стояла деревянная церковь. В 1644—1645 годах ей на замену была возведена каменная. Храм несколько раз перестраивался. Сейчас здание включает в себя непосредственно храм с апсидой, примыкающую к нему трапезную с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и во имя апостолов Петра и Павла.
В Новоспасском монастыре идут реставрационные работы, большинство храмов стоят закрытые строительными лесами, так что поснимать много не получилось.
Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.
В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.
Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 годах на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.
Покинув монастырь отправляемся дальше. Крутицкое подворье расположено всего в полукилометре от Новоспасского монастыря. Крутицкая набережная закрыта для прохода и проезда, там ведутся масштабные работы.
Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы. Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань.
В 1262 году в Крутицах был основан мужской монастырь, возведённый в честь святых Петра и Павла. Историки выдвигают две основные версии его возникновения. Согласно первой, указ о создании монастыря был издан князем Даниилом Московским. По преданию, ему настолько приглянулась живописная природа тех мест, что он решил основать дом на берегу реки. Однако проживающий в одной из хижин подвижник Подон предостерёг его о необходимости возведения в Крутицах храма и архиерейского дома. По этой причине князь отказался от собственных палат и основал монастырь. На рубеже XIII и XIV веков в нём поселился греческий епископ Варлаам Грек, впоследствии ставший первым Крутицким архиереем. После смерти Варлаама монастырь был преобразован в подворье Сарайской епархии, созданной в XIII веке, после того как часть населения оказалась в ордынском иге и князь Александр Невский издал указ о создании отдельной епархии для церковного окормления русских в столице Золотой Орды Сарай-Бату.
По другой версии, монастырь был основан после приезда Сарских епископов и Варлаама в Крутицкое урочище в XIII веке. Некоторые исследователи предполагают, что первой постройкой подворья стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (предположительно — XIII век), вокруг которой впоследствии возвели стены монастыря. В XIV веке монастырь стал центром архиерейского подворья Сарайских и Подонских епископов, которые стали именоваться Крутицкими.
Когда в 1454 году в Крутицкий монастырь прибыл епископ Сарайский Вассиан, в Крутицах уже существовал каменный храм Петра и Павла. В 1516 году этот храм был перестроен и переосвящён во имя Успения Божьей Матери, получивший в отличие от Успенского собора в Кремле название Крутицкий Малый Успенский собор.
В 1589 году Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов. В 1612 году, когда кремлёвские соборы были захвачены поляками, крутицкий Малый Успенский собор стал фактически главным храмом Российского государства.
Новый собор, построенный в конце XVII века, получил четырёхскатное покрытие, завершавшееся ярусом декоративных кокошников и традиционным пятиглавием. Также в ансамбль собора входят колокольня с шатровым завершением, западный притвор с двумя шатровыми крыльцами и боковые галереи, протянутые к митрополичьему дворцу в 1694 году. Высота собора – 29 метров (до подкрестного яблока). Всё, даже луковичные главки сделано из красного кирпича, что создаёт уникальный образ Крутицкого подворья.
В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града.
В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами.
Крутицкий теремок – часть архитектурного ансамбля Крутицкого подворья, включающая в себя святые врата и терем над ними. Архитекторами были выдающийся русский зодчий XVII века Осип Старцев и каменных дел мастер Ларион Ковалёв.
В 1693–1694 годах были построены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в Успенский собор (от палат до теремка – Воскресенские, от теремка до собора – Успенские переходы).
При митрополите Павле III были возведены Митрополичьи палаты – дворец Крутицких митрополитов. Примыкавший к Митрополичьей палате подклет бывшего Успенского собора в 1672-1675 годах был превращен в парадную Крестовую палату (приёмная митрополита), Никольский же придел стал домовой церковью крутицких иерархов. Дворец представляет собой двухэтажное кирпичное здание в составе комплекса построек Крутицкого подворья. Размеры строения составляют 27 х 12 метров. Он был построен в 1655 году и является мощным строением – толщина этих стен достигает 1,2 метра. С южной стороны палату оживляет изящное парадное крыльцо.
На территории подворья так же ведутся работы, постоянно въезжает и выезжает техника. Так что снять многое просто не было возможности.
Выйдя на набережную поднялся на Новоспасский мост, с которого отрывается вид на Московский международный Дом музыки.
И Новоспасский монастырь.
Возвращаемся и перейдя дорогу идем к Новоспасскому пруду.
Видимо тут даже водится рыба, встретил десяток рыбаков.
Пройдя по Краснохолмской улице сворачиваю на Народную улицу, где конечно не могу пройти мимо дома в который приезжал один из моих героев.
По дороге к метро зайдем на Нижнюю Радищевскую.
Храм находится в центре Таганской слободы, возникшей в местности, издревле носившей название «Болвановка». Некоторые исследователи связывают происхождение названия с «болваном» — идолом, татарским либо языческим, который мог находиться в тех местах, другие считают, что название связано с поселением там мастеров, изготавливающих болванки для производства шляп. Первый храм на месте современного являлся приходским храмом ремесленников. Существует предположение, что первый, деревянный храм был построен в 1506 году, однако он не упоминается до 1632 года. Доподлинно не известно, когда именно началось строительство каменного храма, так, одна из версий гласит, что по благословению патриарха Иоакима в 1682 году был начат сбор средств среди прихожан на постройку нового храма, однако нужную сумму удалось собрать только к 1697 году. Другая версия сводится к тому, что деньги всё же удалось собрать, и в 1682 году была выстроена маленькая каменная церковь с шатровойколокольней, а в начале XVIII века она была перестроена по заказу князей Гагариных.
Каменный храм, сохранившийся до наших дней, был построен под руководством московского зодчего Осипа Старцева. Старцев выступил как весьма консервативный архитектор (предполагают, что его консерватизм был обусловлен несогласием с петровскими реформами), и церковь была выстроена им в традиционном московском стиле — так называемом «московском барокко», однако более архаичном, чем предыдущие его постройки. Церковь Николы на Болвановке иногда называют последней средневековой постройкой старой Москвы.
На этом прогулка завершена. Большое спасибо всем кто дочитал и досмотрел. Уважаемые читатели и подписчики, напишите пожалуйста как вам удобней читать о прогулках. В виде постов или как сегодня статьей.