Наше впечатление от страны/континента/еды/людей/и тп складывается зачастую из поверхностных вещей, а точней из того мусора, который ежедневно выбрасывает нам новостная лента, говорят "знакомые знакомых". Нет желания углубляться, нет желания связывать события, историю, разные вещи воедино, чтобы создать свой собственный образ.
Большинству это и не нужно. Ибо мы в таких местах зачастую не выходим за "буйки". Давно как-то я отдыхала в Египте. И решила поехать в Луксор и долину Нила, купила экскурсию. Кто бывал, знает, что первым впечатлением по приближению к долине Нила будут посты с военизированной охраной. По этой же причине туристические автобусы собираются в колонну и движутся друг за другом. "Стреляли" - сказал бы красноармеец Сухов. Это чувство опасности и такой хрупкой защищенности не покидало меня до самой цели нашего путешествия.
Пространство ЦВЗ устроено так, что покупая билет, человек уже видит "гардероб" выставки - большое пространство перед залами. Как правило, оно оформлено. Визитная карточка того, что нам предстоит увидеть.
В этот раз я увидела строительные мешки с песком, окрашенные кучки камней, и две, - назову их так для упрощения - скульптуры в аутентичном африканском стиле. Знаете, если бы не СВО, многие бы и не знали, что в Африке водятся кроме крокодилов еще и редкие металлы, золото, нефть и прочие ценнейшие ресурсы. Я молчу уже про кофе, ценную древесину, слоновую кость, экзотические фрукты. Не зря же Африку колонизировали столетиями. Но что мы об этом знаем? Большинство об этом не задумывается, ведь впечатления из телевизоров и интернет-пространств совсем другие. Ну вспомните. Дети с вздутыми животами в рваной одежде. Грязь, разруха, нечистоты и отсутствие питьевой воды. Разве возникнет мысль о том, что это богатейший континент? Неа. Песок (все же знают про пустыни?), горы неперабатываемого мусора, камни. Это визитная карточка Африки.
Спустясь в залы с экспонатами, я вдруг осознала, что по сути ВЕСЬ этот континент без остатка был и практически остается ресурсом. Торговали всем: люди, продукты, ресурсы. Рабство трансформировалось в работу на грязных экологически производствах. Гораздо дешевле построить завод в Африке рядом с ископаемыми без соблюдения норм и платить гроши. Поищите видео в интернете как работают. Насмотрелась как делают кастрюльки, стаканы для свечей и так далее. Это оно. Видео с производств аккумуляторов для электрокаров нам вряд-ли где-то покажут. По идее должно быть лучше, но кто знает.
ЛЮДИ КАК ТОВАР
И это первое, о чем рассказывает выставка. Задумалась о том, что по сути на африканском континенте непросто выживать. Палящее солнце, засухи, множество диких, не всегда безопасных животных, необходимость добывать питьевую воду и устойчивость к ее длительному отсутствию. Люди, рождающиеся там, имеют сильнейшую мотивацию. А значит, сильные, крепкие, с мощным скелетом и мускулатурой. Именно поэтому они пользовались таким спросом у работорговцев. Они знали.
АУТЕНТИЧНОСТЬ И ИСКУССТВО
Как думаете, есть там искусство? Кажется, что нет. Но это ведь и странно. Человечество выживает на балансе красоты и заботы о хлебе насущном. Такой богатый континент не мог не давать ростков прекрасного, искусства. Маски, идолы, яркие ткани, орнаменты, танцы, музыка. А захоронения? Интересный вопрос.
Отсутствие великих художников (деятелей искусства) в прошлом сильно подвергает сомнению наличие этого самого искусства. Линда Нохлин в свое время написала статью "Почему не было великих женщин художниц". Ведь женщины, простите, как и мужчины были с момента появления человека. Иначе и быть не могло. Но что останавливало женщин от творчества? В статье Линда Нохлин дала свои интерпретации. Если переложить статью на нашу сегодняшнюю тему искусства Африки, то можно назвать массу причин. Основной причиной я назвала бы системное, постоянное ограбление. Люди, системной задачей которых становится выживание, когда вывозят лучших представителей нации для примитивного использования в качестве инструмента труда, тут не до творчества.
Многие художники работали с африканской темой, я уже об этом писала, когда разбирала выставку "Африка в русском искусстве". И здесь обратила внимание на контраст восприятия. Русские художники - сами африканцы - современные художники.
Что касается русских художников, я вероятно мало уделила внимание именно впечатлению именно потому, что оно не сформировалось, нужен был контраст. Выставка в ЦВЗ его дала. Наверное, стоит отметить, что в основном речь шла о северной части континента. Алжир, Марокко, Египет. Русские художники писали богатый колоритом Восток. Яркая одежда, колоритная архитектура домов.
Африканское искусство - маски, фигуры, архитектура, одежда, - идет от простых форм. Сомасштабно человеку и я бы сказала, что оно человекоцентрично и в некоторой степени символично, обладает элементами мистики. Достаточно земное. Я на это обратила внимание, разбирая картину Петрова-Водкина, когда сравнивала как он изобразил кормящую мать русскую и африканскую. Как две ипостаси. По сути в этом и смысл разницы истоков в искусстве между ними и нами.
ИСКУССТВО, ДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
Возможно, стоит сказать, что у нас и у них похожие истоки религии. Язычество, происходящее из веры в живую природу и контакт с ней через артефакты. Не будь колонизации, кто знает, как трансформировалось бы язычество на африканском континенте и что мы увидели бы сейчас.
ЛЕТИЦИЯ КАЙ. СИЛА ВОЛОС
Волосы же это что? Первое, что приходит в голову - по спектральному анализу волос можно все узнать о здоровье их владельца. Волосы это генетическая память. Волосы это материал, по сути шерсть. Волосы согревают. Волосы индивидуальны. Всегда можно сказать, чьи это волосы. Как авторская подпись или рисунок кожи на пальцах. Волосы, это еще и национальный признак. Они у разных этносов отличаются: китайцы, африканцы, европиоиды, славяне.
И волосы одна из наших визитных карточек, от них зависит и головной убор, и его внешний вид. Они венчают голову, создают завершенный человеческий образ.
ФОРМА
Одной из ярчайших форм в искусстве для меня является ткань. Человек стремился одеться. Образ ткани, цвет, рисунок, материал вбирал в себя окружающий человека мир. Именно поэтому в мире такое разнообразие орнаментов, тканей, типов одежды. Можно сказать, что одежду формировали природные условия. И видя, как одеваются представители африканского континента остается сожалеть, что эта смелость, яркость и необычность не успели проявиться там, где они живут во всей полноте.
Изучение и увлечение художниками Африки дало импульс ярким цветам. Выскажу мысль, что возможно импрессионизм во всей его красочной полноте появился и проявился благодаря африканскому искусству и формам. Где, как не в Африке цвета доведены до предела?
Кофейные зерна в виде корабля, внутренность которого заполнена фигурками человечков. Как вам?
Человечки как кофейные зерна. Черный товар. Который употребят те, кто его купит без остатка.
Одно из самых сильных переживаний этой выставки - кресло из патронов и снарядов и скульптурки, утыканные гвоздями. Наряду с кораблем из зерен, набитым человечками, вдруг понимаешь, что борьба за жизнь происходит здесь ежедневно. И колонизаторы вместо бусиков поставляют сюда оружие. Но искусство все равно прорастает сквозь войну. Оно не дает забыть о человеческом.
УЯЗВИМЫЕ. Ольга МИЧЧИ
Понравилась эта серия. Хочу обобщить немного. Та часть представленных российских художников, тоже по сути ориентируется на контекст. Взгляд снаружи на окружающее.
В профессиональном поле есть дискуссия, а имеют ли право те, кто не принадлежит (не инвалид, не африканец, не... продолжите сами) системе, не является ее членом говорить об этом. В этой выставке я ярко увидела как работают художники вне системы (взгляд снаружи) и как работают художники, находящиеся в ней (взгляд изнутри). И насколько отличаются эти взгляды.
Снова рискну собрать все шишки и сказать, что в данном случае взгляд снаружи больше похож на колонизаторский. Более поверхностный, что ли. Почему-то вспомнился мультик "Чунга-чанга". Веселый, упрощающий восприятие жизни там. Но и добрый, потому что наш. Но и по сути, как я уже писала выше, истоки культурного кода у нас похожи. Нет агрессии и жажды завоеваний.
ВЫЖИТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА
Я подумала о том, что жизнь в разрухе помогает сохранить искусство. Человек, не имея возможности использовать лучшее из того, что его окружает, использует то, что есть.
Именно поэтому, тема современного европейского искусства, американского искусства, где художники работают с аналогичными темами мне кажется несколько ущербной и от лукавого. Живя в достатке и богатстве мне представляется важным умение использовать лучшее и создавать новое лучшее в искусстве именно из того, что есть.
Но вернемся к Африке и ее художникам. Живя в контексте разрухи, неудивительно, что глаз жаждет что-то увидеть по своему красивое хотя бы из того, что есть.
Стрит-арт - такое порождение, попытка выйти из ужасов окружающего мира. Коллажи Эссо Сесса своего рода тоже. Сделаны из обрывков старых тканей, кусочков газет, каких-то красок. И носят отпечаток той жизни, и желание восстать против нее.
ПУШКИН - АБИССИНЕЦ
Собственно, в этой части все понятно. Я бы посмотрела под патриотическим углом. Россия принимает под свое крыло многих и дает им шанс.
Возвращаясь к теме ВЫЖИВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТА ИСКУССТВА, хочу сказать о разнице подходов. Работа с мусором в Африке и в Европе имеет разную базу. И в то же время как ИНЬ/ЯН одно не может существовать без другого. В то же время, я вижу необходимость другого подхода работы с переизбытком, о котором так пекутся экоактивисты и художники, работающие с этой темой.
Как я писала выше, переизбыток производное от ширпотреба, массового производства. И изобилие контролируется только уникальностью. Созданием редких, уникальных вещей. Сокращением массового потребления за счет индивидуализации.
Недостаток же как предмет искусства показывает заботу о природе, как это ни парадоксально. Особенно это чувствуется в сравнении с избытком, где этой заботы днем с огнем не сыщешь. Посмотрите на портрет Нельсона Манделы. Он сделан из переработанных шлепанцев.
#цвзманеж #перевернутоесафари #кудасходитьвспб #современноеискусство #африка