Начало 1980-х
СССР
В работе по делам военных из иностранцев, обучающихся в СССР и подозреваемых в шпионаже, важная роль принадлежала негласным источникам. При их помощи решался широкий круг вопросов.
Наибольшая трудность здесь состояла в том, чтобы помощник Особого отдела добился доверия у разрабатываемого и мог контролировать его действия в различных условиях. Практика показывала, что наибольшего успеха здесь добиваются агенты из соотечественников объекта. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с агентурой из советских граждан и в ряде случаев играли основную роль в выявлении враждебной деятельности иностранца. Такие агенты имели возможность повседневно и, по существу, в любой обстановке, в том числе и при выездах за границу, общаться с разрабатываемыми и изучать их.
Например, Особым отделом КГБ СССР по Среднеазиатскому военному округу по подозрению в принадлежности к агентуре спецслужб КНР изучался военнослужащий из Юго-Восточной Азии «Делец». В его разработку был введен агент «Янин», соотечественник объекта, который учился с ним в одном городе. В результате правильно избранной линии поведения источник в короткий срок сблизился с «Дельцом» и завоевал его доверие. Тот стал делиться с ним своими мыслями, рассказал о прошлом, а это позволило вскрыть антисоветские настроения объекта и установить, что он является китайцем по национальности, незадолго до выезда на учебу в СССР специально сменил китайскую фамилию. Более того, «Янин» выявил конкретные факты и методы сбора разрабатываемым разведывательной информации, места хранения им шпионских сведений. При участии «Янина» удалось организовать за «Дельцом» практически непрерывное наблюдение и провести ряд оперативных комбинаций по документированию и пресечению шпионской деятельности агента китайских спецслужб.
В ходе разработки «Дельца» сотрудники Особого отдела КГБ установили, что иностранец по заданию китайской разведки активно занимается сбором шпионской информации. Ведя в основном визуальную разведку и выведывая втёмную, он пытался получить сведения о военных и промышленных объектах в Киргизии, плотности населения республики, его национальном составе, особенно в приграничных с КНР районах, проживании там лиц китайского происхождения. Шпион стремился также получить сведения о системе охраны советеко-китайской границы, наиболее трудных еёучастках, а также о возможности приёма программ китайского телевидения в различных районах Киргизской ССР. Собранную таким образом информацию он обрабатывал и с ухищрениями хранил среди личных вещей. При негласном обыске у «Дельца» была обнаружена изданная для туристов схема города Фрунзе с нанесенными зашифрованными знаками и 14 проявленных цветных диапозитивов административно-территориальной карты Киргизии с различными объектами. При анализе этих материалов установлено, что произведенные на них записи отражают места дислокации восьми воинских частей и трёх режимных заводов. После тщательного изучения обстановки вокруг иностранца, его ухищрений при сборе и хранении шпионских сведений он был задержан с поличным в момент обработки разведывательной информации в номере гостиницы, В ходе допроса объект сознался, что является китайцем по национальности, завербован спецслужбами КНР в период пребывания в отпуске на родине. Все эти сведения намеревался передать им при очередном выезде в свою страну.
Судя по всему, "Делец" проходил обучение во Фрунзенском Военном училище лётчиков ВВС СССР. 20 декабря 1956 года в училище поступили первые 15 иностранных курсантов. За период с 1956 по 1992 годы на пятых центральных курсах подготовки и переподготовки авиационных кадров было подготовлено 21 682 человека по 10 авиационным специальностям. В частности, в Канте (авиабаза 5-х ЦК ПУАК) проходили обучение президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак, бывший президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад, маршал авиации Индии Дилбах Синг.
От себя добавлю, что большинство объектов МО СССР на территории Киргизии до сих пор являются секретными. В бытность моей командировки туда во второй половине 90-х, мой родственник из ближнего окружения тогдашнего МО Кыргызстана генерал-полковника Субанова по поводу интереса ФРГ, Турции и США к этим объектам вскользь заметил, что всего личного состава тогдашних ВС Кыргызстана (примерно 12000 человек) не хватит для односменного караула на всех этих объектах.
(Источники: Широков В., Губарев А.)