Поезд взбирается на Становое нагорье со стороны Олёкмы и Хани. Исток последней - красивейшее озеро Читканда:
Становое нагорье представляет собой великий водораздел Лены, Енисея и Амура, вот только само оно - скорее конфедерация самодостаточных хребтов, очень непохожих друг на друга. За Олёкмой начинается Удокан (до 2541м) - хребет грузный, плосковерхий, местами откровенно мрачный...
...но фантастически богатый полезными ископаемыми - в геологии это называют не иначе как Удоканский феномен. Примерно на десяти тысячах квадратных километров сосредоточены огромные месторождения титаномагнетитовых руд (Чина, Куранах), медных песков (Удокан), железистых кварцитов (Чара), редкоземельных металлов (Катуга), угля (Читканда), самоцветов вроде чароита, а на соседнем Кодаре, помимо угля (Апсат) - ещё и уран...
С юга в Удокан упирается Байкальский рифт зарождающегося океана, а очертания крутых гор без вершин сразу заставляют вспомнить Хибины, также сказочно богатые на минералы и руды.
Железная дорога тем временем только набирает высоту, и открыв окошко в вагонном туалете, я снимал фантастический, совершенно вертолётный вид на Читканду:
Да и дальше за окнами вагона плывут те самые виды, которые мы помним из детских энциклопедий около подписи "Сибирь":
Кадры выше сделаны с Муруринского перевала (1323м) - высшей точки Российских железных дорог. Ещё выше на тот же Удокан забралась Чинейская железная дорога, но она заброшена, а рассказ о ней - дело не на один пост.
И в общем в абсолютных цифрах 1323 метра - это не так уж и много. Даже в бывшем СССР гораздо выше проложены железные дороги Армении - самой высокогорной станцией бывшего Союза можно считать Сотк (2066м) над Севаном, у золотых рудников и недавно придвинувшейся линии фронта.
В мире километровыми высотами и вовсе никого не удивишь... но суровый климат словно добавляет горам пару-тройку лишних километров - за вычетом кислородного голодания условия здесь немногим лучше, чем на Цинхай-Тибетской магистрали Китая или высокогорных линиях Боливии и Перу.
А определённую путаницу в Вершину БАМа вносит разъезд Мурурин - он расположен существенно западнее перевала, и с высотой около 1210м лишь второй в стране после АЯМовского разъезда Таёжный (1240м). Мощная петля спускается к нему:
Вокруг - всё те же вертолётные виды гольцов:
- Куда тропу мнёте?
- Идём к гольцу Ямбуй, знаешь такой?
- Ямбокай? Разве ты не знаешь - Ямбокай место шибко плохое!
Геолог Григорий Федосеев, как и его коллега Иван Ефремов, стал культовым писателем бамовцев. Причём не фантастом-философом, а реалистом: его приключенческие романы - одновременно и нон-фикшен. Со своим проводником - эвенком Улукитканом он ходил куда восточнее, в верховья Алдана у границы Якутии с Хабаровском краем, но пейзажи и сам дух таинственной, страшной, манящей тайги здесь совершенно такой же.
Вот и сам разъезд Мурурин - виды вдоль путей я снимал из последнего тамбура по пути на запад, так что в нашем рассказе о пути на восток они - как из кабины локомотива:
Мимо проплывает, как облако по небу, Щучье озеро. Обратите внимание на рельсы - у нас с Ольгой не сговариваясь было ощущение, будто дорога здесь лишь набирает высоту на запад:
По ощущениям вершина перевала где-то здесь, за мостом через Правый Мурурин, опоры которого видны на вводном кадре, но как уже говорилось - это ощущение обманчиво: мы спустились от высшей точки на две с половиной сотни метров.
Справа на кадре выше открывается простор Чарской котловины.
За ней из синих далей надвигается грозовым фронтом следующий хребет Кодар:
Тайга, ненадолго сменившаяся лесотундрой, вновь поднимается к вагонным окнам: